Простои автотранспорта. Причины и пути решения

Лекционный материал.

 

Свои основные средства производства – автомобили – транспортные компании доверяют водителям, которые по сути находится вне контроля в течение всего рабочего времени. Водители фактически управляют деньгами компаний. Добиться от них абсолютной отчетности и аккуратности крайне сложно, поэтому анализ работы каждой транспортной единицы и всего подразделения в целом обычно вызывает затруднения, и неудивительно, что при росте парка падает качество управления, а это прежде всего, отражается на появлении простоев автотранспортных средств. В результате уменьшается прибыль компаний.

 

Простой автотранспорта – это период в течении рабочего дня, во время которого трудовые ресурсы транспортного средства не используются.

Причины простоев могут быть различными:

- «левые» рейсы водителей;
- вина водителя;
- ошибки диспетчеров;
- ожидание заказов;
- недоработки или сбои системы управления;
- использование неоптимальных маршрутов;
- поломка транспортного средства;
- дорожно-транспортное происшествие;
- погодные условия;
- отправка на штрафную стоянку;
- и другие.


      «Левые» рейсы водителей. Водитель – это, прежде всего, человек, которому присущи слабости и недостатки. В результате этого, очень часто водители используют транспортные средства для личных нужд или берут попутный груз, тем самым отнимая у предприятия время и моторесурс.

Вина водителя. Случаев, когда простой вызван виной водителя очень много. Например, водитель может проспать с выездом со стоянки, задержаться по личным делам и т.д. Кроме того, «плохой» водитель может не соблюдать ПДД, а это чревато дорожно-транспортными происшествиями, которые не только вызывают простои, но и могут нанести урон автотранспортному средству и перевозимому грузу.

 

Ошибки диспетчеров. В автотранспортном предприятии именно связка водитель-диспетчер обеспечивает оборачиваемость транспортного средства. Диспетчер дает указания и контролирует прохождение рейса, водитель старается выполнять его указания. Если диспетчер дает ошибочные команды, то возникают либо непроизводительные простои, либо, вообще, ошибочные перегоны автомобиля.

 

Недоработка или сбои системы управления. Оптимальная система планирования должна учитывать всевозможные риски, форс-мажорные ситуации и т.д.  Например, если связь с водителем потеряна, всегда должен быть «запасной вариант» передать ему необходимую информацию. Недоработанные системы не могут быстро реагировать на возникающие сложности, в следствии чего возникают неоптимальные простои.

 

Ожидание заказов. Диспетчер периодически обзванивает водителей и проверяет их местонахождение. Как правило, делает он это раз в день или реже. В результате объективность информации о местоположении машин является достаточно низкой. Однако, без объективной картины местонахождения машины и отслеживания графика перевозок диспетчеру весьма сложно планировать начало следующего рейса, поэтому периодически возникают сбои в планировании, которые приводят к простоям машин из-за временного отсутствия заказов. Также возникают непроизводительные простои, если диспетчер не смог найти заказ вовремя или отказался от такого, который мог быть выполнен.

 

Использование неоптимальных маршрутов. В результате выбора неверного маршрута может возникнуть множество проблем, которые в последствии станут причиной простоя автотранспортного средства. Например, автомобильные пробки, непреодолимые преграды, ремонтные работы дорог и т.д.

 

Погодные условия. Плохие погодные условия достаточно частое явление, особенно для России. Например, сильные дожди или снегопад могут вызвать «увязку» автотранспортного в дороге. В таких ситуациях, как правило, отсутствует и связь, поэтому простои могут быть достаточно длительными.

 

Отправка на штрафную стоянку. Например, на посту ГИБДД водителей могут попросить предъявить документы, требование и проверка которых превышают полномочия сотрудников дорожно-патрульной службы. Например, сертификат соответствия ГОСТу на перевозимый груз. Не все грузоперевозчики прилагают к своему товару такой сертификат, поскольку законодательство не обязывает предъявлять его во время грузоперевозок. Однако отсутствие любых документов довольно часто может стать поводом остановки грузового транспорта и отправки на штрафную стоянку.


     Практически все вышеперечисленные виды простоев, за исключением некоторых, можно избежать за счет использования системы спутникового мониторинга транспорта. Она позволяют в любой момент времени определить, где находится груз и в каком он состоянии, сообщить ожидаемое время прибытия груза к клиенту и т. д. Применение таких систем означает не только преодоление простоев, но повышение качества обслуживания, а также максимизация прибыли.

 

    Разберем еще один вид простоев: простой автомобильного транспорта под погрузкой/разгрузкой.

Время простоя автомобиля под погрузкой и выгрузкой состоит из времени, расходуемого на погрузочно-разгрузочные работы, и времени, затрачиваемого на оформление документов. «Простой» в понятии юридическом - это «задержка» в погрузке или разгрузке транспортного средства.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав) говорит нам о следующих признаках простоя или задержки, которые применимы к автомобильному транспорту: Первое, простой транспортных средств, возможен лишь при погрузке или выгрузке груза. Второе, простой транспортных средств употребляется Уставом как синоним "задержка" транспортных средств. И третье, при простое транспортных средств, предусмотрена Уставом ограниченная ответственность в форме штрафа за каждый полный час задержки (простоя).

Следовательно, время простоя (задержки) автомобиля под погрузкой или разгрузкой исчисляется с момента подачи автомобиля к месту погрузки или разгрузки и вручения водителем транспортных документов на перевозку грузов до момента окончания погрузки или разгрузки и вручения водителю надлежаще оформленных транспортных документов.

В случае возникновения простоя, согласно п. 6 ст. 35 Устава, основанием для начисления штрафа служат отметки в транспортных накладных или в путевых листах о времени прибытия и убытия транспортных средств. Нужно отметить, что для привлечения лица к ответственности за простой необходима по большей мере отметка о прибытии и убытии транспортного средства под погрузку/выгрузку, подтвержденная подписями представителя перевозчика и грузоотправителя/грузополучателя, что является главным доказательством факта простоя для суда.

Таким образом, заранее согласованные и точно определенные условия о сроках погрузки или выгрузки служат наибольшей эффективности грузооборота, что доказывает необходимость их подробного регламентирования в договоре об организации перевозок грузов.

 

 

Практическая работа:

Задача 1:

Автомобиль «КАМАЗ 5320» в течение месяца (30 дней):

- 5 дней простоял в техническом обслуживании и ремонте;

- 3 дня – находился в простое по организационным причинам.

Определить: - коэффициент выпуска автомобиля за месяц (Ав);

                  - коэффициент простоя автомобиля за месяц (Ап).

Дано:

Д к – 30дн.

Др – 5дн.

Д оп – 3дн.

Определить: Ав, Ап

Решение:

1.Дни в течение которых автомобиль находился в простое:

Дп = Др + Д оп = 5 дн. + 3 дн. = 8 дн.

2.Дни в течение которых автомобиль находился в эксплуатации

Дэ = Дк – Дп = 30 дн. – 8 дн. = 22 дн.

3. Коэффициент выпуска автомобиля за месяц:

4. Коэффициент простоя автомобиля за месяц (Ап).

Ап = Дп / Дк = 8 / 30 = 0,27

Задача 2:

Продолжительность работы автомобиля на линии – 10 ч. За день автомобиль выполняет 6 ездок и за каждую простаивает под погрузкой-разгрузкой 18 мин. Определить:  - Суммарный простой под погрузкой-разгрузкой за день;

                   - Время движения за день.

Дано:

Тн – 10ч

Nе – 6

Тп-р – 18мин = 0,3ч (перевели минуты в часы: 18 / 60 = 0,3 часа)

Определить: - Тп-р суммарный;

- Тдв за день

Решение:

1. Суммарный простой под погрузкой-разгрузкой за день

Тп-р = nе * Тп-р = 6 * 0,3 = 1,8 ч

2. Время движения за день

Тдв = Тн – Тп-р = 10 – 1,8 = 8,2 ч

 

Решить задачи самостоятельно:

1. Задача:

Дано: Автомобиль в течение месяца (31 день):

- 7 дней простоял в техническом обслуживании и ремонте;

- 4 дня – находился в простое по организационным причинам.

Определить: - коэффициент выпуска автомобиля за месяц (Ав);

                  - коэффициент простоя автомобиля за месяц (Ап).

 

2. Задача:

Дано: Продолжительность работы автомобиля на линии – 8 ч. За день автомобиль выполняет 4 ездки и за каждую простаивает под погрузкой-разгрузкой 20 мин. Определить: - Суммарный простой под погрузкой-разгрузкой за день;

                   - Время движения за день.

 

 














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: