Решить задачу теоретически — значит решить ее не только для данного частного случая, но и для всех однородных случаев, т. е. овладеть способом действия

Цель обучения: развитие интеллектуальных способностей, теорети­ческого мышления школьников (индивидуальные различия в характере развития исчезнут, как только будут определены оптимальные способы обучения).

Целевыми установками обучения выступают:

♦ формирование теоретического мышления;

♦овладение обобщенными способами действий, позволяющими решать широкий круг частных задач за короткий промежуток времени;

♦развитие способности к рефлексии как важнейшей составляющей умения учиться;

♦ воспроизведение в учебной деятельности логики научного познания;

♦ развитие творчества как основы личности.

Принципы развиваюшего обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова

Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова строится на основе следующих принципов:

♦ рассмотрение обучения как источника развития;

♦ опережающий характер обучения;

♦ преемственность, трансформирующаяся в принцип качествен­ного различия стадий обучения, каждая из которых соотносится с этапами психического развития;

♦ доступность как возможность закономерно управлять темпом и содержанием развития посредством организации обучающего воздействия;

♦ построение обучения как научно-теоретической деятельности.

 

 

...Обучение свою ведущую роль в умственном развитии

осуществляет прежде всего через содержание

усваиваемых ребенком знаний.

В. В. Давыдов

Содержание обучения

♦ усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, пред­шествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями;

♦ содержание учебных предметов направлено на формирование теоретического мышления, овладение обобщенными способами действия (это позволяет решать большой круг задач за короткий; отрезок учебного времени);

♦ овладение знаниями в процессе анализа их происхождения;

♦ обнаружение в учебном материале существенного, всеобщего^ отношения, определяющего структуру объекта этих знаний;

♦ моделирование содержания и методов научной деятельности.

Особенности методов и приемов

В основе развивающего обучения лежит целенаправленная учебная деятельность (ЦУД), отличающаяся от других видов учебной деятель­ности прежде всего тем, что она направлена на получение не внешних, а внутренних результатов, на достижение теоретического уровня мыш­ления. ЦУД — особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Особенности ЦУД:

♦ Наличие у ребенка внутренних познавательных мотивов.

♦ Наличие цели сознательного самоизменения.

♦ Ребенок — полноценный субъект деятельности. Направленность на усвоение теоретических знаний, умений, навыков, учебной деятельности, овладение общими принципами решения задач определенного класса.

♦ Ученик играет роль исследователя-творца.

♦ Рефлексивный характер рассмотрения оснований собственных действий.

Для формирования ЦУД у младших школьников необходимо, чтобы они систематически решали учебные задачи.

Учебная задача решается путем выполнения следующих действий:

♦     принятие от учителя (или самостоятельная постановка) учебной задачи;

♦ преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;

♦ моделирование выделенного отношения в предметной, графиче­ской и буквенной формах;

♦ преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;

♦ построение системы частных задач, решаемых «общим способом»;

♦ контроль за выполнением предыдущих действий;

♦ оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

Развивающее обучение осуществляется путем решения учебных задач.

Особенности урока

Урок в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Да­выдова отличается следующими особенностями:

♦   используются дискуссионные формы работы, в ходе которых учащиеся открывают для себя основное содержание учебных предметов;

♦ знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии. Урок строится как открытие новых знаний, новых способов действий;

♦ преобладает самостоятельная познавательная деятельность детей в процессе решения проблемных задач, ситуаций; организуется исследовательская деятельность.

Характер взаимодействия учителя и учащихся

Взаимодействие педагога и обучающихся характеризуется следую­щими особенностями:

♦ позиция учителя: «к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом»; учитель помогает детям осуществлять цели, поддерживает инициативу ребенка в нужном направлении;

♦ позиция ученика: за ним закрепляется роль познающего мир (в специально организованных для этого условиях);

♦ в диалоге «учитель-ученик» соблюдается принцип постепенно убывающей помощи и увеличения доли самостоятельной дея­тельности ребенка;

♦ учитель — не носитель истины, а помощник в увлекательном процессе познания (высказывания ученика, отличающиеся от] общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли).

Показатели развития

В системе обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова показано, как определять продвижение учащихся в развитии:

♦ оценке подвергается уровень развития теоретического мыш­ления;

♦ отметки не ставятся, осуществляется совместная (учитель и уча­щиеся) оценка на качественном уровне;

♦ качество и объем работы оцениваются с точки зрения субъектив­ных возможностей учащихся;

♦ оценка отражает персональное развитие ученика, совершенство! его учебной деятельности;

♦ основным механизмом оценочной деятельности учителя является применение индивидуальных эталонов в оценке труда обучаю­щихся, а школьников — применение самооценки.

Критика теории

Признавая значение системы В. В. Давыдова-Д. Б. Эльконина, оте­чественные педагоги и психологи видят и ее недостатки:

♦ создается резкий разрыв между дошкольным и школьным периодом развития ребенка;

♦ снижается эмоциональная сторона материала, не удовлетворяется I потребность детей в эмоциональной насыщенности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: