Тема 1. Предмет философии (16 часа)

Содержание темы

Философия - универсальная и целостная форма человеческого духа. Метафизические, трансцендентальные и априорные истоки философского мышления. «Вечные проблемы» в предметном содержании философии. Поиски Абсолюта как высшего принципа и движущей силы философского духа. Философия как рационально-теоретическая форма самосознания эпохи и ее культурно-духовных ценностей. Структура философского знания: онтоло­гия, гносеология, логика, социальная философия, история философии.

Философия как особая форма мировоззрения. Исторические типы мировоззрений. Мифология и философия. Мифогенные концепции происхождения философии. Син­кретизм как духовно-методологический принцип мифологии и истории философии. Синкретизм языческий, мифологический и рационально-философский, религиозный и научный, художественно-интуитивный и сознательный. Понятия «традиция», «пред-понимание», «предрасcудок» как выражения синкретической целостности философского знания. Соотношения философии, религии и искусства. Философия, здравый смысл и обыденное сознание. Рационализм как сущностный принцип философского мировоззрения. Философия как особая форма науки. Исторические типы взаимоотношений философии и науки. Идеал научной философии в европейской фило­софии. Философия как наука логики (Аристотель, Гегель). Философия как наука о методе. Философия как наукоучение (Фихте, Шеллинг). Проблема естественнонаучного и социально-гуманитарного познания в философии. Сциентизм и антисциентизм как формы проявления кризиса философии и науки. Умозрение, духовный опыт, факты в философской науке. Философия и управление: формы взаимодействия. Философия и цифровая экономика.

Философия, политика, право, мораль. Философия и идеология гуманизма. Философия и образование. Философия и управление. Философия как духовная форма самовоспитания целостной личности и как логическое средство развития способностей человека к теоретическому мышлению. Образы мудреца, философа, ученого, специалиста в философской рефлексии.

Основная литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Раздел I. Гл.1-4, стр. 4-77. М., 2005.

2. Философия. Учебник для вузов. Под общ. ред. В.В. Миронова. Введение, стр. 1-20. М., 2011.

Тема 2. Бытие (10 часов)

Содержание темы

Отражение содержания мира в особых синтетически целостных категориях философии: «Космос», «Вселенная», «Универсум», «Природа», «Жизнь», «История», «Дух», «Бытие», «Материя», «Человек».

Мир и категория «Космос». Синкретизм содержания этой категории. Космос как воплощение порядка, организованности мира.

Мир и категория «Вселенная». Философские и научные модели Вселенной. Универсум - количественная определенность мира как множества всех миров. Проблема универсума в философии и в логике.

Природа и История - основные формы бытия мира. Религиозно-мифологические, художественные и научные образы природы. Природа - живой организм, творенье Божие, мастерская, мировое зло, инобытие духа, материал и средства деятельности человека. Очеловеченная природа. История как процесс преобразования природы человеком. Проблема соотношения естественного и искусственного в человеческой истории. Проб­лема начала и конца истории в мифологии, религии и в философии.

Жизнь как философская категория. Проблема жизни во Вселенной. Дух как творчески-деятельная сила в мировых процессах. Философские представления о мировом духе, мировой душе, мировом уме. Мир чувственный и мир умопостигаемый. Философский смысл религиозного удвоения мира на посюсторонний и потусторонний. Проблема роли и судьбы духа в мировых процессах.

Категория Бытия как исходная логическая ступень познания мира. Внутренняя противоречивость бытия: абсолютное и относительное, вечное и преходящее, бесконечное и конечное. Проблема небытия и объективный статус отрицательности. Бытие, существование, сущность. Имманентные и трансцендентные аспекты бытия. Соотношение порядка и хаоса в бытии. Внутренняя активность бытия. Специфика бытия идеального и сознания. Проблема превращенных, иррациональных форм бытия в истории философии. Бытие как незавершенная реальность и как открытая проблема человеческого духа. Специфика бытия разума и специфика разума бытия.

Основная литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Раздел IV. Глава XX, стр. 420-425. М., 2005.

2. Философия: Учебник для вузов. Под общ. ред. В.В. Миронова. Раздел IV. Гл.1,2, стр. 435-521 М., 2011.

Тема 3. Материя (12 часов)

Содержание темы

Материя как фундаментальная философская категория. Субстанциально -онтологические, гносеологические и специально-научные представления о материи. Проблема материального единства мира и основные теоретические принципы его обоснования. Атрибуты и всеобщие свойства материи. Движения и его основные формы. Проблема единства материи и движения и основные подходы к ее решению /апории Зенона, механицизм, энергетизм/. Пространство и время как универсальные формы бытия материи. Многообразие пространственно-временных форм. Материя, техника, искусственный мир. Философские проблемы современной техники. Проблема «исчезновения материи» в философии и науке XX века, ее связь с экологией.

Материя и сознание. Антропосоциогенез и материально-трудовые основы возникновения сознания. «Может ли материя мыслить?».

Основная литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Раздел IV. Гл. XXI-XXII, стр. 425-451. М., 2005.

2. Философия. Учебник для вузов. Под общ. ред. В.В. Миронова. Раздел IV. Гл.2, стр. 460-521. М., 2011.

Тема 4. Развитие (10 часов)

Содержание темы

Идея развития как сущностный принцип мировоззрения. Проблема развития в мифологии: теогония, «война богов», представления о смене веков, о метаморфозе жизненных форм. Пессимистические и трагические оценки развития в мифологии. Мифология о преходящем, относительном характере развития. Христианство о творении мира и оценка им идеи развития. Развитие и провидение Божие. Развитие как принцип бытия, познания и жизнеустройства европейской цивилизации. Развитие как внутренняя основа и субъективная энергия человека.

Диалектика и метафизика - философские теории развития и методологии его познания. Основные исторические типы диалектического и метафизического мышления. Генетические, структурные и функциональные связи понятий «взаимодействие», «движение», «становление», «развитие», «творчество», «вечность» Проблема источника, движущих сил и направленности («цели») развития. Развитие как восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему. Развитие как рост многообразия форм предмета. Развитие как становление естественноисторической целостности мира и человека.

Соотношение необратимости и обратимости, прерывности и непрерывности в процессах развития. Развитие, прогресс, регресс. Основные образные представления о формах развития: круг, шар, спираль, линия, древо мировое. Внутренняя и внешняя детерминация развития. Развитие и саморазвитие. Творчество как способ саморазвития человека. Системность, целостность мира и развитие.

Диалектические законы развития как выражение существенных связей вещей. Парадоксы возникновения «нового» и их выражение в законе перехода количественных изменений в качественные. Связь качества с составом и структурой предметов. Индивидуальные, системные и полисистемные качества вещей. Число, величина, количество как выражения пространственно-временных отношений мира. Мера как устойчивая структура качественных и количественных параметров вещи. Экстенсивные, интенсивные и структурные типы изменений. Скачок как прерыв постепенности изменений. Методы качественного и количественного анализа в науке. Закон развития путем противоречий. Противоречия как источник и движущая сила развития. Структура и формы противоречий. Отображение про­тиворечий в формах знания н логики. Проблема-задача-вопрос как ступени познания противоречия. Противоречие, диалог, диалогическое мышление. Диахронические и синхронические методы изучения развития в структурализме. Закон отрицания отрицания. Диалектическое отрицание и преемственность в процессах развития. Отрицание, небытие, ничто. Абсолютизация отрицания - теоретическая основа нигилизма, пессимизма, анархизма. Отрицание отрицания как закон циклического развития.

Идея развития в философии и науке XX века. Внутренние и внеш­ние противоречия классической теории развития в XX веке. Противоре­чия между идеей бесконечного развития и идеей человека как высшей конечной формы этого развития. Расхождения диалектики и идеи развития. Критическая диалектика, «негативная диалектика», «экзистенциалистская диалектика» как типы диалектики без идеи развития. Концепции «творческой эволюции», «эмерджентной эволюции» как типы теории развития без диалектики. Ограничение сферы действия законов развития в си­стемных методологиях. Герменевтика об игре как принципе развития.

Идея развития в теориях «глобального эволюционизма»: ноосфера, синергетика, коэволюция, социобиология, этногеноз, конвергенция, структурализм. Современные проблемы периодизации развития.

Основная литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Раздел IV. Гл. XXV, стр. 522-585. М., 2005.

2. Философия. Учебник для вузов. Под общ. ред. В.В. Миронова. Раздел IV. Гл.2, стр. 460-513. М., 2011.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: