Правовой статус личности — система признанных и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей
Структура Конституционно-правового статуса личности, который лежит в основе правового статуса личности:
1. Гражданство
2. Правосубъектность:
ü Правоспособность (общая, отраслевая, специальная)
ü Дееспособность
3. Основные права, свободы и обязанности
4. Правовые принципы
5. Гарантии правового статуса личности
Виды правового статуса:
· Общий (конституционный)
· Специальный (родовой) определенной категории граждан
· Индивидуальный статус (пол, возраст, семейное положение)
· Статус иностранцев, апатридов, бипатридов (множественное гражданство)
· Отраслевые правовые статусы
· Статус физического лица
Гарантии правового статуса личности:
1. Наличие закона
2. Создание системы независимых судов
3. Создание системы контроля и надзора
4. Установление ответственности должностных лиц за нарушение прав и свобод
Защита общего правового статуса личности предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Его характерным признаком считают стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, разумных и предсказуемых его изменений, способных обеспечивать сохранение генофонда страны, темпы производства материальных, а также духовных ценностей, свободное развитие каждой личности. Как любая основа, на которой образуются новые качества, стабильность конституционного статуса личности зависит от того, как полно она будет соответствовать действительным общественным отношениям.
|
|
Территориальный признак государства: понятие, содержание
Территориальный признак означает, что действие государственной власти распространяется на всех лиц, находящихся на территории данного государства. Т.е. если при родовом строе общественная власть распространяется на людей по кровнородственному признаку, в зависимости от их принадлежности к тому или иному роду, племени, фратрии, союзу племен, то при государственном строе государственная власть распространяется на людей в зависимости от территории их проживания.
Под территорией государства можно понимать пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть.
Составными части территории государства являются:
1. Сухопутная территория:
§ земля;
§ недра земли;
§ анклавы – часть сухопутной территории государства, окруженная сухопутной территорией другого государства и не имеющая береговой линии, например, Калининград.
|
|
2. Водная территория:
§ реки, озера, искусственные водохранилища, внутренние моря;
§ территориальные воды, граница которых распространяется на 12 морских миль от линии максимального отлива;
3. Воздушная территория – атмосфера или пространство над сухопутной и водной территорией государства;
4. Объекты, приравненные к территории государства – морские и воздушные судна, космические корабли и станции, действующие под флагом данного государства, посольства и консульства;
Граждане государства, проживающие на его территории и вне ее, равно как и сама территория, находятся под защитой государства. Принципы целостности и неприкосновенности территории означают запрещение ее насильственного захвата и отторжения части территории. Подобные акты, от кого бы они не исходили, характеризуются как акты прямой агрессии. У государства есть право и обязанность по защите своей территории и своих граждан.
Территориальное деление население и распространение государственной власти лишь на население определенной территории влечет за собой образование административно-территориальных единиц, статус которых зависит и определяется формой государственного устройства. Такими единицами могут быть:
· Административно-территориальные образования, если речь идет об унитарном государстве.
· Государственные образования, например, республики в составе РФ.
· Национально-территориальные образования (например, 10 национальных областей в составе РФ).
В разных странах территориальные единицы называются по-разному: округа, провинции, дистрикты, графства, штаты, районы и т.п.
Роль правосознания в реализации права и правотворчестве.
Правосознание – одна из форм общественного сознания, представляющая собой совокупность взглядов, идей, убеждений, настроений, эмоций индивидов, социальных групп или всего общества относительно права и его роли в функционировании и развитии общества, установлении правового порядка.
Правосознание является необходимым условием создания норм права, их точной и полной реализации. Оно выступает фактором уважения к праву.
Роль правосознания в процессе правотворчества и правореализации выражается в том, что правосознание 1) опережает юридическое право, является его непосредственным идейным источником,2) действует «параллельно» с правом, определяет изменения и перспективы развития права, 3) является интеллектуальным инструментом эффективного использования законодательства, толкования норм права, 4) может использоваться как важный инструмент применения аналогии закона и права в целях преодоления пробелов в законодательстве,5) служит способом обеспечения законности и справедливости применения правовых норм (в частности, при определении юридической ответственности за правонарушения) и др.
Право влияет на правосознание тем, что оно является важнейшим источником его формирования, преобразования и развития.