Использование краеведения и музейной педагогики в урочной и внеурочной деятельности: технология «проектная задача»

-----------------------------------------------------------------------------------

   Авторы: А.А. Ситник Н.А. Завьялова, учителя начальных классов МАОУ СОШ №32 г. Томска

 

Федеральный стандарт начального общего образования позволяет моделировать содержание образовательного процесса с учетом ресурсов и возможностей каждой школы и педагога. Значительную роль играет в обучении, воспитании и социализации обучающихся использование современных интерактивных технологий, среди которых мы выделяем «проектные задачи». По определению А.Б. Воронцова, проектная задача – это «задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата «продукта». Проектная задача устроена так, чтобы через набор заданий задать возможные стратегии её решения. А.Б.Воронцов подразделяет проектные задачи на предметные и межпредметные, одновозрастные и разновозрастные. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий в новую для них ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт» [2, С.3].

   Значительная практика показала педагогические эффекты проектных задач, которые состоят в том, что:

  • задают реальную возможность организации сотрудничества детей между собой при решении поставленной ими самими задачи;
  • учат способу проектирования через специально разработанные задания;
  • дают возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действия в квазиреальную, модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты [2, С.4].

   В ходе решения проектных задач у младших школьников формируются следующие способности [2, С.5]: 

  • рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное -почему получилось/не получилось и т.д.);
  • целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • планировать (составлять план своей деятельности);
  • моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели);
  • проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
  • вступать в коммуникацию.

Основная педагогическая цель проектных задач в 1-4 классах:

  • способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества;
  • использовать метод встроенного наблюдения, т.е. наблюдать за работой, как отдельных учащихся, так и группы в целом.

Учитывая, что данные задачи могут быть предметными и межпредметными, при их составлении мы используем музейный и краеведческий материал [1, С.35]. Так центральным замыслом проектной задачи для обучающихся 2-4 класса «Новосибирский зоопарк» является создание рекламного проспекта для семьи туристов из г. Томска (2 взрослых и 1 ребёнок), совершающей поездку в новосибирский зоопарк в выходные дни. Для того, чтобы прийти к конечному результату учащимся необходимо произвести выбор наиболее оптимального вида транспорта, места проживания, отметить на карте отели, выбрать наиболее интересную информацию о зоопарке из предложенного материала, предложить дополнительную культурную программу с учётом времени и цен. Необходимо не только осуществить отбор материала, но и преобразовать его, удерживая поставленную учебную задачу. Изложенное свидетельствует о том, что данная деятельность способствует созданию условий не только для интерактивного обучения, но и активной социализации детей.

Интересным замыслом другой межпредметной проектной задачи « Пешеходная экскурсия по Томску » (3-4 класс) является создание маршрута пешеходной экскурсии по Томску для учащихся начальной школы с целью привлечения внимания к истории родного города. Для того чтобы прийти к конечному результату учащимся необходимо на карту города нанести предложенный маршрут экскурсии, просчитать продолжительность экскурсии с учетом остановок и посещением кафе на обед. При решении задачи используются различные источники информации, познавательные ситуации, что способствует расширению воспитательного потенциала, воспитанию патриотических качеств у обучающихся.

Центральным замыслом проектной задачи «Окна – глаза дома» (2-4 класс) является создание эскиза оформления окна одного из деревянных домов Томска. Для того чтобы прийти к конечному результату учащимся необходимо выбрать элементы оформления окна и сделать эскиз окна, изучить историю томских теремов. У данных проектных задач нет чёткого единственно правильного решения. Каждая группа создаёт свой «продукт», и в каждой группе он будет свой. Такой подход расширяет возможности учащихся, даёт простор для воображения, фантазии, делает этап презентации «продукта» более интересным для учащихся, действия оценивания не формальным.

Список литературы:

  1. Деев А.Л. Краеведение как средство формирования гражданственности школьников // Фундаментальные исследования. 2005. №4. С. 35.
  2. Проектные задачи в начальной школе: Методические материалы для учителя/Авт.-сост. В.В. Улитко. — Тирасполь: ПГИРО, 2014. — 64 с.

 

МЕТАПРЕДМЕТНАЯ КВЕСТ-ИГРА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ

К- КОМПЕТЕНЦИЙ

---------------------------------------------------------------------------------------------

Автор: А.Г. Афанасьева, учитель биологии МАОУ СОШ № 32 г. Томска

 

Организация работы в общеобразовательной организации на основе метапредметного подхода – это требование времени. Интересна в этом плане разработанная нами квест - игра «Следы невиданных зверей» (по аналогии с названием одной из первых серий популярного мультфильма), проводимая учителями истории, географии, биологии, построенная на метапредметной основе.

Под квестом мы понимаем «такую методическую форму, которая «включает игровые задания поэтапного прохождения, когда сведения, полученные на одном из предыдущих этапов, необходимы для решения последующего» [1,С. 144]. Данная игра имеет экологическую направленность, знакомит обучающихся с обитателями тайги (хвойных лесов северного умеренного пояса), местной фауны. Кроме широко известных и неоднократно встречаемых представителей (белка), присутствуют известные по литературному творчеству звери (заяц, волк, медведь), известные, весьма распространенные, но редко встречаемые городскими жителями (лось), а как же малоизвестные, но типичные представители хищников таежного края (россомаха).

Игра актуализирует знания, полученные на уроках окружающего мира, биологии в 5 и 7 классах, а также на уроках географии. Задания позволяют «утвердиться в мысли, что важной основой всех биологических наук является систематика и латинские названия каждого вида» [2, С.6]. Знания иностранного языка также помогают в решении многих заданий, поскольку, в качестве «подсказки» приведены названия видов животных на английском языке.

Для успешного решения заданий, рассчитанных на 10 минут, необходимы и навыки внимательного чтения инструкций, и умения работать в команде, учитывать мнения товарищей. И, безусловно, широкий кругозор, интерес к художественной литературе, знание базовых сведений по истории также помогут успешно справиться с заданием. Выполнение заданий анализировалось педагогами – координаторами станций. Было интересно наблюдать за играющими, замечать ошибочные ходы в обсуждении возможных ответов. Так следы зайца, например, многими участниками интерпретировались как беличьи, абсолютно оставался незамеченным тот факт, что на фотографии указаны возможные размеры отпечатка, превышающими размеры белки. След россомахи упорно назывался медвежьим, хотя в описании указывалось, что след данного зверя можно спутать со следами молодого медвежонка, не замеченным оставалось название семейства, к которому относятся следы хищника – куньи. В данном случае требовалась поддержка педагога, выступающего в роли наставника и аналитика. Вместе с тем, большинство игроков имели богатый словарный запас иностранных слов. Перевод с английского языка названий волка, медведя, белки, зайца всегда вызывал радость у игроков, поскольку повышал уверенность в правильном ответе. Правильный перевод на русский язык латинского изречения удался большинству команд. Среди играющих команд весьма малое количество справлялось с заданиями, интерпретирующими смысл изречения (Человек человеку – волк) и этимологию названия европейского лося – сохатый.

Данное задание впервые апробировано на одном из этапов областной метапредметной игры «Мой край родной» в рамках программы «Друзья таежного края», организованной в 2016 году ОГБУ «Областной комитет охраны окружающей среды и природопользования» и РТОО «ДЮЭО Муравейник» в МАОУ СОШ № 32 г. Томска. Результаты апробации успешно внедрены в период проведения указанной выше игры, вызвали интерес и получили положительные отзывы участников. Таким образом, метапредметная квест -игра является актуальной формой в процессе воспитания, профилактики девиаций и экологическом образовании школьников.

Список литературы:

  1. Oжeгoв, С.И. Toлкoвый cлoвapь pyccкoгo языкa [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.ozhegov.org (дата обращения 18.11.2019).
  2. Платунова, Н.Ю., Вавилова, Т.Н. // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. – 2018. – С.1-8. [Электронный ресурс]: – Режим доступа https://cyberleninka.ru/journal/n/vestnik-akademii-detsko-yunosheskogo-turizma-i-kraevedeniya?i=1047832 (дата обращения 18.01.2020).

 

 

 ТЕХНОЛОГИЯ СОТВОРЧЕСТВА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ 4К И КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

---------------------------------------------------------------------------------------------

Автор: И.И. Подрезова, учитель русского языка и литературы, Заслуженный учитель РФ,  МАОУ СОШ № 36 г. Томска

Федеральные государственные образовательные стандарты сделали возможным перевод педагогики из традиционной плоскости вертикального авторитарного воздействия учителя на ученика к их горизонтальному взаимодействию, к их совместному труду (и ученик, и учитель начинают выступать как субъекты деятельности). При этом учитель начинает пользоваться обратной связью, воспринимая ученика как личность. Так возникает совместное творчество или Сотворчество, что особо значимо при формировании 4К-компетенций.

Сотрудничество – идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Сотворчество:

  • плодотворное общение учителя и ученика с помощью языковой деятельности (невербальные и вербальные, речевые и коммуникативные стратегии);
  • совместное преобразование действительности, более того, создание новой педагогической реальности;
  • совместный процесс созидания учителя и ученика, их Со-творение. В качестве продуктов сотворчества могут выступать проекты, исследовательские, научно-практические и творческие работы (как в области науки, так и музыкального искусства, художественной деятельности, спорта и пр.)

Рассмотрим разные модели сотворчества.

  1. Сотворчество: ученик-ученик

В большей степени это соавторство (совместно занимаются какой-либо деятельностью: рисование, музыка, театр, сочинительство). Для такого сотворчества важны следующие условия:

  • общий продукт-результат совместных усилий;
  • равноправные отношения, самостоятельность суждений;
  • развитие учащихся, социализация личности;
  • повышение качества усвоения знаний;
  • мотивация к саморазвитию.
  1. Сотворчество: ученик-учитель

В основе сотворчества учителя и ученика в образовательном процессе лежит сотрудничество в разнообразной деятельности (труд, познание, общение). Это дает определенные преимущества:

  • развитие универсальных учебных действий учащихся;
  • приобретение способностей быстро включаться в творческий процесс;
  • свободная художественная импровизация;
  • взаимное духовное обогащение и гармоническое развитие всех участников творческого процесса;
  • возможность для ученика проявить себя уникальной творческой личностью в сотрудничестве с учителем.
  1. Сотворчество: учитель-учитель

Сотворчество учителей может выражаться в различных совместных мероприятиях, общих проектах, статьях. Наиболее сложная форма – это сотворчество опытного педагога-наставника и молодого учителя. Задача наставника:

  • сопровождение молодого педагога в период профессиональной адаптации;
  •  ознакомление со спецификой работы педагогического коллектива;
  • повышение профессиональной компетентности молодого педагога;
  • включение его в проектирование своего личностного развития.
  1. Сотворчество: учитель – ученик – родитель

Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной и внеклассной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям:

  • непосредственное участие родителей в организации различных форм совместной внеурочной работы с детьми;
  • развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской, конструкторской и других видах деятельности в школе и в домашних условиях и др.

Успешную реализацию отношений сотворчества определяют ценностные ориентации педагога. Важно, чтобы он проявлял стремление раскрыть в ребятах самобытную природу, демонстрировал уважение и утверждение их как личностей, обеспечивал направленность действий ребят на развитие их творческого потенциала.

Можно полагать, что чем старше обучающиеся, тем быстрее будет пройден путь становления подлинно совместной деятельности и достигнуто равнопартнерское взаимодействие в учебно-воспитательном процессе. Это не зависит от формы организации сотрудничества педагога и учащихся, количества учащихся, вовлеченных в совместную деятельность. Главное – отношение учащихся к процессу сотрудничества и сотворчества. Особо важно наличие положительных эмоций и отношений. Ученик должен быть всецело поглощен и заинтересован в творческой совместной деятельности. Иначе сотрудничество можно считать несостоявшимся. Посредством сотрудничества педагога и учащегося происходит передача опыта. Ученик учится самостоятельно принимать решения под руководством опытного наставника.

В. А. Кан-Калик и Н. Д. Никандров выделили четыре уровня творческого взаимодействия учителя с классом [3]. На первом уровне учитель, используя обратную связь, корректирует свои воздействия по шаблону, по готовому образцу. Второй уровень связан с оптимизацией деятельности учителя, творчество состоит в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известных учителю содержания, форм и методов педагогической работы. На третьем уровне – эвристическом – учитель использует творческие возможности общения с учениками. На четвертом уровне творчество учителя характеризуется полной творческой самостоятельностью обучающихся.

Особое место в развитии творческих способностей принадлежит проектно - исследовательской технологии, в рамках которой приобретается опыт творчества. Проектно-исследовательская деятельность предоставляет возможность для создания личностно-развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы обучающихся, обеспечить выработку собственного мнения, своего стиля деятельности. Сегодня проблема интереса и творчества детей на уроках всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет успешно формировать культуроведческую компетентность и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни. Культуроведческий подход –это изучение мира человека в контексте его культурного существования, в аспекте того, чем этот мир является для человека, каким смыслом он для него наполнен. Это рассмотрение культурного наполнения социальной реальности, сложившихся и складывающихся культурных программ, утверждающих себя в опыте практической деятельности людей [2].

Творческие способности школьников – это создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное творчество в различных областях деятельности. Давайте рассмотрим, в чем может проявляться творчество. Это могут быть сценарии, стихи, рисунки, экскурсии, поделки, выпуск книг, стенгазет, эскизы костюмов, организация выставок и многое другое.

Одной из целей ФГОС является развитие личности школьника и его творческих способностей. Школа обязана научить детей мыслить нестандартно, нестереотипно. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Она способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время

В рамках внеурочной деятельности в МАОУ СОШ № 36 реализуются сотворческие с обучающимися интегрированные проекты по искусству и литературе, требующие мобилизации межпредметных связей и знаний по мировой художественной культуре, изобразительному искусству, литературе.

Приведем темы таких проектов:

•     Творческий проект «День кукольника».

С 2013 года в МАОУ СОШ № 36 реализуется творческий проект «День кукольника» для учащихся начальной школы МАОУ СОШ № 36. Основа проекта – это сохранение народных традиций, обрядов, связанных с изготовлением национальных игрушек.

•     Социальный проект по арт-терапии «Благотворительные сезоны»

 С 2014года на базе МАОУ СОШ № 36 проходят занятия для учащихся и преподавателей по арт-терапии «Благотворительные сезоны». На занятиях обучающиеся и учителя делают поделки для Благотворительной ярмарки. С 2017 года проект получил название «Арт-сезоны».

•     Социально-образовательный проект «Этнокалейдоскоп: Диалог культур»

С 2013 года в школе действует новый социально-образовательный проект «Этнокалейдоскоп» для школ г. Томска и Томской области. В рамках проекта обучающиеся рассказывают об особенностях русских игрушек, хранящихся в школьном музее «Мир народной игрушки», проводят игры с музейными предметами, рассказывают сказки, загадывают загадки, рассказывают о традициях и культуре других стран.

•     Интегрированный долгосрочный творческий проект «Коллективная книга»

Творческий проект «Коллективная книга» реализуется с 2015 года. Он включает в себя работы детей и учителей (написание книг) по культуроведческой тематике.

Следовательно, применение технологии сотворчества в проектной деятельности является важным условием создания перспективной модели обучения, а реализация компетентностного подхода способствует повышению интереса к предметам, нацеливает на самостоятельное приобретение конкретных умений и навыков познавательной деятельности, активизации творчества учащихся.

Совместная деятельность обучающегося и педагога является стимулом личностного развития и самоутверждения учащегося. Чувство товарищества, эмоциональный комфорт стимулируют проявление инициативы и творчества. Совместная деятельность характеризуется тем, что ее участники вместе ставят цель предстоящего дела, выбирают средства ее достижения, осуществляют задуманное, анализируют полученный результат. Условием организации такой деятельности и нравственно ценных отношений является активное сотворчество педагогов и ребят. Образовательный процесс в рамках ФГОС– это взаимодействие и сотрудничество педагога и обучающегося в сфере их совместной деятельности.

Литература

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990

2. Захарова Л.И. Использование культуроведческого материала на уроках русского языка // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Офиц. сайт]. URL:http://festival.1september.ru/articles/565670

3. Краевский В.В. Сколько у нас педагогик? // Интернет-журнал «Эйдос». - 2003. - 11 июля. http://www. eidos. ru/journal/2003/0711-05.htm.

4. Кремер Е.З. Сотворчество как особый режим педагогической деятельности // Психологическая наука и общественная практика. Сб.: материалов научно-практической конференции. Ч. 2. Минск, 1993. С. 106−108.

5. Лакоценина, Т.П. Современный урок. Часть 4. Альтернативные уроки. - Ростов н/Д: Изд-во «Учитель». – 2007. - 256 с.

6. От воспроизводства культуры к образовательному культуротворчеству // Педагогика сотворчества / Под ред. М.; Петрозаводск: Петрозаводский дворец творчества детей и юношества, 1994. С.10−21.

7. Степанов С. Ю. Роль рефлексии в развитии личности школьника при формировании творческого мышления. — В кн.: Психология учебной деятельности школьника. М., 1982, С. 73 – 74.

8. Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач. – М.: Изд-во: Вопросы психологии, 1982, № 1, С. 99 -104.

 

ШКОЛА ИМЕНИ: РЕАЛИЗАЦИЯ СЕТЕВОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ

----------------------------------------------------------------------------------------

В данном разделе представлен практический опыт нашей образовательной организации по развитию сетевого образования в формате сетевого образовательного события на основе музейной педагогики и краеведения.Их перечень расширяется и видоизменяется с каждым городом. Школа имени 19 гвардейской стрелковой дивизии не стоит на месте, она в развитии.Ключевыми сетевыми событиями в 2019 – 2020 учебном году, в основе которых идеи формирования гражданственности, патриотизма, духовности, сохранения исторической памяти и традиций, стали:

-сетевая Педагогическая гостиная «Взгляды, идеи, события: Макарий (Невский), Н.И. Пирогов, отечественные педагоги и философы» (30 октября 2019);

-сетевая секция педагогов – практиков, управленцев в рамках ежегодной всероссийской конференции «Социально – педагогическая работа» (декабрь 2019, апрель 2020 в сотрудничестве ТГПУ);

-сетевые региональные Открытые дистанционные Пироговские Педагогические чтения (февраль-24 апреля 2020, на базе МАОУ СОШ № 32 г. Томска и сетевых партнеров, ОО и ТГПУ);

-сетевая Областная дистанционная научно-практическая конференция «Музейная педагогика как средство активизации познавательной и творческой активности детей в процессе духовно – нравственного воспитания» (15 мая 2020 в сотрудничестве с ОГБУ РЦРО, ДОО ТО, ТГПУ, ТДС). Они объединили более 550 участников из Томска, Томской области, Кемерово, Москвы и Московской области, Оренбурга, Витебска и др. регионов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: