Цель обучения: развитие интеллектуальных способностей, теоретического мышления школьников (индивидуальные различия в характере развития исчезнут, как только будут определены оптимальные способы обучения).
Целевыми установками обучения выступают:
♦ формирование теоретического мышления;
♦овладение обобщенными способами действий, позволяющими решать широкий круг частных задач за короткий промежуток времени;
♦развитие способности к рефлексии как важнейшей составляющей умения учиться;
♦ воспроизведение в учебной деятельности логики научного познания;
♦ развитие творчества как основы личности.
Принципы развиваюшего обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова
Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова строится на основе следующих принципов:
♦ рассмотрение обучения как источника развития;
♦ опережающий характер обучения;
♦ преемственность, трансформирующаяся в принцип качественного различия стадий обучения, каждая из которых соотносится с этапами психического развития;
♦ доступность как возможность закономерно управлять темпом и содержанием развития посредством организации обучающего воздействия;
♦ построение обучения как научно-теоретической деятельности.
...Обучение свою ведущую роль в умственном развитии
осуществляет прежде всего через содержание
усваиваемых ребенком знаний.
В. В. Давыдов
Содержание обучения
♦ усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями;
♦ содержание учебных предметов направлено на формирование теоретического мышления, овладение обобщенными способами действия (это позволяет решать большой круг задач за короткий; отрезок учебного времени);
♦ овладение знаниями в процессе анализа их происхождения;
♦ обнаружение в учебном материале существенного, всеобщего^ отношения, определяющего структуру объекта этих знаний;
♦ моделирование содержания и методов научной деятельности.
Особенности методов и приемов
В основе развивающего обучения лежит целенаправленная учебная деятельность (ЦУД), отличающаяся от других видов учебной деятельности прежде всего тем, что она направлена на получение не внешних, а внутренних результатов, на достижение теоретического уровня мышления. ЦУД — особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Особенности ЦУД:
♦ Наличие у ребенка внутренних познавательных мотивов.
♦ Наличие цели сознательного самоизменения.
♦ Ребенок — полноценный субъект деятельности. Направленность на усвоение теоретических знаний, умений, навыков, учебной деятельности, овладение общими принципами решения задач определенного класса.
♦ Ученик играет роль исследователя-творца.
♦ Рефлексивный характер рассмотрения оснований собственных действий.
Для формирования ЦУД у младших школьников необходимо, чтобы они систематически решали учебные задачи.
Учебная задача решается путем выполнения следующих действий:
♦ принятие от учителя (или самостоятельная постановка) учебной задачи;
♦ преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;
♦ моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах;
♦ преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;
♦ построение системы частных задач, решаемых «общим способом»;
♦ контроль за выполнением предыдущих действий;
♦ оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
Развивающее обучение осуществляется путем решения учебных задач.
Особенности урока
Урок в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова отличается следующими особенностями:
♦ используются дискуссионные формы работы, в ходе которых учащиеся открывают для себя основное содержание учебных предметов;
♦ знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии. Урок строится как открытие новых знаний, новых способов действий;
♦ преобладает самостоятельная познавательная деятельность детей в процессе решения проблемных задач, ситуаций; организуется исследовательская деятельность.
Характер взаимодействия учителя и учащихся
Взаимодействие педагога и обучающихся характеризуется следующими особенностями:
♦ позиция учителя: «к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом»; учитель помогает детям осуществлять цели, поддерживает инициативу ребенка в нужном направлении;
♦ позиция ученика: за ним закрепляется роль познающего мир (в специально организованных для этого условиях);
♦ в диалоге «учитель-ученик» соблюдается принцип постепенно убывающей помощи и увеличения доли самостоятельной деятельности ребенка;
♦ учитель — не носитель истины, а помощник в увлекательном процессе познания (высказывания ученика, отличающиеся от] общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли).
Показатели развития
В системе обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова показано, как определять продвижение учащихся в развитии:
♦ оценке подвергается уровень развития теоретического мышления;
♦ отметки не ставятся, осуществляется совместная (учитель и учащиеся) оценка на качественном уровне;
♦ качество и объем работы оцениваются с точки зрения субъективных возможностей учащихся;
♦ оценка отражает персональное развитие ученика, совершенство! его учебной деятельности;
♦ основным механизмом оценочной деятельности учителя является применение индивидуальных эталонов в оценке труда обучающихся, а школьников — применение самооценки.
Критика теории
Признавая значение системы В. В. Давыдова-Д. Б. Эльконина, отечественные педагоги и психологи видят и ее недостатки:
♦ создается резкий разрыв между дошкольным и школьным периодом развития ребенка;
♦ снижается эмоциональная сторона материала, не удовлетворяется I потребность детей в эмоциональной насыщенности.