Показания:
- обеспечение универсальной потребности ребенка «быть чистым»;
- закаливание ребенка;
- формирование навыков чистоплотности.
Оснащение:
- ванночка для купания;
- пеленка для ванны;
- кувшин для воды;
- водный термометр;
- махровая (фланелевая) рукавичка;
- детское мыло (шампунь);
- махровое полотенце;
- стерильное растительное масло (присыпка);
- чистый набор для пеленания (одежда), расположенные на пеленальном столике;
- дезинфицирующий раствор, ветошь.
Обязательные условия:
- первую гигиеническую ванну проводить через день после отпадения пуповины;
- не купать сразу после кормления;
- при купании обеспечить t в комнате 22-24 °С.
Этапы | Обоснование | |
Подготовка к процедуре | ||
Объяснить маме (родственникам) цель и ход выполнения процедуры. | Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенком. | |
Подготовить необходимое оснащение. | Обеспечение четкости выполнения процедуры. | |
Поставить ванночку в устойчивое положение. | Обеспечение безопасности выполнения процедуры. | |
Обработать внутреннюю поверхность ванночки дезинфицирующим раствором. Вымыть ванночку щеткой и сполоснуть кипятком. | Обеспечение инфекционной безопасности. | |
Протереть пеленальный столик дезинфицирующим раствором и приготовить на нем пеленки. | Обеспечение инфекционной безопасности. | |
Положить на дно ванночки пеленку, сложенную в несколько слоев (края пеленки не должны заходить на боковые стенки ванночки). | Создание комфортных условий. | |
Положить в ванну водный термометр. Наполнить ванну водой на ½ или 1/3 t воды 36-370С. Примечание: при заполнении ванны водой чередовать холодную и горячую воду, при необходимости добавить несколько капель 5% раствора перманганата калия до бледно-розового окрашивания воды. | Профилактика ожогов у ребенка. Исключение образования водяного пара в большом количестве.. | |
Набрать из ванны воду в кувшин для ополаскивания ребенка. | За время купания вода в кувшине остывает на 1-20С. Обеспечивая закаливающий эффект. | |
Раздеть ребенка при необходимости подмыть Проточной водой. | Подготовка ребенка к процедуре. | |
Выполнение процедуры | ||
Взять ребенка на руки, поддерживая левой рукой спину и затылок, правой - ягодицы и бедра. Медленно погрузить малыша в воду (сначала ножки и ягодицы, затем-верхнюю половину туловища). Вода должна доходить до уровня сосков ребенка, верхняя часть груди остается открытой. Освободить руку, продолжая левой поддерживать голову и верхнюю половину туловища ребенка. | Наиболее удобная фиксация ребенка. Обеспечивается максимальное расслабление мышц. Предупреждение попадания воды в слуховые проходы. | |
Надеть на свободную руку рукавичку, помыть ребенка в следующей последовательности: голова (от лба к затылку) – шея – туловище - конечности (особенно тщательно промыть естественные складки кожи). Последними обмыть половые органы, межъягодичную область. | Исключение травмирования кожи. Предупреждение попадания воды в уши. Предупреждение переноса инфекции из наиболее загрязненных участков кожи на другие её поверхности. | |
Снять рукавичку. Приподнять ребенка над водой и перевернуть ребенка вниз лицом. Ополоснуть малыша водой из кувшина (желательно иметь помощника). | Обеспечение инфекционной безопасности. Уменьшение вероятности попадания воды в глаза и уши. Обеспечение закаливающего эффекта. | |
Накинув полотенце, положить ребенка на пеленальный столик. Осушить кожные покровы промокательными движениями. | Обеспечение безопасности ребенка. Предупреждение появлений раздражения кожных покровов. | |
Заключительный этап | ||
Обработать естественные складки кожи стерильным растительным маслом. Одеть ребенка и уложить в кроватку. | Предупреждение появления опрелостей. Обеспечение комфортного состояния. | |
Использованные пеленки, «рукавичку» поместить в мешок для грязного белья (рукавичку прокипятить). Слить воду из ванны. Обработать внутреннюю поверхность ванны и рабочую поверхность пеленального стола дезраствором. Вымыть и осушить руки. | Обеспечение инфекционной безопасности. | |
Лечебная ванна
(для грудного ребенка).
Показания:
- рахит;
- аномалии конституции.
Оснащение:
- ванночка для купания;
- пеленка для ванны;
- лечебное средство;
- водный термометр;
- махровая (фланелевая) рукавичка;
- махровое полотенце;
- чистый набор для пеленания (одежда), расположенные на пеленальном столике;
- дезраствор, ветошь.
Примечание:
- При аномалиях конституции (атопическом дерматите) приготовить для ванны отвар трав (ромашка, череда и др. 1 ст.л. травы на 200 г кипятка), крахмал, пшеничные отруби;
- При рахите возбудимым детям проводят хвойные ванны (1 ч.л. хвойного экстракта на 10 л воды), вялым – соленые ванны (1 ст.л. морской соли на 10 л воды).
Обязательные условия:
- не купать сразу после кормления;
- при купании обеспечить температуру в комнате 22-24.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
Объяснить маме цель и ход проведения процедуры. | Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенком. |
Подготовить необходимое оснащение. | Обеспечение четкости выполнения процедуры. |
Поставить ванночку в устойчивое положение. | Обеспечение безопасности выполнения процедуры. |
Обработать внутреннюю поверхность ванночки дезраствором. Вымыть ванночку щеткой и сполоснуть кипятком. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
Протереть пеленальный столик дезраствором и приготовить на нем пеленки. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
Положить на дно ванночки пеленку, сложенную в несколько слоев (края пеленки не должны заходить на боковые стенкиванночки). | Создание комфортных условий. |
Положить в ванну водный термометр. Наполнить ванну водой на 1/2/ или 1/3, температура воды 36-37°. Примечание: - при заполнении ванны водой чередовать холодную и горячую воду; - добавить в воду лечебное средство. Раздеть ребенка, при необходимости подмыть проточной водой. | Профилактика ожогов у ребенка. Обеспечение безопасности ребенка. Исключение образования водяного пара в большом количестве. |
Выполнение процедуры | |
Взять ребенка на руки, поддерживая одной рукой спину и затылок, правой - ягодицы и бедра. Медленно погрузить малыша в воду (сначала ножки и ягодицы, затем - верхнюю половину туловища). Вода должна доходить до уровня сосков ребенка, верхняя часть груди остается открытой. Освободить правую руку, продолжая левой, поддерживать голову и верхнюю половину туловища ребенка. | Обеспечение безопасности ребенка. Наиболее удобная фиксация ребенка. Обеспечивается максимальное расслабление мышц. Предупреждение попадания воды в уши. |
Свободной рукой мыть в следующей последовательности: голова - шея - туловище - конечности (особенно тщательно промыть естественные складки кожи). Последними обмыть половые органы, межъягодичную область. | Лечебное, общее или местное воздействие на пораженную кожу. Предупреждения переноса инфекции из наиболее загрязненных участков кожи на другие ее поверхности. |
Приподнять ребенка над водой и перевернуть ребенка вниз лицом. Накинув полотенце, положить ребенка на пеленальный стол. Осушить кожные покровы промокательными движениями. | Уменьшение вероятности попадания воды в глаза и уши. Предупреждение появлений раздражения кожных покровов. |
Заключительный этап | |
Одеть ребенка и уложить в кроватку Использованные пеленки, «рукавичку» поместить в мешок для грязного белья (рукавичку прокипятить). Слить воду из ванны. Обработать внутреннюю поверхность ванны и рабочую поверхность пеленального стола дезраствором. Вымыть и осушить руки. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
Домашнее задание
Прислать до 07.04.2020. 16.00 на почту pavluchenko-68@mail.ru
I. Составить памятку (входит в билеты)
1) Атопический дерматит. Причины, механизм развития, клиническая картина и ее особенности у детей разного возраста, проблемы ребенка и семьи, особенности ухода и питания, принципы лечения и профилактики.
(стр. 65-70; 255- 256 В.Д. Тульчинская «Сестринское дело в педиатрии»)
2) Рахит. Причины, механизм развития, клиническая картина, проблемы ребенка и семьи, особенности ухода и питания, принципы лечения и профилактики (стр. 79-86; 254; 292-неотложная помощь В.Д. Тульчинская «Сестринское дело в педиатрии»)
II. Составить уход (в электронном виде) при
Гипотрофии (первые 6 человек по списку)
Рахите, (следующие 6 человек по списку: 7-12)
Спазмофилии, (третья группа из 6 человек)
Аллергическом диатезе (следующие 6 человек по списку)
см учебник Тульчинская В. Д. «Сестринское дело в педиатрии»
III. Решить ситуационные задачи:
1 – (для первых 12 по списку)
На патронаже к ребёнку в возрасте 1 месяца Вы обнаружили
Ребенок закутан в байковое одеяло, на голове платок. В комнате душно, температура воздуха 28º С, форточка закрыта. Ребенок беспокойный, кричит, кожные покровы влажные на ощупь, кожа гиперемированная, мелкоточечная сыпь, особенно много сыпи в подмышечных и паховых складках. Аппетит хороший, сосет активно.
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Проведите беседу о правилах ухода за ребенком.
2 – (для вторых 12 по списку: 13-24)
Патронаж к ребенку 5 месяцев. Мама сообщила, что ребенок беспокойный, нарушены сон и аппетит, у ребенка зуд кожи и высыпания на голове. Ребенок от 1-й беременности, 1-х родов, родился доношенным. С рождения на грудном вскармливании.
Ребенок беспокойный, кожа щек гиперемирована, отмечаются расчесы на конечностях, на волосистой части головы обширные себорейные корочки. ЧДД 38 в минуту, пульс 132 в минуту.
Мама связывает заболевание с введением молочной каши. У мамы (в детстве) были упорные кожные высыпания.
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Проведите беседу с мамой о рациональном питании ребенка.