Основания для классификации игр

Основой классификации дидактических игр могут выступать:

♦      вид деятельности: игры физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и т. п.;

♦ дидактическая цель;

♦ содержание учебного материала;

♦  наличие или отсутствие игрового материала;

♦ степень активности детей (игры-задания, игры-упражнения, автодидактические игры); направленность педагогического процесса (развитие психиче­ских процессов, личностных свойств, творческих способностей, овладение знаниями, умениями и навыками и т. п.);

♦ характер игровой методики (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации и т. п.);

♦ количество участников.

 

 

Рис. 43. Задачи дидактических игр

 

 

Структура дидактической игры:

♦ дидактическая задача (чему учатся дети);

♦ содержание игры, игровой замысел (программный материал);

♦ игровое начало, создание игровой атмосферы;

♦ правила игры, поддерживающие игровой замысел, ограничиваю­щие детей, направляющие на решение учебной задачи;

♦ игровое действие (проявление активности детей в игровых целях);

♦ подведение итогов игры.

Для учителя главным в проводимой игре является дидактическая Задача, для детей — игровые действия, сам процесс игры. В начальной школе в процессе обучения используются:

♦ занимательные упражнения (игровое действие отсутствует);

♦ упражнения с игровыми элементами (четко разделены учебные и игровые действия);

♦ дидактическая игра (игровое и учебное действия совпадают).

Деятельность учителя по отбору, руководству и проведению дидактических игр в начальной школе

Руководство дидактической игрой требует большого педагогического мастерства, которое проявляется:

♦ в отборе игр;

♦ в организации и проведении игр. Отбирая игры, педагог должен учитывать:

♦ какие задачи он будет решать с помощью игры;

 

♦ как игра будет способствовать развитию учащихся, воспитания нравственных качеств;

♦ соответствует ли игра программному содержанию, изучаемом! на уроке.

Организация и проведение игры требуют:

♦ обеспечения положительной мотивации для добровольно^ включения в игровую деятельность;

четкого, ясного, немногословного объяснения содержания и гр правил, игрового действия;

создания возможностей для каждого ребенка активно действ вать в игровой ситуации;

♦ определения условий привлечения к активной роли пассивны застенчивых детей, сдерживания тех, кто может подавлять инициативу других;

♦ подведения итогов игры учителем и участниками игры.
Реализация игровых приемов и ситуаций предполагает:

1) постановку дидактической цели в форме игровой задачи;

2) связь игрового результата с выполнением учебного задания;

3) использование учебного материала как средства создания игры

4) подчинение учебной деятельности правилам игры;

5) введение элементов соревнования, за счет которых учебные задач переводятся в разряд игровых.

 


Педагогическая ценность использования дидактической игры в обучении младших школьников

Роль дидактической игры в обучении младших школьников проявля­ется в следующем:

активизирует процессы непроизвольного запоминания;

♦ повышает интерес к познавательной деятельности;

♦ развивает логическое и творческое мышление;

♦ снимает нервное напряжение;

♦ вносит в урок эмоциональность;

♦ облегчает восприятие;

♦ готовит к трудовой деятельности;

♦ учит сотрудничеству с другими людьми;

♦ смягчает переход от игровой деятельности к учебной;

♦ способствует преодолению пассивности учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: