Символы трансформации

[194] «А для вас, благоговеющих перед именем Моим, взойдет солн­це правды и исцеление в лучах Его» (Мал 4:2). Эта фигура упо­добления напоминает египетский образ солнца (рис. 11, 22).

[195] Цит по: Cumont F. Textes et monuments. S. 355.

[196] Ibid. S. 356.

[197] См. у Иоанна Евангелиста (Johannis Evang. Tract. XXXIV, 2): «Non est Dominus Christus sol factus, sed per quern Sol factus est».

[198] Изображения в римских катакомбах содержат много солнечной символики. Крест свастика (известный образ солнца, солнеч­ное колесо) встречается на облачении Фоссора-Диогена в ка­такомбах Петра и Марцеллина. Символы восходящего солнца, бык и овен, находятся на фреске Орфея в катакомбе святой Домициллы, также овен и павлин (который, как и феникс, пред­ставляет собой солнечный символ) встречаются на одной эпи­тафии в катакомбе Каллиста.

[199] Многочисленные примеры см.: Gorres J. J., von. Die Christliche Mystik.

[200] См. Ле Блана (Le Blant E. Sarcophages de la Gaule. In the Homo- lies of Clement of Rome. II, 23), цитируется в книге Кюмона (Cumont F. Textes. I. S. 356), где мы читаем: «У Господа было

[201] Aus orientalischen Chroniken / Ed. by G. Wirth. S. 166.

[202] Abeghian M. Der armenische Volksglaube. S. 43.

* * * Впоследствии Аттис был усвоен митраизмом и как Митра изоб­ражался во фригийском колпаке (рис. 26). См.: Cumont F. Mys­teries. P. 87. Согласно свидетельству святого Иеронима (Ер. 58 ad Paulinum), пещера в Вифлееме, где родился Иисус, перво­начально служила местом поклонения Аттису-Адонису (Use- nerH. Weihnachtsfest. S. 283).

[204] Кюмон говорит: «Оба соперника с изумлением обнаружили, хотя и без всякого подозрения на свое происхождение, опреде­ленные сходства, которые их объединяли».

[205] Byron G. G. Poetical Works. P. 559.

[206] Быт 6:2.

[207] Ср.: Coleridge 5. Т. Kubia Khan // The Poems. P. 297.

непосредственной проекции либидо встречаем мы в любовных песнях. «Внизу на взморье, внизу, там, на берегу, там стирала девушка, вероятно, одежду своего возлюбленного... И легкий западный ветерок повеял на берегу и приподнял слегка ее юбку, и стали видны щиколотки; и берег и весь мир стал светлее» (но­вогреческая народная песнь из труда Д. Г. Сандерса). «На дворе Хюмира я увидел, как прошла дорогая мне девушка; от блеска ее рук загорелось небо и все вечное море» (из «Эдды»). Сюда же относятся все сообщения о чудесах, о «космических» событиях при рождении и смерти героев (Вифлеемская звезда, землетря­сение, разрыв храмовой завесы и так далее при смерти Христа). Всемогущество Божие есть очевидное всемогущество либидо, которое является единственным действительным чудотворцем. Описанный Фрейдом симптом «всемогущества мысли» при не­врозе навязчивых состояний возникает из «сексуализирования» интеллекта. Историческая параллель к этому есть магическое всемогущество мистов, достигнутое путем интроверсии. Всемо­гуществу мыслей соответствует также путем интроверсии осу­ществленное отождествление себя с Богом у параноиков.

[208] Ср. мифических героев, которые после своих величайших под­вигов впадали в духовное смятение.

[209] История религии полна таких аберраций.

[210] Анаха была возлюбленной Иафета, сына Ноя. Она покидает его ради ангела.

[211] Это — атрибут «блуждающего солнца».

[212] Световая субстанция ее собственного психического.

[213] Соединение обеих световых субстанций указывает на общность их происхождения; это суть образы либидо. Здесь они являют­ся риторическими фигурами, прежде же они были учеными. Мехтильда Магдебургская полагала, что она буквально сотка­на из любви (Minne).

[214] См. картину Ф. Штука (рис. 1) «Грех», где обнаженное женское тело обвито огромной змеей. Художник стремился здесь пере­дать страх смерти.

[215] Byron G. G. Poetical Works.

[216] Толкование продуктов бессознательного, например материала сновидений, имеет двойной аспект: то, что человек несет в себе («объективный уровень»), и то, что он рассматривает как про­екцию («субъективный уровень»). Ср.: Юнг К. Г. О психологии бессознательного.

[217] Самсон как бог солнца. См.: Steinthal. Die Sage von Simson.

о чем и свидетельствует дальнейший текст. Созидающая и оп­лодотворяющая роль вполне подходит ему, как богу ветра. См. рассуждение по поводу Анаксагора в первой части, § 67; 76.

[219] Hume R. Е. Thirteen Principal Upanishads. P. 399-401; Muller Max. The Upanishads. II. P. 244 ff.

«О природе психического» (Jung К. G. On the Natur of the Psyche //CW. Vol 8. §395).

[221] «Кто имеет в себе бога, то есть солнце, тот бессмертен, подоб­но солнцу». Ср.: Ч. I. Гл. V.

[222] Здесь и далее по тексту. Следует учесть, что Юнг различал в написании латинские термины fallos и Phallus. В широком смысле под фаллосом имеется в виду все то, к чему может быть отнесен символ фаллуса, непосредственно обозначающего мужской половой орган. Таким образом, фаллосом Юнг назы­вает не сексуальный орган, а либидо. — Примеч. рус. ред.

[223] Гёте И. В. Фауст. Ч. II. Акт 1. Сцена «Матери».

[224] Световой символизм в этимологии слова «фаллос» обсуждает­ся в § 321 и далее.

[225] «Психология и алхимия», предм. указатель на «conjunctio» (конъюкция). Психологическое рассмотрение проблемы мож­но найти в моей работе «Психология переноса». (Рус. перевод см. в сборнике: Юнг К. Г. Практика психотерапии. М., ACT, 1998.)

[226] Гёте здесь ссылается на «чудо» Хризопеи или превращения про­стого металла в золото.

[227] Говорится также, что в награду за то, что он похоронил мать змей, змееныши прочистили ему уши так, что он стал «яснослы- шащим».

[228] См. рисунок на вазе из фиванского Кабириона (рис. 31), где ка- биры изображены то в облагороженном, то в карикатурном виде (Roscher W. Н. Ausfiihrliches Lexikon der griechischen und romi- schen Mythologie. S. v. «Megaloi Theoi»). См. также: Kerenyi К. The Mysteries of the Kabeiroi.

[229] Право называть дактилов мальчиками-с-пальчик дает одно за­мечание у Плиния (VII, 57), согласно которому критянские дра­гоценные камни, имевшие цвет железа и форму большого паль­ца, назывались идейскими дактилами.

[230] Гёте И. В. Фауст. Ч. II. Акт 1. Сцена «Матери».

[231] Отсюда и дактилический размер в поэзии.

[232] Roscher W. Н. Ausfiihrliches Lexikon der griechischen und romi- schen Mythologie. S. v. «Daktyloi».

[233] Варрон отождествляет великих богов с пенатами. Кабиры, по его мнению, были изображениями Кастора и Поллукса в Само­фракийской гавани.

[234] Во Фразии у берегов Лаконии и в Пафносе находили статуи с остроконечными шляпами высотою всего с фут.

[235] Рядом с Митосом находится женская фигура, обозначенная на вазе KPATEIA; согласно орфическому словоупотреблению ин­терпретируется как «рождающая».

[236] Roscher W. Н. Ausfiihrliches Lexikon der griechischen und romi- schen Mythologie. S. v. «Megaloi Theoi». Сегодня древнее Сре­диземноморье догреческого происхождения рассматривается как более возможное. См.: Kerenyi К. Die Geburt der Helena. P. 59.

[237] Иллюстрацию также можно найти у Кереньи (Kerenyi К. The Mysteries of the Kabeiroi). Здесь — рис. 14.

чанпе Фрейда по поводу «теории либидо», вытекающее из фан­тазии душевнобольного Шребера; замечание, которое по смыс­лу своему представляет собой полную параллель сделанным мною соображениям. Вот это место: «"Божеские" лучи Шребе­ра, образовавшиеся путем сгущения солнечных лучей нервных волокон и семенных нитей, суть не что иное, как вечно изобра­женные и во сне проецированные оккупации либидо; они при­дают его больной фантазии поразительное согласие с нашей те­орией. Что мир должен погибнуть оттого, что "я" больного при­тянуло к себе все лучи; далее, что больной впоследствии, во время процесса восстановления, должен был чувствовать тя­желое беспокойство: как бы Бог не расторг лучистого соедине­ния с ним; эти и некоторые другие частности фантастических образов Шребера звучат почти как эндопсихические восприя­тия процессов, допущение которых я кладу здесь в основу по­нимания паранойи».

[238] Цицерон. Тускуланские беседы. Кн. IV, VI, 12.

[239] Цицерон. В защиту Квинкция. 14.

[240] Саллюстий. Война с Каталиной. VII.

[241] Саллюстий. Письмо к Цезарю. XIII.

[242] В этом смысле слово libidine все еще общеупотребительно в сегодняшней Тоскане.

[243] Бл. Августин. О Граде Божием. XIV, XV.

[244] Там же.

[245] Walde A. Lateinisches etymologisches Worterbuch. P. 426. Liberi — «дети», сопоставляются у Назари с libet (Nazari. Riv. Di Fil. XXXVI. P. 573 f.). Если бы это подтвердилось, то Liber, несомненно, мог быть сопоставлен с liberi и являлся бы италь­янским божеством плодовитости; также мог быть сопоставлен с libet. Libitina есть богиня мертвых; она, по-видимому, ника­кого отношения не имеет к Lubentina и Lubentia (ипостась Ве­неры), сопоставляемых с libet. Это имя еще не выяснено.

[246] См. мою работу «О психической энергии» (Jung С. G. On Psychic Energy//CW 8. §37).

[247] Эту весьма почтенную идею в свое время пытался воскресить Мебиус. Среди современных авторов, признававших за систе­мой влечений психологический примат, можно назвать Фулье, Вундта, Бенеке, Спенсера и Рибо.

Однажды внезапно она как будто бы снова впала в свой прошлый невроз. Поначалу я был не в состоянии объяснить происшед­шее, пока не обнаружил, что она совершенно поглощена живой фантазией по поводу завтрака, который она забыла съесть. Ста­кан молока и кусок хлеба успешно отвратили этот «приступ голода».

[249] Фрейд в «Очерках по теории сексуальности» говорит следую­щее: «Я должен предпослать, что эти психоневрозы, согласно моим наблюдениям, покоятся на половых влечениях. Я пони­маю это не так, как если бы энергия полового влечения привно­сила нечто в те силы, которые поддерживают болезненные яв­ления; я только утверждаю, что это участие полового влечения представляет собой единственный постоянный и, притом, наи­важнейший энергетический источник невроза, так что половая жизнь таких невротиков выражается либо исключительно, либо преимущественно, либо только частично именно в означенных симптомах».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: