[194] «А для вас, благоговеющих перед именем Моим, взойдет солнце правды и исцеление в лучах Его» (Мал 4:2). Эта фигура уподобления напоминает египетский образ солнца (рис. 11, 22).
[195] Цит по: Cumont F. Textes et monuments. S. 355.
[196] Ibid. S. 356.
[197] См. у Иоанна Евангелиста (Johannis Evang. Tract. XXXIV, 2): «Non est Dominus Christus sol factus, sed per quern Sol factus est».
[198] Изображения в римских катакомбах содержат много солнечной символики. Крест свастика (известный образ солнца, солнечное колесо) встречается на облачении Фоссора-Диогена в катакомбах Петра и Марцеллина. Символы восходящего солнца, бык и овен, находятся на фреске Орфея в катакомбе святой Домициллы, также овен и павлин (который, как и феникс, представляет собой солнечный символ) встречаются на одной эпитафии в катакомбе Каллиста.
[199] Многочисленные примеры см.: Gorres J. J., von. Die Christliche Mystik.
[200] См. Ле Блана (Le Blant E. Sarcophages de la Gaule. In the Homo- lies of Clement of Rome. II, 23), цитируется в книге Кюмона (Cumont F. Textes. I. S. 356), где мы читаем: «У Господа было
[201] Aus orientalischen Chroniken / Ed. by G. Wirth. S. 166.
[202] Abeghian M. Der armenische Volksglaube. S. 43.
* * * Впоследствии Аттис был усвоен митраизмом и как Митра изображался во фригийском колпаке (рис. 26). См.: Cumont F. Mysteries. P. 87. Согласно свидетельству святого Иеронима (Ер. 58 ad Paulinum), пещера в Вифлееме, где родился Иисус, первоначально служила местом поклонения Аттису-Адонису (Use- nerH. Weihnachtsfest. S. 283).
[204] Кюмон говорит: «Оба соперника с изумлением обнаружили, хотя и без всякого подозрения на свое происхождение, определенные сходства, которые их объединяли».
[205] Byron G. G. Poetical Works. P. 559.
[206] Быт 6:2.
[207] Ср.: Coleridge 5. Т. Kubia Khan // The Poems. P. 297.
непосредственной проекции либидо встречаем мы в любовных песнях. «Внизу на взморье, внизу, там, на берегу, там стирала девушка, вероятно, одежду своего возлюбленного... И легкий западный ветерок повеял на берегу и приподнял слегка ее юбку, и стали видны щиколотки; и берег и весь мир стал светлее» (новогреческая народная песнь из труда Д. Г. Сандерса). «На дворе Хюмира я увидел, как прошла дорогая мне девушка; от блеска ее рук загорелось небо и все вечное море» (из «Эдды»). Сюда же относятся все сообщения о чудесах, о «космических» событиях при рождении и смерти героев (Вифлеемская звезда, землетрясение, разрыв храмовой завесы и так далее при смерти Христа). Всемогущество Божие есть очевидное всемогущество либидо, которое является единственным действительным чудотворцем. Описанный Фрейдом симптом «всемогущества мысли» при неврозе навязчивых состояний возникает из «сексуализирования» интеллекта. Историческая параллель к этому есть магическое всемогущество мистов, достигнутое путем интроверсии. Всемогуществу мыслей соответствует также путем интроверсии осуществленное отождествление себя с Богом у параноиков.
[208] Ср. мифических героев, которые после своих величайших подвигов впадали в духовное смятение.
[209] История религии полна таких аберраций.
[210] Анаха была возлюбленной Иафета, сына Ноя. Она покидает его ради ангела.
[211] Это — атрибут «блуждающего солнца».
[212] Световая субстанция ее собственного психического.
[213] Соединение обеих световых субстанций указывает на общность их происхождения; это суть образы либидо. Здесь они являются риторическими фигурами, прежде же они были учеными. Мехтильда Магдебургская полагала, что она буквально соткана из любви (Minne).
[214] См. картину Ф. Штука (рис. 1) «Грех», где обнаженное женское тело обвито огромной змеей. Художник стремился здесь передать страх смерти.
[215] Byron G. G. Poetical Works.
[216] Толкование продуктов бессознательного, например материала сновидений, имеет двойной аспект: то, что человек несет в себе («объективный уровень»), и то, что он рассматривает как проекцию («субъективный уровень»). Ср.: Юнг К. Г. О психологии бессознательного.
[217] Самсон как бог солнца. См.: Steinthal. Die Sage von Simson.
о чем и свидетельствует дальнейший текст. Созидающая и оплодотворяющая роль вполне подходит ему, как богу ветра. См. рассуждение по поводу Анаксагора в первой части, § 67; 76.
[219] Hume R. Е. Thirteen Principal Upanishads. P. 399-401; Muller Max. The Upanishads. II. P. 244 ff.
«О природе психического» (Jung К. G. On the Natur of the Psyche //CW. Vol 8. §395).
[221] «Кто имеет в себе бога, то есть солнце, тот бессмертен, подобно солнцу». Ср.: Ч. I. Гл. V.
[222] Здесь и далее по тексту. Следует учесть, что Юнг различал в написании латинские термины fallos и Phallus. В широком смысле под фаллосом имеется в виду все то, к чему может быть отнесен символ фаллуса, непосредственно обозначающего мужской половой орган. Таким образом, фаллосом Юнг называет не сексуальный орган, а либидо. — Примеч. рус. ред.
[223] Гёте И. В. Фауст. Ч. II. Акт 1. Сцена «Матери».
[224] Световой символизм в этимологии слова «фаллос» обсуждается в § 321 и далее.
[225] «Психология и алхимия», предм. указатель на «conjunctio» (конъюкция). Психологическое рассмотрение проблемы можно найти в моей работе «Психология переноса». (Рус. перевод см. в сборнике: Юнг К. Г. Практика психотерапии. М., ACT, 1998.)
[226] Гёте здесь ссылается на «чудо» Хризопеи или превращения простого металла в золото.
[227] Говорится также, что в награду за то, что он похоронил мать змей, змееныши прочистили ему уши так, что он стал «яснослы- шащим».
[228] См. рисунок на вазе из фиванского Кабириона (рис. 31), где ка- биры изображены то в облагороженном, то в карикатурном виде (Roscher W. Н. Ausfiihrliches Lexikon der griechischen und romi- schen Mythologie. S. v. «Megaloi Theoi»). См. также: Kerenyi К. The Mysteries of the Kabeiroi.
[229] Право называть дактилов мальчиками-с-пальчик дает одно замечание у Плиния (VII, 57), согласно которому критянские драгоценные камни, имевшие цвет железа и форму большого пальца, назывались идейскими дактилами.
[230] Гёте И. В. Фауст. Ч. II. Акт 1. Сцена «Матери».
[231] Отсюда и дактилический размер в поэзии.
[232] Roscher W. Н. Ausfiihrliches Lexikon der griechischen und romi- schen Mythologie. S. v. «Daktyloi».
[233] Варрон отождествляет великих богов с пенатами. Кабиры, по его мнению, были изображениями Кастора и Поллукса в Самофракийской гавани.
[234] Во Фразии у берегов Лаконии и в Пафносе находили статуи с остроконечными шляпами высотою всего с фут.
[235] Рядом с Митосом находится женская фигура, обозначенная на вазе KPATEIA; согласно орфическому словоупотреблению интерпретируется как «рождающая».
[236] Roscher W. Н. Ausfiihrliches Lexikon der griechischen und romi- schen Mythologie. S. v. «Megaloi Theoi». Сегодня древнее Средиземноморье догреческого происхождения рассматривается как более возможное. См.: Kerenyi К. Die Geburt der Helena. P. 59.
[237] Иллюстрацию также можно найти у Кереньи (Kerenyi К. The Mysteries of the Kabeiroi). Здесь — рис. 14.
чанпе Фрейда по поводу «теории либидо», вытекающее из фантазии душевнобольного Шребера; замечание, которое по смыслу своему представляет собой полную параллель сделанным мною соображениям. Вот это место: «"Божеские" лучи Шребера, образовавшиеся путем сгущения солнечных лучей нервных волокон и семенных нитей, суть не что иное, как вечно изображенные и во сне проецированные оккупации либидо; они придают его больной фантазии поразительное согласие с нашей теорией. Что мир должен погибнуть оттого, что "я" больного притянуло к себе все лучи; далее, что больной впоследствии, во время процесса восстановления, должен был чувствовать тяжелое беспокойство: как бы Бог не расторг лучистого соединения с ним; эти и некоторые другие частности фантастических образов Шребера звучат почти как эндопсихические восприятия процессов, допущение которых я кладу здесь в основу понимания паранойи».
[238] Цицерон. Тускуланские беседы. Кн. IV, VI, 12.
[239] Цицерон. В защиту Квинкция. 14.
[240] Саллюстий. Война с Каталиной. VII.
[241] Саллюстий. Письмо к Цезарю. XIII.
[242] В этом смысле слово libidine все еще общеупотребительно в сегодняшней Тоскане.
[243] Бл. Августин. О Граде Божием. XIV, XV.
[244] Там же.
[245] Walde A. Lateinisches etymologisches Worterbuch. P. 426. Liberi — «дети», сопоставляются у Назари с libet (Nazari. Riv. Di Fil. XXXVI. P. 573 f.). Если бы это подтвердилось, то Liber, несомненно, мог быть сопоставлен с liberi и являлся бы итальянским божеством плодовитости; также мог быть сопоставлен с libet. Libitina есть богиня мертвых; она, по-видимому, никакого отношения не имеет к Lubentina и Lubentia (ипостась Венеры), сопоставляемых с libet. Это имя еще не выяснено.
[246] См. мою работу «О психической энергии» (Jung С. G. On Psychic Energy//CW 8. §37).
[247] Эту весьма почтенную идею в свое время пытался воскресить Мебиус. Среди современных авторов, признававших за системой влечений психологический примат, можно назвать Фулье, Вундта, Бенеке, Спенсера и Рибо.
Однажды внезапно она как будто бы снова впала в свой прошлый невроз. Поначалу я был не в состоянии объяснить происшедшее, пока не обнаружил, что она совершенно поглощена живой фантазией по поводу завтрака, который она забыла съесть. Стакан молока и кусок хлеба успешно отвратили этот «приступ голода».
[249] Фрейд в «Очерках по теории сексуальности» говорит следующее: «Я должен предпослать, что эти психоневрозы, согласно моим наблюдениям, покоятся на половых влечениях. Я понимаю это не так, как если бы энергия полового влечения привносила нечто в те силы, которые поддерживают болезненные явления; я только утверждаю, что это участие полового влечения представляет собой единственный постоянный и, притом, наиважнейший энергетический источник невроза, так что половая жизнь таких невротиков выражается либо исключительно, либо преимущественно, либо только частично именно в означенных симптомах».