Рис.2. Схема главных пешеходных путей и маршрутов наземного транспорта к объекту торговли районного значения

РАЗДЕЛ 7. Транспортно-планировочные задачи и рекомендации по их решению для объектов различного функционального назначения в архитектурно-строительном проектировании.

 

Тема 15. Планировочная организация и транспортное обслуживание торговых и торгово-развлекательных объектов.

 

Транспортное обслуживание торговых объектов и комплексов включает в себя:

- организацию движения пешеходов,

- размещение остановочных пунктов и станций городского пассажирского транспорта,

- размещение стоянок легковых автомобилей,

- организацию доставки грузов и распределение их в пределах объекта.

Организация движения пешеходов к объекту – одна из важнейших задач планировочного решения. Торговые объекты и комплексы в течение рабочего дня пропускают огромное число покупателей. В зависимости от значимости объекта требуется различная организация системы пешеходных путей к нему.

Торговые объекты, обслуживающие межмагистральные территории должны иметь удобные пешеходные подходы для жителей этих территорий. Необходимо учитывать две возможности передвижения жителей к объектам торговли этого типа:

- от жилого дома к объекту,

- с попутным обслуживанием по дороге от остановочного пункта или станции городского пассажирского транспорта к месту жительства.

При этом пути движения по второму маршруту должны включать в себя пути первого.

Пешеходные направления, связывающие жилые дома с объектами торговли, не должны пересекать основные пути движения автомобильного транспорта, так как ими пользуются люди преклонного возраста и дети. Рассматриваемые пешеходные направления должны быть прямолинейными и кратчайшими.

К единому комплексу торгового обслуживания межмагистральной территории следует проектировать главную пешеходную аллею, которая соединяется с группами жилых домов подходами, вдоль нее может быть проложена велодорожка (рис. 1, а).

В случае рассредоточенного размещения объектов торговли целесообразно отводить для них территории вдоль главных пешеходных путей или тротуаров магистральных улиц, прилегающих к району         (рис. 1, б, в).

 

 

 

Рис.1. Система главных пешеходных путей к торговым объектам межмагистральных территорий.

а – при едином торговом комплексе; б – при рассредоточенном размещении объектов торговли вдоль улиц; б - при рассредоточенном размещении объектов торговли вдоль главного пешеходного пути;

1 – объекты торговли; 2 – основные пешеходные пути к ним от групп жилых зданий.

 

Рис.2. Схема главных пешеходных путей и маршрутов наземного транспорта к объекту торговли районного значения.

1 – объект торговли; 2 – маршруты наземного транспорта; 3 – основные пешеходные пути.

 

Пешеходные пути объектов торговли жилого района должны удобно связывать его с межмагистральными территориями, формирующими жилой район, а также обеспечивать удобный подход от остановок городского наземного пассажирского транспорта. При наличии в жилом районе линий скоростного городского пассажирского транспорта торговый комплекс должен иметь удобную и краткую пешеходную связь с его станциями  (рис. 2).

Торговые объекты общегородского значения должны иметь связь со стациями скоростного и остановками наземного пассажирского транспорта.

При проектировании станций внеуличного пассажирского транспорта целесообразно предусматривать возможные выходы из них непосредственно в здания крупных торговых центров либо на площади перед ними. При размещении торговых комплексов на удалении от станций скоростного транспорта более 1000 м необходимо предусматривать между ними специальные маршруты городского транспорта или механические средства передвижения (движущиеся тротуары, средства персонального кабинного транспорта и т.п.).

Пешеходные переходы через магистральные улицы городского значения в зоне размещения торговых объектов жилого района или общегородского значения должны выполняться только в разных уровнях с проезжей частью. Целесообразно один из выходов внеуличных пешеходных переходов вводить непосредственно в помещение торгового объекта.

Остановки наземного пассажирского транспорта должны располагаться непосредственно напротив главных входов в торговый объект. Около крупных торговых объектов и комплексов следует предусматривать размещение стоянки для такси (рис. 3).

Перед входами в объекты торговли и выходами из них следует предусматривать накопительные площадки из расчета не менее 0,2 м2 на 1 м2 торговой площади магазина. При размещении объектов торговли в первых этажах домов, расположенных вдоль улицы, вдоль витрин необходимо предусматривать уширение тротуара на 1,5 м.

Вместимость автомобильных стоянок для посетителей торгового объекта определяется из расчета:

5-7 машино-мест на 100 м2 торговой площади торговых центров, универмагов и магазинов с площадью торговых залов более 200 м2;

7-10 машино-мест на 100 м2 торговой площади торговых центров, универмагов и магазинов с площадью торговых залов более 400 м2.

У рынков вместимость стоянок определяется из расчета 20-25 машино-мест на 50 торговых мест.

Учитывая кратковременный характер пользования, автомобильные стоянки у торговых объектов следует размещать в наземном уровне. При этом длина пешеходных подходов от автостоянок до объектов не должна превышать 150 м.

Территориально автостоянки у объектов торговли целесообразно размещать сбоку от них.

Несмотря на большую дешевизну наземных автостоянок, они становятся неэкономичными в центральных частях городов и в районах с плотной городской застройкой, так как занимают значительные территории. Поэтому у объектов торговли общегородского значения и у крупных торговых комплексов жилых районов необходимо проектировать отдельно расположенные многоярусные наземные и подземные стоянки, а также стоянки, входящие в состав торгового комплекса, в подвальных или наземных этажах объекта.

Автомобильные стоянки у торговых объектов должны иметь удобные въезды с главных городских улиц. У крупных торговых комплексов, к которым возникает большой поток легковых автомобилей, необходимо осуществлять разделение транзитных и местных потоков.

Для движения автомобилей, следующих к торговому центру, следует предусматривать сооружение местного проезда вдоль магистральной улицы.

Кроме автостоянки для посетителей при проектировании торгового объекта необходимо предусматривать автостоянку для обслуживающего персонала, работающего на объекте. Вместимость такой автостоянки определяется из расчета 10-20 машино-мест на 100 работающих. У объектов торговли небольшой мощности автостоянка для персонала может совмещаться для с автостоянкой для посетителей.

У крупных объектов с большой численностью работающих автостоянку для обслуживающего персонала следует размещать отдельно (рис. 3). Въезд на нее желательно осуществлять со служебной территории объекта. Учитывая необходимость длительного хранения автомобилей на этих стоянках (в течение рабочего дня), в крупных торговых комплексах их наиболее целесообразно устраивать в подвальных этажах и на крышах зданий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: