Использование кейс-технологии и краеведения во внеурочной деятельности при реализации программы Центра гражданского образования

-----------------------------------------------------------------------------------

   Автор: Е.Н.Томилина, учитель английского языка, руководитель ЦГО «Успех» МАОУ СОШ №32 г. Томска

В современных условиях школе отводится значимая роль в воспитании активных, творчески мыслящих граждан, обладающих навыками работы с информацией, способных решать различные проблемы. Центр гражданского образования «Успех» МАОУ СОШ № 32 г. Томска – это среда формирования и развития устойчивого позитивного представления о себе, своей стране и мире, в целом для профилактики разного рода девиаций. С первых занятий закладывается чувство уверенности ребенка в будущей социальной и профессиональной жизни, что определяется уровнем развития его ключевых компетенций. Реализация программы ЦГО связана с использованием интерактивных технологий, которые рассматриваются как один из способов профилактики девиаций в процессе обучения, поскольку они позволяют успешно достигать цели активизации учебно-познавательной деятельности, осмысления и глубокого понимания учебного материала, «индивидуализации педагогического взаимодействия, обеспечения постоянной многосторонней связи с ребенком» [1, С. 144].

К таким технологиям относится кейс-технология, впервые появившаяся в XVII веке, но свое развитие и применение она получила в начале ХХ века в США в Гарвардской школе бизнеса в преподавании экономических дисциплин. Кейс-технология (от англ. сase — случай) — техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Выполняя задание, учащиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Наиболее успешно ее можно использовать на занятиях, посвященных родному краю. Кейсы, основанные, с одной стороны, на знакомом и близком материале и, с другой стороны, не имеющие однозначного ответа на поставленный вопрос, будут очень интересны для ребят любого возраста. А разработка нескольких ответов или путей решения, которые могут соперничать по степени истинности будет не только познавательным, но и увлекательным делом. Мы выделяем следующие этапы кейс-технологии:

1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;

 2 этап — выделение основной проблемы (проблем);

 3 этап — анализ принятия того или иного решения;

 4 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.

Считаем вместе другими учеными, что кейс должен отвечать таким требованиям, как:

· наличие реально существующей группы людей, организации, на основе которой разработана ситуация;

· определенная хронология событий, временные рамки,

· наличие реальной проблемы, конфликта,

· ситуация должна быть представлена в «событийном» стиле, где отражены не только события, но и персонажи, их действия, поступки;

· действие, разворачивающееся в кейсе, должно содержать интригу [3].

На одном из занятий Центра мы работали над кейсом «Таловские чаши. Природный памятник Томской области». Он базировался на реальном краеведческом материале, например: «Таловские чаши (Таловые чаши, Известковые чаши) — известковые образования в форме чаш, наполненные водой. Государственный памятник природы в Томской области, в 40 км к юго-востоку от Томска, близ истока речки Таловка. Здесь же рядом с объектом с XIX века и до конца 1960-х гг. находилась деревня Таловка Межениновского сельсовета» [2].

На основе полученных знаний необходимо было провести экскурсию для друзей или гостей нашего города, построив маршрут движения из центра города Томска до данного места. Также необходимо было составить рассказ – описание, обозначив особенности местности, которые могут привлечь туристов, и о трудностях, с которыми могут столкнуться люди, решившие посетить данный памятник.

Решение этой задачи требовало проведения одной или нескольких исследовательских операций теоретического или практического характера. Ребята не только составляли план передвижения, определяли транспорт, но и составляли список необходимой одежды, исходя из особенности данной местности. Такое активное и деятельное участие в жизни своей области и города является одним из путей реализации гражданственности. Рассказывая о красоте и уникальности данного места, происходит знакомство и развитие чувства гордости за свою «малую Родину».

Применение кейс-технологии во внеурочной деятельности, профилактике девиаций имеет свои преимущества и недостатки. Во-первых, это сочетание теории и практики, возможность работы с разными источниками информации. Во-вторых, сам процесс поиска решения − это творческий и очень увлекательный коллективный процесс. Работая с кейсом, ребята учатся соблюдать правила общения: работать в группах, слушать собеседников, отстаивать свою точку зрения. Таким образом, использование ресурсов краеведения в кейс-заданиях способствует формированию у учащихся готовности жить и трудиться в своем родном городе, участвовать в его развитии, социально культурном обновлении, воспитывает гражданско-патриотические чувства, способствует развитию творческих способностей, коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы.

Список литературы

  1. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов/ А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
  2. [Электронный ресурс]: Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%87%D0%B0%D1%88%D0%B8 (дата обращения: 25.12.2019).
  3. [Электронный ресурс]: Режим доступа https://studwood.ru/1861459/pedagogika/suschnost_keys_metoda_osobennosti (дата обращения: 25.12.2019).

 

КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ: ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

---------------------------------------------------------------

    Автор: А.В. Ларина,учитель истории, педагог дополнительного образования МАОУ СОШ № 16 г. Томска

Современная российская педагогика неразрывно связана с традициями антропологического подхода в образовании и воспитании, заложенного в трудах Н.И. Пирогова и К.Д. Ушинского. Их многогранное наследие является той теоретической базой, которая позволяет практически развивать современные педагогические школы и направления, воплощающие принципы творчества, гуманизма, общедоступности, наглядности и демократичности образования [8].

Гуманистическим идеалом для Н.И. Пирогова было воспитание настоящего человека, имеющего внутренний духовный стержень, нравственного, любящего свою Родину, способного активно строить свое будущее и совершенствовать окружающий его мир, бороться с несправедливостью и защищать свое Отечество в трудные годины. Поэтому в обучении, прежде всего, является важным не столько получение учеником профильной специализации, сколь обретение ребенком тех свойств, которые позволяют ему проявить себя в обществе в качестве полноценной личности: «Все готовящиеся быть полезными гражданами должны сначала научиться быть людьми» [10]. А путь, становления в себе человека постигается с детства соответствующим «…воспитанием к внутренней борьбе, неминуемой и роковой» [10], в процессе которой ребенок формирует в себе лучшие гражданские и человеческие убеждения и качества: «Только тот может иметь их, кто приучен с ранних лет проницательно смотреть в себя, кто приучен с первых лет жизни любить искренно правду, стоять за нее горою и быть непринужденно откровенным как с наставниками, так и с сверстниками» [10].

Сложившаяся в настоящее время педагогическая практика, с одной стороны, направлена на формирование учебных компетенций, ориентированных на успешное выполнение будущей профессиональной деятельности. С другой стороны, в наше время остро стоит проблема воспитания нравственных, гражданских, патриотических качеств у подрастающего поколения. При этом призывы к формированию «истинных людей», могут иногда восприниматься как идеалистическими. Для Н.И. Пирогова идеал высоконравственного и образованного человека выступал в духе абстрактного гуманизма. Но смелый во взглядах, мысли и деятельности, великий хирург и педагог желал практического воплощения этого идеала и воспитания истинного человека для процветания России [9]. Взгляды на систему образования у выдающегося хирурга сформировалась после Крымской войны, где он был среди защитников Севастополя, спасал жизни, видел не только тяготы поражения, но и героизм русских воинов. Прогрессивные мысли его о гуманистической школе опередили Великие реформы в России, и с опасением были встречены Министерством просвещения, особенно в период нараставшей революционной активности, но в настоящее время они являются актуальными и жизненно востребованными отечественной педагогикой.

Так, Федеральные образовательные стандарты ставят вопросы формирования личности гражданина России, патриота своей Родины на одно из важнейших мест [1].  В рамках гражданско-патриотического воспитания необходимой потребностью определяется повышение краеведческой грамотности обучающихся. Основной идеей является не просто изучение истории родного города и края, а разработка новых туристско-краеведческих маршрутов по кольцевому принципу. На старте воплощения в жизнь программы сформированы экскурсии, близкие к школе.

Как изучать родной город? От кого должна исходить инициатива? В проектной деятельности идея должна исходить от ученика. Поэтому планируя краеведческий маршрут, педагог исходит от потребностей обучающегося, выполняя свой образовательный замысел, корректирует и направляет его. Порой можно допустить импровизацию в ходе экскурсии, выслушав пожелания участников, если это не противоречит технике безопасности, отклониться от плана, но в рамках района и разрешённого временного ресурса.

Что обещает образовательный маршрут? Это встречи с интересными людьми, открытия и любование природой, это восхищение достижениями градостроителей и трудом горожан. Побуждает к изучению истории, вызывает интерес к знаниям. Это открытия и для ученика, и для педагога.

Интересно наблюдать, как меняется наш родной Томск. Очень важно каждому жителю знать свой город, не только главные улицы и видимые всеми проспекты, но и его укромные местечки, и маленькие улочки. Так с любознательными школьниками был спроектирован маршрут и представлен на конференции, получивший название в кругу разработчиков идеи «Научное кольцо».

Группа может идти по улице Аркадия Иванова, свернуть на маленькую тропинку, обойти почти всю территорию завода ТЭМЗ. По пути встречается старое здание завода Кемрос. Потом можно спуститься по склону к родникам, выйти к Ботаническому саду. Здесь нужно и белок покормить. Всем известно, что в этих местах их очень много.

Диковинка этой экскурсии – родники. Сибирский ботанический сад, расположенный на территории ТГУ, популярное место у томичей, которые приходят сюда отдохнуть от суеты и прогуляться среди красивых растений. Но мало кто знает, что в глубине рощи можно найти пару удивительных родников с каскадными водопадами, самодельными лавочками и красивыми пейзажами. И не только в Ботаническом саду, но и рядом с Университетским озером, рядом с учебным корпусом № 4. После ряда проверок и научных работ выяснилось, что на территории озера находится минимум 21 родник. Ведает всеми этими местамидоцент ТПУАлександр Назаров, который начал увлекаться родниками еще в студенчестве. Сегодня на его счету множество монографий и исследований по этой теме. По его данным, в Томске насчитывается более тысячи ключей, при этом 14 самых значимых родников расположены вокруг Томского государственного университета.

Лично «родниковых дел мастер» заботился об экосистеме окрестностей Ботанического сада, вызвал огромный интерес при подготовке защиты проекта. Школьники ранее лично общались с учёным, поведали учителю о нём в ходе маршрута. Его деятельность вызывает восхищение. Он вывел родники на поверхность, устроил каскады лотков, где можно увидеть течение воды. И воду из истока родника, не загрязненную ничем, можно пить. Много лет он наводил в ландшафтно-родниковой зоне Университетской рощи порядок самостоятельно: выводил родники на поверхность, обустраивал системы каскадов, расчищал местность от мусора и грязи, строил скамейки и лестницы. Потом о родниках дети сами искали информацию. Так, родник Ренкуль назван в честь инженера Ренкуля. Когда-то ключи этого родника были соединены деревянными трубами в единую систему. Из них живительную влагу переносили в водонапорную башню. Так, при помощи природы и нехитрых деревянных приспособлений инженер Ренкуль в 1898 году построил первый настоящий централизованный водозабор для университетского городка за счет подземных вод.

Этапы работы участники маршрута прошли от сбора группы по интересам, построения желаемого маршрута и до его прохождения, на котором сделали фотографии. Важная часть – сбор информации о районе каждого маршрута. Обработка и сбор информации требует всегда времени для творческого представления и описания маршрута для дальнейшего выступления с ним на конференции. Перспективами на будущее прогнозируется составление краеведческих путеводителей для любых школ города, исходя от потребностей воспитанников. Таким образом, кроме существующих экскурсий, можно заложить маршрут в историческом центре Томска: по районам Пески, Болото, Кирпичи, Белое озеро, отправляясь от школы № 16 (пер. Сухоозёрный, 6) по взвозам Томска, «острожному маршруту». В этом имеется необходимость и потребность в рамках проектного обучения.

По учебному плану в рамках образовательных стандартов каждый ученик должен уметь разработать и представить проект. Если он не может ещё сориентироваться в предметном выборе, то беспроигрышным вариантом остается изучение неизвестного для учащегося об истории родного города, начиная с улицы, на которой он живёт. Необходимо определиться формой представления продукта. Данное направление проектной деятельности поддерживается родителями учеников. По отзывам учеников, можно увидеть Томск с разных сторон, с удовольствием исследовать наш родной край. В результате школьники узнают, что возле своей школы есть родники. Хотя горожане часто ходят возле этой местности, они не задумываются о том, что недалеко есть такие чудесные природные объекты. За ними ухаживают люди, обладающие добрым сердцем. Они хотят сохранить природу и не дать родникам исчезнуть. В учениках отмечено желание помочь природе, привлекая людей заботиться о флоре и фауне. По итогам пройденного краеведческого маршрута появился новый «Научный маршрут», который проходит по не очень видимой стороне Томска. По этому принципу можно делать экскурсии для других томичей, гостей города, показывать им природные и культурные объекты, рассказать их уникальную историю, а главное - познавать историю самим.

Подводя итоги, с уверенностью можно утверждать, что одно из прекрасных событий в краеведческих исследованиях – встреча с интересными и замечательными людьми, которые откроют тайны знаний, поделятся опытом. Потом последуют открытия в работе с книгой, появится возможность увидеть прекрасное, необычное в привычном. Самооценку повышает ученик в собственном исследовании, а для педагога откроются новые пути исследований, творческие замыслы. Маршруты имеют значение в профориентационной и экологической работе. Они формируют высокие гражданственные чувства, расширяют образовательный кругозор, социализируют личность школьника.

Литература

1. ФГОС. URL: [Электронный ресурс] http://mon.gov.ru/dok/fgos

2. Регламент по спортивному туризму Туристско-спортивные мероприятия, связанные с прохождением туристских маршрутов. [Электронный ресурс]. Форма № 1 Тур (раздел 1 Регламента). Типовая форма отчета о прохождении туристского маршрута. Москва, 2008.

3. Русский турист. Нормативно-правовые акты по спортивному оздоровительному туризму в России на 2001-2004 г.г. Москва, 2001

4. Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Горячев А.В., Данилов Д.Д., Козлова С.А., Чиндилова О.В.. Выдержки из программы развития универсальных учебных действий. [Электронный ресурс] http://school2100.com/uroki/osn_programma/osn_programma1.phpБаллас, 2020.

5. Ларина А.В. Туристско-краеведческая проектно-исследовательская деятельность в МАОУ СОШ №32. / Туризм и рекреация: Томск региональные тренды: материалы Международной научно-практической конференции (22-23 мая 2014 г.). – С.112.

6. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности // Вопросы образования. 2015. №3. – С.292 – 305.

7. Кондукторова Н. В. Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 3-6.

8. http://studopedia.ru/2_130297_pedagogicheskaya-sistema-kd-ushinskogo.htm

9. http://pedagogic.ru/books/item/А. Н. Алексюк, Г. Г. Савенок

10. Пирогов Н.И. Вопросы жизни//Морской сборник. – 1856. - № 9. - С. 559 - 597.

11. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения / Сост. А. Н. Алексюк, Г. Г. Савенок. — Москва: Педагогика, 1985. — 496 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: