Основные организационные формы

Особенности используемых в системе Л. В. Занкова организационных) форм обучения:

урок (познание детей расширяется; постоянное переплетение новых знаний с ранее полученными; гибкая структура — выстраивание процесса познания от ученика, обеспечение интенсивной самостоятельной деятельности, связанной с эмоциональными переживаниями, коллективным поиском и т. п.);

♦ экскурсии (проводятся систематически; столь же значимы в обогащении знаниями, что и урок);

домашние учебные задания (имеют разнообразное содержание; вызывают живой интерес, поэтому не являются источником перегрузки).

Характер взаимодействия учителя и учащихся в дидактической системе Л. В. Занкова

Взаимодействие учителя и обучающихся предполагает:

♦ уважение к личности ребенка;

♦ создание условий, при которых у каждого есть успех;

♦ предоставление возможности для индивидуального развития всех учащихся (опора на их сильные стороны);

♦ особая доверительная атмосфера на уроке (дети не должны бояться задать вопрос, допустить ошибку, поделиться своими чувствами);

♦ значение использования в учебном процессе личного опыта детей, их собственных оценок;

♦ создание творческой атмосферы;

♦ сотрудничество на уроке.

Оценка продвижения в развитии

В качестве показателей общего психического развития рассматриваются:

♦ уровень развития наблюдательности;

♦ уровень мыслительной деятельности;

♦ уровень практических действий.

УМК системы Л. В. Занкова

УМК системы Л. В. Занкова включает в себя учебники по всем ос­новным предметам:

Обучение грамоте и чтению — Азбука (авторы: Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец).

Русский язык (автор: Н. В. Нечаева).

Литературное чтение (2 линии: авторы: В. Ю. Свиридова, 11. А. Чуракова. Автор: В. А. Лазарева).

Математика (2 линии: авторы: И. И. Аргинская, Е. П. Бененсон, Л. С. Итина (1-й класс) и И. И. Аргинская, Е. И. Ивановская, С. И. Корм и шина (2-4-й класс). А втор: А. Г. Ванцян (1-й класс)).

Окружающий мир (авторы: Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков).

Технология (авторы: II. А. Цирулик, Т. Н. Преснякова).

Музыка (автор: Г. С. Ригина).

Подумайте, поразмышляйте

1. Какой из принципов в системе Л. В. Занкова, по вашему мнению, труднее всего реализовать в процессе обучения?

2. Сопоставьте особенности методической системы Л. В. Занкова (приложение 6) с уже известными вам технологиями. Есть ли общее в их построении?

3. Прочитайте фрагменты уроков, проведенных по системе Л. В. Зан­кова (приложение 6). Увидели ли вы что-то новое для себя? Что именно?

4. Как вам кажется, реализуются ли в современном начальном об­учении принципы, сформулированные Л. В. Занковым?

 


 


Концепция развивающего обучения д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова

ПЛАН

1. Цели обучения.

2. Принципы развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Да­выдова.

3. Содержание обучения.

4. Особенности методов и приемов.

5. Особенности урока.

6. Характер взаимодействия учителя и учащихся.

7. Показатели развития.

8. Критика теории.

9. УМК системы В. В. Давыдова-Д. Б. Эльконина.

Цели обучения

В 60-е гг. XX в. научный коллектив под руководством психологов В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина в ходе исследования установил, что традиционное начальное образование:

♦ не обеспечивает полноценного развития большинства младших школьников;

♦ не создает необходимых «зон ближайшего развития», а лишь воспитывает и закрепляет те психические функции, которые начали развиваться еще в дошкольном возрасте (чувственное на­блюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память и т. д.);

♦ не использует резервы интеллектуального развития ребенка.
Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова

существует более 50 лет. С 1995/1996 учебного года она является госу­дарственной системой начального образования. Развивающее обучение "о системе Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова было внедрено в практику школьного обучения и получило всестороннюю интерпретацию в ра­ботах Л. И. Айдаровой, С. Ф. Жуйкова, А. К. Марковой, А. 3. Зака, В. В. Репкина Г. Г. Граник и др.

Концепция развивающего обучения по системе Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова нашла свое отражение в теоретических трудах, разработанных учебных планах и программах, учебниках для начальной школы, методических пособиях для учителей.

В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин предложили перестроить содержа­ние учебных предметов и логику (способы) его изложения в учебном процессе.

В. В. Давыдов поставил вопрос о возможности концептуальной! разработки новой системы обучения с направлением, обратным тра­диционному:

♦ от общего к частному;

♦ от абстрактного к конкретному;

♦ от системного к единичному.

Развивающееся в процессе такого обучения мышление ребенка назва­но В. В. Давыдовым теоретическим, а само обучение - развивающим.

Основу развивающего обучения составляют теоретические знания, теоретическое мышление, которое:

♦ возникает в результате мыслительного анализа, содержательного абстрагирования и обобщения;

♦ связано с исследованием природы самих понятий;

♦ возникает как мысленное преобразование предметов, отношений, |связей;

♦ позволяет вскрыть, установить связи всеобщего и единичного внутри целостной системы, понять ее сущность;

♦ существует в форме способов умственной деятельности, а также обобщенных способов действий.

Эмпирическое мышление — вид мышления, начальная ступень; познания, основанная на обобщении чувственно воспринимаемых, наглядно приведенных свойств и отношений, направленная на рас­членение и сравнение свойств предметов с целью выделения общности и придания ей формы понятия, приводящая к первичным обобщениям на основе опыта.

Теоретическое мышление вид мышления, направленный на вы­явление всеобщего отношения, построение теоретических моделей, создание теорий, на выделение основного противоречия в решаемой задаче, исследуемой ситуации, разрешение такого противоречия при­водит к формированию способа действия, позволяющего решать целые классы задач.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: