Цели обучения. Подход Л. В. Занкова к проблеме соотношения обучения и развития

Построение системы Л. И. Занкова опирается на идеи Л. С. Выготского о том, что развитие психики ребенка имеет социальную природу, его источником является сотрудничество и обучение.

В середине XX в. под руководством Л. В. Занкова были проведены исследования, в которых:

♦ экспериментально доказана ведущая роль обучения в развитии ребенка (изменение характера обучения ведет к изменениям в психическом развитии обучающегося);

♦ показано, что в практике начального обучения не используются резервы развития ребенка;

♦ введено понятие «общее развитие», рассматривающееся как общая цель и показатель эффективности обучения младших школьников;

♦ выявлено, что при любой системе обучения существуют инди­видуальные варианты развития, т. е. развитие определяется не только внешними, но и внутренними причинами.

Л. В. Занковым создана дидактическая система, высокоэффективная для общего развития школьников. Ее описание представлено в:

 

♦ теоретических трудах;

♦ разработанных учебных планах и программах;

♦ учебниках для начальной школы;

♦ методических пособиях для учителей;

♦ учебных заданиях для учащихся.

В 1960-1970-е гг. попытки ее внедрения в массовую школьную практику не дали ожидаемых результатов, так как учителя оказались неспособными обеспечить новые программы соответствующими тех­нологиями обучения.

Цель обучения — общее психическое развитие младшего школьника (ребенок в системе Л. В. Занкова воспринимается целостно: не только как ученик, задача которого заключается в овладении программой обучения, но и как человек со всеми его переживаниями, интересами, потребностями, который в школе должен не только чему-то научиться, но и счастливо прожить эти годы).

Достижение цели возможно, если в центре внимания оказывается общее развитие каждого ученика, поскольку при любой системе суще­ствуют индивидуальные варианты развития.

Общее развитие учащихся выступает как основа успешного усвоения знаний, умений и навыков.

Л. В. Занков выделяет три основные линии развития:

♦ развитие отвлеченного мышления;

♦ развитие анализирующего восприятия (наблюдения);

♦ развитие практических навыков.

Эти три стороны психики отражают три генеральные линии отно­шения человека к действительности:

♦ получение данных о действительности с помощью собственных органов чувств и наблюдений;

♦ абстрагирование, отвлечение от непосредственных данных, их обобщение;

♦ материальное воздействие на мир с целью его изменения, что достигается с помощью практических действий.

Успешность реализации целей зависит от того, насколько учитель понимает суть понятий «развитие», «общее развитие», осознает их отличие от понятия «усвоение», поэтому нужна предварительная ра­бота с учителями по подготовке их к реализации предлагаемой системы.

 

Особенности содержания образования в дидактической системе Л. В. Занкова

Содержание дает общую картину мира на основе ценностей науки, литературы, искусства, материальной культуры. Особенности содержания:

Ф формирование общей картины мира, включение новых пред­метов (естествознание, история, география), обогащение тра­диционных;

♦ ведущая роль теоретических знаний;

♦ усвоение каждого элемента знаний в связи с другими и внутри определенного целого;

ф изменение соотношения так называемых основных и неосновных предметов (нет главных и неглавных предметов — все вносят вклад в общее развитие);

♦ увеличение занятий вне школы;

♦ опора на самостоятельные личные наблюдения школьников.
Такой подход к отбору содержания образования дает возможность

включать младших школьников в разнообразные виды деятельности, помогая каждому из них пережить успех не в одном, так в другом виде деятельности.

Овладение содержанием осуществляется индуктивным путем на ос­нове анализирующего наблюдения, сравнения, обобщения.


Принципы дидактической системы общего развития

Система Л. В. Занкова строится на следующих принципах:

♦ Обучение на высоком уровне трудности.

♦ Быстрый теми изучения программного материала, исключа­ющий многократные однообразные повторения {включение изучаемых дидактических единиц в многообразие функциональ­ных связей).

♦ Ведущая роль теоретических знаний {сочетание чувственного и рационального познания).

♦ Осознание школьниками процесса обучения.

♦ Целенаправленная работа по общему развитию всех детей.

 

 

Свойства методической системы

Основными особенностями методической системы являются:

1) многогранность обучения (изучаемый материал — не только источник интеллектуального развития, но еще и стимул нрав­ственного и эмоционального развития; методика, способы обучения должны быть направлены не только на формирование знаний, умений и навыков, но и на воспитание и общее развитие школьников);

2) процессуальность (процесс - это не просто изменение, а ряд идущих друг за другом стадий; каждый элемент знания вступает во все более широкие связи с другими);

3) системность (учебный материал предъявляется последователь­но; каждый этап логически продолжает предыдущий, готовит усвоение нового);

4) разрешение коллизий (противоречий), т. е встречающихся в ходе изучения материала столкновений знаний, их противоречивости;

5) вариантность, предполагающая изменения в работе учителя в зависимости от возможностей класса (логика изложения ма­териала, темп продвижения), использование заданий и вопросов, требующих неоднозначного ответа, побуждающих к формулированию разных точек зрения, различных оценок и отношений к рассматриваемому материалу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: