Подумайте, поразмышляйте

1. Какими, на ваш взгляд, особенностями должен обладать учитель, успешно использующий игру в процессе обучения младших школьников?

2. Почему на начальных этапах обучения младших школьников невозможно обойтись без игры?

3. Прочитайте отрывок из работы А. В. Миронова (приложение 24). Рассмотрите описанные в ней дидактические игры. Какие функ­ции будут реализованы в процессе их использования?

4. Может ли использование игр внести определенный вклад в фор­мирование универсальных учебных действий? Какого характера должны быть подобные игры?

5. Приведите примеры дидактических игр, решающих тактические и стратегические задачи.

6. Опираясь на материал учебников для начальной школы, статей, описывающих дидактические игры, используемые в начальной школе, приведите примеры занимательных упражнений, упражнений с игровыми элементами, непосредственно дидактических игр.

7. Опираясь на материалы статьи Л. В. Миронова (приложение 24) покажите, в каких направлениях должна осуществляться транс формация дидактической игры, чтобы последняя стала средство обеспечения преемственности между дошкольным и начальным образованием.

 

 

Технологии дифференцированного подхода

ПЛАН

1. Сущность дифференцированного подхода.

2. Виды дифференциации.

3. Технология педагогической поддержки детей, испытывающих трудности в учении.

 

 

Сущность дифференцированного подхода

«Дифференциация — это учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения; обычно обучение в этом случае происходит по нескольким различным учебным планам и программам» (Инге Унт).

Дифференцированный подход — это учет педагогом индивидуальных особенностей группы учащихся в процессе обучения. Такой подход делает работу учителя более результативной, позволяет вносить кор­рективы в педагогическое воздействие и в то же время охватывает всех учащихся класса.

Виды дифференциации

И. Унт выделяет следующие виды дифференциации:

♦ внешняя;

♦ внутренняя.

Внешняя дифференциация в основном представлена двумя спосо­бами:

1) на определенной ступени (обычно на старшей) школа разветвля­ется на отдельные области знаний (гуманитарные, физико-технические и естественные потоки);

2) к обязательным предметам добавляются предметы, изучаемые по выбору, или их комплексы.

На начальной ступени обучения внешняя дифференциация ис­пользуется прежде всею в системе дополнительного образования (музыкальные, художественные, спортивные школы), где могут развиваться специальные способности, проявляющиеся уже в раннем возрасте и упражнение в которых с раннего возраста особенно необходимо.

Организация учебного процесса с использованием внутренне: дифференциации позволяет создать такие условия, при которых стал бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка при классно-урочной форме обучения.

В дидактике и предметных методиках предлагается более 20 критериев деления учащихся на группы.

Основанием для внутренней дифференциации могут стать особенности:

♦ обученности (т. е. степень овладения программным материалом)

♦ обучаемости (общие умственные способности и специальные способности);

♦ самостоятельности;

♦ познавательной активности;

♦ типа мышления и развития отдельных мыслительных операций;

♦ мнемических процессов;

♦ типа восприятия информации (аудиалы, визуалы, кинестетики);

♦ проявлений творчества;

♦ темперамента;

♦ готовности к школе и т. д.

Деление класса на уровневые группы должно быть временным, негласным и условным.

Вначальной школе учитель, образуя группы учащихся, чаще всего ориентируется на уровень обученности или обучаемости.

Уровень обученности очевиден для учителя. Он проявляется при выполнении различных заданий, требующих владения знаниями, предметными учебными действиями.

Обучаемость (в широком смысле) - это восприимчивость ребенка! к обучению (Б. Г. Ананьев), к усвоению знаний испособов учебной деятельности. Она характеризует «не столько результативную сторону, сколько самый процесс формирования знаний, приемов - степень легкости и быстроты приобретения знаний, организация их всистемы, овладения приемами умственной деятельности». (Н. А. Менчинская)

И. М. Чередов дает следующую характеристику уровней обучае­мости:

высокий уровень — учащиеся, которые свободно усваивают изучаемый материал, выделяют существенное, закономерное, в частном видят общее; способны самостоятельно развивать раскрытые на уроке положения; легко переносят знания в новые ситуации; достигают высокого уровня знаний за самое короткое время;

средний уровень - ученики усваивают учебный материал после тренировочной работы; выделяют существенное, закономерное не сразу, а после выполнения определенных тренировочных упражнений; умеют увидеть в частном общее; овладев знания­ми, осуществляют параллельный перенос в новые условия; для усвоения знаний требуется более длительное время по сравнению с учащимися высокого уровня обучаемости;

низкий уровень — учащиеся усваивают материал после много­кратных упражнений и не всегда в полном объеме; затрудняются в выделении существенного, закономерного после общей трени­ровочной работы со всем классом; выполняют задания репродук­тивного характера; овладевают знаниями за более длительное время, чем предыдущая группа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: