Формы организации обучения

Форма (лат. «forma») —, означает «наружный», или «внешнее очертание».

Признаки организационных форм обучения:

♦ количество и состав учащихся;

♦ место проведения;

♦ режим занятий;

♦ характер деятельности учащихся;

♦ способ руководства деятельностью учащихся.

Группы форм обучения

1. Способы обучения:

♦ индивидуальный;

♦ индивидуально-групповой;

♦ групповой;

♦ коллективный.

2. Формы группового обучения:

♦ классно-урочная (но Я. А. Коменскому);

♦ взаимного обучения (А. Белль, Дж. Ланкастер);

♦ избирательная (мангеймская и батавская системы);

♦ индивидуализированная (Дальтон-план, бригадно-лабораторный метод, план Трампа);

♦ дистанционное обучение.

3. Формы учебной деятельности учащихся:

♦ парная;

♦ групповая;

♦ коллективная;

♦ индивидуально-обособленная.

4. Формы организации текущей учебной работы:

♦ урок;

♦ домашняя учебная работа;

♦ лекция;

♦ семинар;

♦ самоподготовка в группе продленного дня;

♦ предметный кружок;

♦ факультатив;

♦ лабораторное занятие;

♦ экскурсия;

♦ дополнительные учебные занятия;

♦ консультации;

♦ кружки.

Урок — это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются другие формы учебных занятий.

(Н. М. Верзилин)

 

 

Классификация уроков по дидактической цели:

♦ урок ознакомления с новым материалом;

♦ урок закрепления знаний;

♦ урок формирования умений и навыков;

♦ обобщающий урок;

♦ урок проверки знаний, умений, навыков (контрольный урок);

♦ комбинированный урок.

В практике работы начальной школы преобладающим является урок, на котором решается сразу несколько дидактических задач. Такой тип урока называют комбинированным (смешанным).

Вариант структуры комбинированного урока:

♦ проверка домашней работы и опрос учащихся;

♦ подготовка к усвоению новых знаний;

♦ постановка цели и задач урока;

♦ объяснение нового материала;

♦ закрепление изученного материала;

♦ задание на дом;

♦ подведение итогов урока.

Вариант структуры комбинированного урока:

♦ постановка цели и задач урока;

♦ изучение нового материала;

♦ закрепление изученного;

♦ задание на дом;

♦ повторение пройденного материала;

♦ подведение итогов урока.

Нестандартные уроки:

♦ уроки-деловые игры;

♦ уроки-соревнования;

♦ уроки-конкурсы;

♦ уроки-творческие отчеты;

♦ уроки-концерты;

♦ интегрированные уроки и др.

 

Подготовка учителя к уроку

Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь... Такова духовная и философская основа нашей профессии и технологии

нашего труда: чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света...

Урок — это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.

В. А. Сухомлинский

Этапы подготовки учителя к уроку:

1-й этап. Диагностика сбор информации о реальных возможно­стях учащихся.

2-й этап. Прогнозирование - оценка различных вариантов буду­щего урока.

3-й этап. Проектирование программа управления деятельностью учащихся на уроке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: