Содержание образования - элементы культуры.
И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин
♦ Система знаний о природе, обществе, мышлении, технике (содержательные знания), способах деятельности (операционные знания), обеспечивающая формирование картины мира у учащихся.
♦ Система интеллектуальных и практических учебных умений, и навыков.
♦ Опыт творческой деятельности.
Черты творческой деятельности:
• самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;
• умение самостоятельно найти проблему в привычной ситуации;
• видение новых особенностей знакомого объекта;
• видение альтернатив, вариантов решения.
♦ Опыт эмоционально-ценностного отношения.
♦ Опыт учебной деятельности.
Государственный образовательный стандарт — система параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающая общественный идеал образования, учитывающая возможности реальной личности и образовательных учреждений по достижению идеала.
|
|
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) устанавливает и обеспечивает гарантированный минимум подготовки каждого, кто включен в систему образования, необходимые для этого условия, обеспечивает качество образования и единство образовательного пространства страны.
ФГОС начального общего образования устанавливает требования к следующим результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
♦ личностным, включающим готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
♦ метапредметным, включающим освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
♦ предметным, включающим освоенный учащимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Государственные документы, отражающие содержание обучения:
♦ учебный план;
♦ учебные программы;
♦ учебники;
♦ учебно-методические комплексы. Учебный план устанавливает:
|
|
♦ перечень учебных предметов;
♦ последовательность их изучения по годам;
♦ объем учебного времени на каждый предмет в неделю;
♦ общий объем недельной нагрузки в каждом классе.
Учебные программы определяют содержание и объем знаний, умений, навыков, подлежащих усвоению по каждому учебному предмету.
Структура учебной программы:
♦ объяснительная записка;
♦ собственно программа;
♦ основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся.
Принципы построения учебной программы:
♦ линейный;
♦ концентрический;
♦ спиральный.
Структура школьного учебника
Рис. 15. Структура школьного учебника