Символы трансформации

[294] Koch-Grunberg. Sudamerikanische Felszeichnungen. S. 17.

[295] См.: Бюхер К. Работа и ритм. М., 1923.

[296] Eberschweiler A. Untersuchungen uber die sprachlichen Kompo- nenten der Assoziation.

[297] См. выше, § 131.

[298] Более подробные детали этого случая изложены в моей работе «Понятие коллективного бессознательного» (CW 9. § 104 ff).

[299] См. мою работу «О природе психического» (CW 8, § 397ff).

[300] В физике издавна известен как «фактор расширения». См.: Hartmann К. R. E.,von. Die Weltanschauung der modernen Phy- sik. S. 5.

[301] Изначальное универсальное бытие — понятие, которое в фи­лософском смысле совпадает с понятием либидо.

вод см.: Тимей // Платон. Собрание сочинений / пер. С. Аве- ринцева. М„ 1994. Т. 3. С. 436.)

[303] Айтарея-упанишада. I, 3-4.

[304] Брихадараньяка-упанишада. 2, 4.

[305] См.: Brugsh. Religion und Mythologie der alten Aegipter. S. 255 и Dictionnaire hieroglyphique.

Лебедь поет одиноко, Скользит по хмурой воде. Песня звучит все тише — К новой, мой друг, беде.

[307] Фауст. Здесь и далее перевод Н. Холодковского.

Как гремят ворот затворы Пред новорожденным днем. Феба четверня рванула, Свет приносит столько гула! Уши оглушает гром. Слепнет глаз, дрожат ресницы, Шумно катит колесница, Смертным шум тот не знаком. Бойтесь этих звуков. Бойтесь, Не застали б вас врасплох. Чтобы не оглохнуть, скройтесь Внутрь цветов, под камни, в мох.

* Здесь Юнг объединяет два стихотворения Ф. Гельдерлина — «К солнцебогу» и «Зайди, о солнце!..» (оба в переводе Г. Ратга- уза). — Примеч. ред.

[308] См.: Macdonell A. A. Sanskrit Dictionary.

[309] Связан с agilis, agile. См.: Muller Max. Origin and Growth of Religion. P. 212.

[310] Spiegel F. Eranische Altertumskunde. II. S. 49.

[311] Muller Max. Introducrion to the Science of Religion. P. 164-165.

[312] Книга IV.

[313] Цит. по: Платон. Сочинения. Т.2. М., 1970. «Пир». С. 133-134.

[314] «Библия бедняка» — немецкая инкунабула 1471 г. Такие кни­ги печатались в немалом количестве в Германии и Нидерлан­дах, предназначались по большей части не беднякам-мирянам, а малоимущим священникам, которым были не по карману до­рогие полные издания Библии. Книга в 40-50 листов обычно состояла из иллюстраций, рассказывающих о жизни Иисуса Христа, и цитат из Пророков. — Примеч. ред.

[315] Алхимики также очень интересовались этой легендой и рассмат­ривали «четвертого» как «философского сына» (filius philo- sophorum). См.: Юнг К. Г. Психология и алхимия. § 449.

[316] Эта сторона Агни указывает на Диониса, через которого про­слеживаются параллели как в христианской, так и в индийской мифологии.

[317] «Все, что на свете влажно, это создал он из истекшего семени; а семя это есть Сома». «Брихадараньяка-упанишада» 1, 4, 6.

[318] Вопрос лишь в том, было ли это значение вторичным в своем развитии. Кун, по всей видимости, склонен это допускать; он говорит {Kuhn A. Mythologische Studien. I. S. 18): «Но вместе со значением, которое уже развил корень manth, он также вы­рос в ведах в качестве естественно развивающейся процедуры, идеи отрывания или ощипывания».

[319] Примеры см. в книге Фробениуса: Frobenius L. Das Zeitalter des Sonnengottes.

[320] Schmidt Н. Zur Psyhologie der Brandstifter. S. 80.

[321] Отсюда и тот прекрасный эпитет солнце-героя Гильгамеша «Пе- чально-радостный человек». См.: Jensen. Das Gilgamesch-Epos.

[322] См.: Silberer. Phantasie und Mythos. S. 513.

[323] См.: Bleuler. Zur Theorie des schizophrenen Negativismus.

[324] Ср. обращение Кришны к колеблющемуся Арджуне в Бхагават- гите: «Ты же, о Арджуна, будь равнодушным к противополож­ностям (и к радости, и к боли)!»

[325] Ларошфуко. Максимы и моральные размышления. М., 1959.

[326] Ср. следующие главы.

[327] Ср.: MiillerM. Uber die phantastischen Gesichtserscheinungen.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: