Подумайте, поразмышляйте

1. Почему методику обучения отдельным учебным предметам на­зывают частными дидактиками?

2. Почему важно проводить дидактическое исследование в контроль­ных и экспериментальных группах?

3. Какая из моделей обучения является для вас привлекательной? Почему?

4. Почему лишь в последние десятилетия стали выделять не только объективные, но и субъективные цели обучения?

5. Создайте словесный портрет ученика, о котором можно сказать, что он является субъектом учебной деятельности.

6. Можете ли вы назвать себя субъектом учебной деятельности? Почему?

7. Верно ли утверждение, что умение, совершенствуясь, превраща­ется в навык?

8. Отсутствие какого компонента процесса овладения знаниями приводит к формальным знаниям? Почему?

9. На какой вид запоминания следует опираться, строя обучение в начальной школе? Почему?

 

10. Какие упражнения нужны для формирования умений и навы­ков — одинаковые или разные? Почему?

11. Почему учителю необходимо знать структуру процесса овладения знаниями, умениями и навыками?

12. Сформулируйте правила реализации какого-либо принципа.

13. О путях реализации какого принципа свидетельствует пословица «Повторение — мать учения»?

14. Как вы думаете, зачем введен Федеральный государственный стандарт начального общего образования?

15. Какие методы обучения, по вашему мнению, можно назвать со­временными? Почему?

16. Согласны ли вы с утверждением, что урок всегда будет ведущей формой обучения?

17. Однажды Ш. А. Амонашвили предложил учащимся подумать и сказать, какому уроку они хотели бы поставить «памятник». Как вы думаете, о каком уроке говорили дети?

18. Почему в начальных классах в первом полугодии не выставляют отметок?

 

 

Раздел 2

Технологии начального обучения

2.1. Технологии формирования предметных учебных действий

ПЛАН

1. Технологии обучения.

2. Умственные и учебные действия.

3. Классификация умственных (учебных) действий.

4. Технологии формирования предметных учебных действий:

 

1. Технология использования алгоритмов в обучении.

2. Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной.

3. Технология программированного обучения.

Технологии обучения

Дидактика всегда стремилась ответить на вопрос: как учить детей, раз­рабатывая методы обучения. С конца XX в. наряду с терминами «методы обучения», «методики обучения различным учебным предметам» стал использоваться термин «технологии обучения», ранее относившийся к производственной сфере. Произошло это не случайно.

С одной стороны, развитие психолого-педагогической науки, разра­ботка деятельностного подхода, использование его идей в построении образовательного процесса послужили основой появления педагогиче­ских технологий.

С другой — необходимость создания подобных технологий дик­товалась потребностями самой образовательной системы (эффектив­ное функционирование которой в условиях все увеличивающегося информационного потока требовало более жесткого управления деятельностью обучающихся), самим образовательным процессом, поскольку подобное управление могло способствовать более быстрому достижению необходимых результатов обучения.

Появление технологий не уменьшает значения используемых в ра­боте с детьми разнообразных методов обучения.

Разрабатываемые методы и методики отвечают на вопрос — как учить детей, а технологии как это сделать оптимально.

«Метод остается более гибким, вариативным, авторским инструмен­том обучения. Технология же более строга, однозначна, процедурно отработана, алгоритмична, менее зависима от личностных качеств педагога, она может быть передана, заимствована, может осуществляться при помощи пособий и обучающих устройств» (В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова).

Технология обучения — опирающаяся на научные идеи модель совместной деятельности учителя и учащихся по проектированию и реализации образовательного процесса, включающая описание дей­ствий, операций, которые могут быть воспроизведены любым учителем и выполнение которых в строгой последовательности гарантирует до­стижение планируемых результатов всеми школьниками.

Использование технологий обучения позволяет:

управлять процессом обучения;

♦ обеспечивать условия для развития каждого обучающегося;

♦ с достаточной определенностью предсказывать результаты

обучения;

♦ уменьшать влияние неблагоприятных условий обучения.
Результаты использования той или иной технологии определяются

уровнем владения ею, а особенности личности учителя оказывают не непосредственное, а опосредованное влияние.

Любая технология обучения должна:

♦ опираться на определенную научную концепцию;

♦ обладать признаками системы;

♦ создавать условия для управления процессом обучения;

♦ гарантировать достижение определенного стандарта обучения за
более короткие сроки;

воспроизводиться в других однотипных образовательных учре­ждениях.

В процессе обучения используются следующие технологии:

♦ общедидактические;

♦ частнопредметные.

Реализация государственного образовательного стандарта общего начального образования, предъявляющего достаточно высокие тре­бования к качеству образования, получаемого младшим школьником, невозможна без применения современных педагогических технологий. Именно они создают возможность управляемости процессом обучения, обеспечивающей решение его задач, выполнение требований к его результатам (личностным, метапредметным, предметным), обозна­ченным в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: