Й этап. Составление конспекта (плана) урока

Подготовка учителя к уроку предполагает два вида планирования:

♦ тематическое;

♦ поурочное.

Тематическое планирование — это планирование системы уроков по конкретной теме с определением цели изучения темы, дидактических задач каждого урока, выделением времени для экскурсий, практических и контрольных работ, установлением календарных сроков.

Поурочное планирование — это составление плана (конспекта) урока, включающего в себя:

♦ указание темы урока;

♦ определение дидактической цели;

♦ конкретизацию образовательных, воспитательных и развиваю­щих задач;

♦ перечисление оборудования и дидактических средств;

♦ указание этапов урока;

♦ описание методов и приемов, используемых на каждом этапе урока;

♦ выбор форм учебной работы на уроке;

 

♦ определение содержания и методики задания на дом;

♦ подведение итогов работы на уроке.

Требования к современному уроку

Целенаправленность урока, четкость определения его задач.

Цель как закон определяет способ и характер действия.

К. Маркс.

Дидактическая цель - это то, чему в основном будет посвящен урок (изучение нового, обобщение, повторение и т. п.). Задача - это то, что ведет к достижению цели. На современном уроке должны решаться в единстве задачи:

♦ воспитания;

♦ образования;

♦ развития.

2) Полноценность содержания урока:

♦ соответствие содержания многоаспектным задачам урока;

♦ научность;

♦ связь теории с практикой;

♦ реализация внутрипредметных и межпредметных связей;

♦ направленность на формирование системы знаний, универсаль­ных учебных действий, учебной деятельности.

3) Актуализация личного опыта учащихся.
Необходимость этого требования диктуется:

♦  анатомо-физиологическими особенностями человека;

♦ увеличением объема информации в современном мире.

Личный опыт включает в себя:

♦ познавательный опыт;

♦ нравственно-эмоциональный опыт.

Личный опыт складывается следующим образом:

♦ целенаправленно (под воздействием обучения);

♦ стихийно (в процессе жизнедеятельности).


Направленность урока на воспитание учащихся.

Урок не бывает нейтральным в отношении воспитания учащихся. Он всегда оказывает воспитательное воздействие, которое может быть либо положительным, либо отрицательным.

Воспитание на уроке осуществляется за счет:

♦ осознания учащимися целей и задач урока;

♦ направленности на формирование основ научного мировоззрения;

♦ отбора содержания, выбора методов;

♦ организации учебной деятельности;

♦ создания условий для упражнения учащихся в нравственных привычках;

♦ особенностей личности учителя;

♦ самой обстановки классного помещения.

5) Направленность урока на развитие учащихся. На уроке необходимо создавать условия для развития следующих сфер:

Интеллектуальной (развитие восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, формирование общих и конкретных умственных действий, их осознание).

Эмоционально-волевой:

 

• эмоциональность, заинтересованность учителя в успешной работе класса (по данным А. И. Кочетова, равнодушный тон учителя снижает работоспособность слабых учащихся на 20 %, средних — на 30 %, сильных — на 37 %);

• создание ситуации успеха;

• создание условий для развития положительной учебной моти­вации, познавательных интересов (необычность, новизна со­держания, активность учащихся, возможности для проявления их самостоятельности, благоприятная атмосфера на уроке);

• создание условий для развития волевых качеств личности (повышение меры самостоятельности, удовлетворенность от преодоления трудностей).

Двигательной (создание условий для необходимой двигательной активности учащихся на уроке; обеспечение развития физических качеств детей).

...от пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

 Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

В. Л. Сухомлинский

6) Создание на уроке оптимальных условий для развития каждого ученика, овладения им знаниями, умениями и навыками, формиро­вания его личности.

Ориентация на среднего ученика главный недостаток урока со времен Я. А. Коменского. Однако использование индивидуального и дифференцированного подхода помогает его избежать.

♦Дифференциация учебной работы предполагает ее организацию в соответствии с группами учащихся, отличающихся друг от друга определенными особенностями (типичными пробелами в зна­ниях, темпом работы, уровнем обученное™, сформированное™ способов деятельности и т. п.).

♦Дифференцированные задания должны различаться степенью самостоятельности, требуемой от учащихся, мерой помощи, оказываемой им в усвоении материала.

♦Дифференциация должна носить временный, преходящий ха­рактер.

7) Постоянный контроль за процессом и результатом работы.
Контроль за процессом позволяет:

♦ установить, как учащиеся овладевают материалом;

♦ вовремя вмешаться, чтобы не закреплять ошибки.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: