Тема 5. Сознание (24 часа)

Содержание темы

Проблема сознания – «вечный вопрос» философии. Мифологические, религиозные представления о происхождении и сущности сознания. Созна­ние как комплексная проблема науки, культуры. Антропосоциогенез и становление биологических предпосылок мозга и сознания. Роль труда, языка и социальных отношений в развитии сознания. Структура и функции сознания. Идеальное как объясняющий принцип сознания. Идеальная сущность сознания. Идеальное как атрибут материи. Идеальное как форма социокультурного бытия, как «форма вещи вне вещи» (Ильенков Э.В.). Идеальное как мера совершенства вещей. Идеальное как способ бытия отражательных образов. Субъективные и объективные формы идеального. Сознание как субъективный образ внешнего мира и как идеальный образ объективного и субъективного мира. Сознание как форма и способ целеполагания человека. Сознание как ступень становления разума и мышления. Чувственный опыт и эмоциально-мотивационная сфера сознания как непосредственная связь материи и духовного мира. Потребности тела, души, разума и опосредствующая роль сознания в их удовлетворении.

Проблема соотношения общественного и индивидуального сознания. Единство онтогенеза и филогенеза человеческого сознания. Теоретическое, практическое и ценностно-смысловое сознание. Сознание и бессознательное. Место и функции бессознательного в различных формах деятельности человека. Абсолютизация роли бессознательного в психоанализе. Информация, идеальное, психика, сознания. Психофизическая проблема: сущность, история вопроса, варианты решения. Сознание и самосознания. Индивидуальные и объективные формы самосознания. Религия, наука, искусство, Философия, мораль, право как формы самосознания и самопознания человека. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки. Язык как орудие формирования духовного мира и сознания людей. Практические, знаково-символические и внутренне –«молчаливые» формы функционирования сознания. Сознание как творческая сила мира.

Основная литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Раздел III. Гл. XV, стр. 254-283. М., 2005.

2. Философия. Учебник для вузов. Под общ. ред. В.В. Миронова. Раздел IV. Гл.3, стр. 521-555. М., 2011.

Тема 6. Познание (12 часов)

Содержание темы

Познание как предмет философии и специальных наук. Гносеология в структуре философских дисциплин. Проблема познаваемости мира: скептицизм, релятивизм, агностицизм. Познание как процесс идеального отражения, воспроизведения, творения действительности.

Специфика и структура познания. Категории субъекта, объекта, практики, отражения, творчества. Виды субъектно-объектных отношений. Чувственное познание и его формы: ощущения, восприятия, представления. Чувственная интуиция и воображение. Рациональное познание и его основ­ные формы: понятие, идея, теория, гипотеза, суждение, умозаключение. Интеллектуальная интуиция и умозрение. Рассудок, разум, ум. Теорети­ческий и эмпирический уровни познания.

Роль социальных отношений и общения в познании. Познание и диалог. Понимание как социально-культурная и гносеологическая проблема. Традиция как необходимое условие понимания и диалога.

Обыденное, научное и философское познание. Понятия науки. Науч­ная теория, ее структура и функции. Научная гипотеза, условия проверки и подтверждения гипотезы. Научное объяснение, научное подтверждение, научное опровержение. Научная общезначимость и проблема познания уникально-единичных явлений.

Познавательная роль языка, знаков, символов. Язык как инструмент обобщения, абстрагирования. Язык, грамматика, логика. Риторика и ее роль в познании и в общении.

Методология как учение о методе. Общее понятие метода. Метод как система практи­чески проверенных норм действия в познании и в действительности. Метод как философски осознанные принципы организации и управления познавательной деятельностью, как познание познания. Метод как орудие, органон и канон мышления. Метод как определение условий и структуры действий на пути к истине.

Многообразие методов. Методы эмпирические, теоретические, общенаучные и философские. Специфические экономические методы исследования. Логические и исторические методы философского анализа. Диалектический метод как система принципов теоретического мышления. Принцип объективности, принцип историзма, принцип системности как элементы философской методологии. Возникновение в науке и культуроведении XX века новых типов сверхсистемных, целостных методологий. Метасистемные, ком­плексные, полисистемные, междисциплинарные, глобальные, информационные методы в современной

Истина - центральная категория гносеологии и философии. Как возникает и в чем состоит проблема истины? Истина как проблема поиска Абсолюта. Духовное единство и онтологически - историческое многообразие форм проявления истины. Проблема классификации концепций истины в философии. Основные представления об истине в древнегреческой философии: истина и логос (Гераклит); истина и вечность (Элеаты); истина и человек (софисты); истина и всеобщее (Сократ); истина и благо (Платон); истина и мера (Аристотель). Концепция двойственной истины в средневековой философии. Проблема «истин разума» и «истин фактов» в философии Нового времени. Кант об истине только в пределах опыта. Гегель об истине как единстве противоположностей. Соотношение истины, практики и интересов людей в философии марксизма. Позитивистская концепция истины: общезначимость, верификация, фальсификация. Экзистенциалистское понимание истины как коммуникации и как подлинного бытия. Истина-польза в прагматизме. Методологический анархизм П. Фейерабенда. Истина в герменевтике. Проблема истины в русской философии: истина как нравственный идеал (правда).

Абсолютное и относительное содержание истины. Объективные и субъективные элементы истины. Субъектность и бессубъектность истины. Личное и общезначимое в составе истины. Истина, польза, бескорыстие. Истина и благо. Истина и жизнь. Истина, свобода, творчество. Познанное, непознанное и непознаваемое в составе истины. Является ли практи­ка универсальным критерием истины? Истина как атрибут бытия, практики, языка и мышления. Истина как универсальная культурно-духовная ценность. Кризис мировоззренческой значимости истины в европейской духовной культуре XX века. Тенденции вытес­нения и замены истины терминами «рациональность», «оптимальность», «корректность», «простота» и др. Целостность истины - идеал философского понимания.

Основная литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Раздел III. Гл. XIII, XIV, XVI, стр. 202-245, 283-336. М.,2005.

2. Философия. Учебник для вузов. Под общ. ред. В.В. Миронова. Раздел V. Гл.1, 2, стр. 555-632. М.: 2011.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: