Диагностика образовательной деятельности учащихся

Контроль и оценка обучения должны осуществляться в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Спо­собом установления такого соответствия является образовательная диагностика.

Образовательная диагностика - это процесс определения результа­тов образовательной деятельности учащихся и учителей с целью анализа, оценивания результатов обучения, его корректировки.

Диагностика образовательной деятельности включает в себя:

♦ контроль;

♦ проверку;

♦ оценивание;

♦ накопление статистических данных, их анализ;

♦ выявление динамики в уровне образованности учащихся. На основе диагностики:

♦ переопределяются цели;

♦ уточняются задачи;

♦ корректируется ход обучения;

♦ прогнозируются дальнейшие обучение, воспитание и развитие
учащихся.

Педагогический контроль и оценка знаний, умений и навыков уча­щихся — неотъемлемая составная часть учебного процесса.

Педагогический контроль — установление объема, уровня и каче­ства овладения учащимися учебным материалом, выявление успехов и обучении, пробелов в знаниях.

Составной частью контроля является оценка.

Педагогический контроль позволяет:

♦ установить готовность учащихся к восприятию и усвоению новых знаний;

♦ выявить причины их затруднений и ошибок;

♦ определить эффективность организации учебного процесса;

♦ получить информацию о характере самостоятельной работы учащихся в процессе обучения;

♦ выявить степень правильности, глубины, осознанности знаний, умений и навыков.

В идеале педагогический контроль и оценка позволяют определить уровень:

♦ образованности учащегося, уровневую характеристику развития личности, являющуюся результатом овладения, накопленным об­ществом социальным опытом в процессе целенаправленного воз­действия образовательной системы и активности самой личности:

♦ обученности (круг знаний, умений, которыми владеет личность);

♦ умственного и нравственного развития;

♦ развития новообразований данного возраста;

♦ обучаемости (как готовности к дальнейшему повышению своего образования);

♦ компетентности как совокупности личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентации, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в опре­деленной социально и личностно значимой сфере. Уровень ком­петентности устанавливается по уровню развития компетенций, свидетельствующих о готовности ученика использовать усвоен­ные знания, учебные умения и навыки, способы деятельности для решения практических и теоретических задач.

 

Выделяют следующие компетенции:

♦ ценностно-смысловые;

♦ общекультурные;

♦ учебно-познавательные;

♦ информационные;

♦ коммуникативные;

♦ социально-трудовые;

♦ компетенции личностного совершенствования.

 

Контроль должен быть направлен на результат и процесс деятель­ности.

Требования к контролю и оценке:

♦ всесторонность;

♦ систематичность;

♦ объективность;

♦ индивидуализация;

♦ дифференциация;

♦ разнообразие форм и методов;

♦ обоснованность.

 

Виды контроля:

♦ предварительный;

♦ текущий;

♦ тематический;

♦ периодический;

♦ итоговый. Методы контроля:

♦ устный (индивидуальный, фронтальный или уплотненный опросы);

♦ письменный;

♦ графический;

♦ программированные методы проверки. Формы контроля:

♦ контрольная работа;

♦ экзамен;

♦ итоговые проверочные работы;

♦ тестирование.

Оценка характеризует степень усвоения учащимися учебного мате­риала в соответствии с требованиями программы. Оценка всегда соотносится с эталоном. Формы выражения оценки:

♦ эмоциональная (улыбка, одобрение, поощрение и т. п.);

♦ символическая (переходный флажок, кружок, другой символ);

♦ вербальная (оценочное суждение);

♦ количественная (отметки по определенной шкале, места в рей­тинге и т. п.)

 

Отсутствие оценки есть самый худший вид оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее.

Б. Г. Ананьев

Федеральный государственный образовательный стандарт началь­ного общего образования рекомендует использовать в начальной школе следующие методы:

♦ наблюдение за деятельностью учащихся и их продвижением в обучении;

♦ оценку процесса выполнения творческих заданий;

♦ проведение итоговых проверочных работ;

♦ оценку результатов рефлексии учащихся;

♦ портфолио, выставки и презентации целостных законченных работ.

Портфолио — индивидуальный портфель образовательных дости­жений ученика.

Формирование самоконтроля и самооценки должно быть специальной задачей учителя.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: