Основой классификации дидактических игр могут выступать:
♦ вид деятельности: игры физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и т. п.;
♦ дидактическая цель;
♦ содержание учебного материала;
♦ наличие или отсутствие игрового материала;
♦ степень активности детей (игры-задания, игры-упражнения, автодидактические игры); направленность педагогического процесса (развитие психических процессов, личностных свойств, творческих способностей, овладение знаниями, умениями и навыками и т. п.);
♦ характер игровой методики (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации и т. п.);
♦ количество участников.
Рис. 43. Задачи дидактических игр
Структура дидактической игры:
♦ дидактическая задача (чему учатся дети);
♦ содержание игры, игровой замысел (программный материал);
♦ игровое начало, создание игровой атмосферы;
♦ правила игры, поддерживающие игровой замысел, ограничивающие детей, направляющие на решение учебной задачи;
|
|
♦ игровое действие (проявление активности детей в игровых целях);
♦ подведение итогов игры.
Для учителя главным в проводимой игре является дидактическая Задача, для детей — игровые действия, сам процесс игры. В начальной школе в процессе обучения используются:
♦ занимательные упражнения (игровое действие отсутствует);
♦ упражнения с игровыми элементами (четко разделены учебные и игровые действия);
♦ дидактическая игра (игровое и учебное действия совпадают).
Деятельность учителя по отбору, руководству и проведению дидактических игр в начальной школе
Руководство дидактической игрой требует большого педагогического мастерства, которое проявляется:
♦ в отборе игр;
♦ в организации и проведении игр. Отбирая игры, педагог должен учитывать:
♦ какие задачи он будет решать с помощью игры;
♦ как игра будет способствовать развитию учащихся, воспитания нравственных качеств;
♦ соответствует ли игра программному содержанию, изучаемом! на уроке.
Организация и проведение игры требуют:
♦ обеспечения положительной мотивации для добровольно^ включения в игровую деятельность;
♦ четкого, ясного, немногословного объяснения содержания и гр правил, игрового действия;
♦ создания возможностей для каждого ребенка активно действ вать в игровой ситуации;
♦ определения условий привлечения к активной роли пассивны застенчивых детей, сдерживания тех, кто может подавлять инициативу других;
♦ подведения итогов игры учителем и участниками игры.
Реализация игровых приемов и ситуаций предполагает:
|
|
1) постановку дидактической цели в форме игровой задачи;
2) связь игрового результата с выполнением учебного задания;
3) использование учебного материала как средства создания игры
4) подчинение учебной деятельности правилам игры;
5) введение элементов соревнования, за счет которых учебные задач переводятся в разряд игровых.
Педагогическая ценность использования дидактической игры в обучении младших школьников
Роль дидактической игры в обучении младших школьников проявляется в следующем:
♦ активизирует процессы непроизвольного запоминания;
♦ повышает интерес к познавательной деятельности;
♦ развивает логическое и творческое мышление;
♦ снимает нервное напряжение;
♦ вносит в урок эмоциональность;
♦ облегчает восприятие;
♦ готовит к трудовой деятельности;
♦ учит сотрудничеству с другими людьми;
♦ смягчает переход от игровой деятельности к учебной;
♦ способствует преодолению пассивности учащихся.