Журнал "Начальная школа" №10 2004
Важным звеном в изучении таблицы умножения является формирование мотивации к данному виду деятельности, мотивации учения вообще, ориентированной на удовлетворение интересов, познавательной активности детей. Развитию познавательной активности при изучении таблицы умножения способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Так, стихотворение С.Я. Маршака «Дважды два» помогает учащимся в игровой форме сделать первые шаги в освоении таблицы умножения.
Эти строки стихотворения помогают ученикам понять, что таблица умножения верна всегда, независимо от нашего настроения или каких-то событий, именно поэтому она и достойна уважения, т.е. ее надо учить и уметь применять. Необходимое условие формирования навыков табличного умножения — умение учителя организовать внимание учеников в начале урока. Этому способствует игра «Молчанка». Большой интерес при изучении таблицы умножения вызывают игры «Рыбалка», «Приземли парашют», «Снеговася», «Веселые художники», «Не скажу» и т.д. Особо хочется выделить игры, связанные с двигательной активностью детей: «Живые цифры», «Лови мяч», «Решето», «Пересадки».
|
|
Некоторым учащимся трудно дается таблица умножения на 9. Между тем в распоряжении каждого всегда имеется «машинка» для умножения на 9 — это десять пальцев. Можно эту таблицу выучить и по другому: умножай число на 10 и вычитай первый множитель. Применение физкультминуток «Хлопки», «Ладушки» также способствует усвоению таблицы умножения. Для того чтобы освоение таблицы было более успешным, можно использовать различные приемы проверки знаний: — математические диктанты с использованием веера; — карточки для парной работы (на од ной стороне карточки записаны 12 примеров. На другой стороне — ответы. Около каждого примера сделано круглое отверстие. Первый ученик смотрит на пример, называет ответ и вставляет карандаш в отверстие. Второй проверяет, правильно ли назван ответ, и т.д. Затем ученики меняются ролями); — перфокарты; — маленькие карточки; с одной стороны написан пример, а с другой — ответ. Ученик смотрит на пример, называет ответ, переворачивает карточку и проверяет себя); — домино.
В заключение подчеркнем, что результативный и интересный урок, по мнению педагогов и учащихся, отличается многообразием учебных ситуаций, которые способствуют активизации познавательной деятельности.
М.А.Казакова «К вопросу об изучении умножения в начальном курсе математики». Журнал «Начальная школа» №8 2006г. Стр. 68
Журнал "Начальная школа" №8 2006
На первой ступени обучения математике изучаются четыре основных математических действия: сложение, вычитание, умножение и деление. Эти действия, связывающие между собой три абстрактных числа, нелегко даются ученикам. Поэтому на первой ступени обучения абстрактные числа стараются овеществлять, связывая их с предметами, например с яблоками, кубиками, шариками и т.п. Действия сложения и вычитания в этом плане особых трудностей не вызывают.
|
|
З а д а ч а. Пусть требуется умножить 2 на 3.
Используя испытанный метод, составляют задачу: «В 3 тарелках по 2 яблока. Сколько всего яблок?», которую можно решить двумя способами:
1) шаг за шагом сложить яблоки в тарелках;
2) все яблоки, находящиеся в каждой тарелке, объединить в одну группу и пересчитать.
Затем представить решение задачи в традиционном виде:
2 + 2 + 2 = 6 (1) или 2* 3 = 6 (2)
Смысловую сторону решения задачи в записи (2) можно представить более просто и наглядно, если ввести несколько новых математических понятий, доступных детскому восприятию, так же как яблоки, шарики, кубики и т.п. Попробуем отойти от бытовых предметов и найти для чисел такой образ, который будет универсальным и простым. Подойдем к поиску образа числа постепенно, шаг за шагом, двигаясь от простого понятия к более сложному и используя жизненный опыт ребенка. Точка- линия и т.д.