Рис. 31. Линейная программа (Б. Ф. Скиннер)
♦ Осуществляется управление умственной деятельностью учащихся (роль учителя сводится в основном к разработке, наладке, коррекции и усовершенствованию обучающей программы, использованию отдельных элементов безмашинного обучения).
Рис. 32. Разветвленная программа (Н. А. Кроудер)
Достоинства программированного обучения:
♦ Способствует успешному усвоению действий алгоритмического характера.
♦ Формирует умение логически мыслить.
♦ Устанавливает тесные связи между знаниями и действиями (знания лежат в основе выполняемых действий).
♦ Обеспечивает выбор темпа усвоения самим учеником.
Недостатки программированного обучения:
♦ Используется только для алгоритмически разрешимых познавательных задач.
♦ Не в достаточной степени способствует развитию самостоятельности в обучении.
♦ Не создает условий для получения новых знаний, овладения новыми способами действий, опытом творческой деятельности.
|
|
♦ Исключает возможности использования групповой работы.
♦ Не способствует развитию инициативы школьников.
Развитие компьютерных технологий и дистанционного обучения повышает роль технологии программированного обучения в образовательной практике.
Подумайте, поразмышляйте
1. Охарактеризуйте особенности каждой из представленных групп умственных действий из классификации А. И. Раева (приложение 1).
2. Приведите примеры использования алгоритмов в повседневной жизни.
3. Чем отличаются друг от друга алгоритмы и алгоритмические предписания?
4. Какую операционную структуру (приложение 5) описанных действий можно отнести к алгоритмам, какую — к алгоритмическим предписаниям?
5. По каким особенностям будет видно, что ученик овладел учебным материалом? Прочитайте материалы из книги Н. Ф. Талызиной (приложение 2). Подумайте, какие особенности отличают ориентировочную основу действия, на которую чаще всего опираются младшие школьники в процессе обучения?
6. Каково значение использования в обучении младших школьников теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной (приложение 2)?
7. Почему в начальной школе дети для лучшего усвоения должны осуществлять действия, используя какие-либо предметы?
8. Проанализируйте фрагмент программированного задания (приложение 4), соотнесите его с содержанием статьи А. И. Раева (приложение 3). Подумайте, к какому виду обучающих программ оно может быть отнесено. Покажите, какие принципы программированного обучения были реализованы при его создании.
|
|
9. Почему нельзя рассматривать программированное обучение в начальной школе как универсальное?
10. Какие возможности компьютера позволяют эффективно формировать умственные действия?
11. Какой из рассмотренных подходов к формированию предметны\ учебных действий вы непременно используете в своей будущей педагогической деятельности? Почему?
Система развиваюшего обучения Л. В. Занкова
ПЛАН
1. Цели обучения. Подход Л. В. Занкова к проблеме соотношения обучения и развития.
2. Особенности содержания образования в дидактической системе Л. В. Занкова.
3. Принципы дидактической системы общего развития.
4. Свойства методической системы.
5. Основные организационные формы.
6. Характер взаимодействия учителя и учащихся в дидактической системе Л. В. Занкова.
7. Оценка продвижения в развитии.
8. УМК системы Л. В. Занкова