Л.П.Савина «Усвоение таблицы умножения». Журнал «Начальная школа» №1 2006 г. Стр.46

Журнал "Начальная школа" №1 2006

Автор работает по программе и учебнику М.И. Моро и др. Она останавливается на тех моментах методики, на которые не всегда обращает внимание начинающий учитель. На подготовительном этапе при изучении во II классе сложения и вычитания в пределах 20 систематически включает упражнения на сложение нескольких одинаковых слагаемых и вычитание нескольких одинаковых чисел, например:

• Сколько получится, если число 4 взять слагаемым 2 раза? 3 раза? 4 раза?

 • Реши примеры: 12 – 4 – 4 – 4, 18 – 9 – 9 и скажи, сколько раз в 12 содержится по 4 (сколько раз по 9 содержится в 18)?

В устных упражнениях она предлагает присчитывать по 9 (8, 7, 6, 5,...) и записывать ответы. Ряды чисел (табличные результаты) ученики постоянно воспринимают на слух и зрительно. Это большая помощь тем, кто очень плохо выполняет вычисления в уме. В начале III класса, пока идет повторение курса, изученного во II классе, она снова включает упражнения, раскрывающие смысл умножения и деления, а также задания, которые необходимы для изучения табличного умножения и деления: на переместительное свойство умножения, на связь между результатами и компонентами умножения. Кроме того, знакомит с нумерацией чисел в пределах 1 000 не в 3й, а именно в 1й четверти. Во-первых, эта не очень сложная тема в начале года с интересом воспринимается учащимися, во-вторых, знакомство с ней дает возможность использовать разноуровневые задания при изучении табличного и внетабличного умножения и деления. Например, всем учащимся предлагает найти значения выражений 9 4, 8 4, 7 4, а тем, кто хочет, — вычислить произведения 90 4, 80 4, 70 4. При составлении таблиц использует различные приемы нахождения результата умножения: переместительное свойство, распределительное свойство умножения относительно сложения (4 7 = 4 5 + 4 2), кроме того, с первых уроков выделяет случаи, на основании которых можно быстро найти результаты соседних случаев (3 5; 3 6 = = 15 + 3; 3 4 = 15 – 3). При заучивании таблиц организует работу в парах с использованием двусторонних карточек (на одной стороне записан пример, на другой — ответ). Такие наборы карточек выдаются на каждую парту. В течение 5–7 минут ученики побудут и в роли учителя, и в роли ученика, а зрительное и слуховое восприятие помогает запомнить таблицы. При составлении таблицы с числом 9 показываю, как можно найти результаты умножения с помощью пальцев, что вызывает большой интерес у учащихся, а так же обращаю внимание на то, что в результате умножения получаются числа, сумма цифр которых равна 9 (18, 27, 36,..., 81). Постепенно в процессе изучения темы ученики заполняют таблицу, в которой записываются результаты табличного умножения.

8. Журнал "Начальная школа"

Григорьева Ж.В. Визуализация условия текстовых задач для понимания операций умножения и деления // № 5. С. 46. 2009

Журнал "Начальная школа" №5 2009

Условиями эффективной работы учащихся с графическими моделями текстовых задач можно считать следующие: 1) учитель показывает, как построить модель и как работать с ней, на конкретных примерах убеждает школьников, что такая работа значительно облегчает решение за дачи, понимание изучаемого материала; 2) каждый ученик должен уметь создать модель, которую он использует для преодоления трудностей в поиске решения задачи; 3) на первых уроках, связанных с обучением решению задач нового вида, поиск решения опирается и на рисунок, и на модель.

Последовательный перевод текста задания в рисунок, отображение в нем связей между данными задачи опирается на доступный младшим школьникам способ восприятия сущности математических понятий и снимает проблему непонимания изучаемого материала.

При знакомстве с конкретным смыслом умножения и деления по разработанной

нами методике учащиеся работали на не линованных листах. Подобное требование снимает беспокойство детей по поводу оформления работы и направляет их силы на поиски решения. Для этого урока каждому ученику мы приготовили лист с заданием, на котором уже помещена графическая модель (рис. 4). К моменту изучения операций умножение и деление учащиеся уже умели моделировать количественное число, сравнивать количества, определять, на сколько одно число больше (меньше), чем другое.

 

9. Журнал "Начальная школа"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: