Е изд. — М.: Альпина Паблишерз, 2009

 

Альтернатива - электронные книги  

До тех пор пока кто-то не скачал ее на свой компьютер, электронная книга — это файл с данными. Его не обязательно распечатывать, можно прочитать и на экране монитора. Вы можете сочинять книгу, используя Microsoft Word, и позже сохранить ее в формате PDF-документа. В электронную версию удобно вставлять иллюстрации или фотографии, и документ может быть практически любого размера. Для чтения скачанного на компьютер документа необходимо установить программу Acrobat Reader. К счастью, она распространяется бесплатно и на многих компьютерах уже установлена заранее (если же нет, то ее можно запросто скачать с вебсайта компании Adobe). Используя электронные платежные системы или кредитные карты, те, кто скачивает вашу электронную книгу, могут вам за это заплатить, а сколько именно — решать вам. Бывает, что электронная книга значительно меньше по размеру, чем многие традиционные книги, а стоить может несколько сотен долларов.

Главное для успеха электронной книги — предложить людям то, что они не смогут достать больше нигде. Для покупателей преимущество состоит в том, что они получают текст книги практически сразу после нажатия на сайте кнопки «Купить». Им не нужно ждать, пока книга придет по почте. А для вас выгода в том, что сумма, которую платит покупатель, это почти чистая прибыль. Кроме расходов на поддержание веб-сайта, которые вы несете в любом случае, вы отдаете некоторую часть получаемых платежей за организацию на вашем сайте электронного приема заказов и платите небольшую комиссию платежной системе за проведение платежа. Вот и все. От продажи книг, выпущенных традиционным способом, вы получаете 10-15% от ее цены в магазине, а при продаже электронных книг ваша доля вырастает до 90%.

Еще раз скажу, что успех вашей книги будет в первую очередь определяться ее содержанием. Если, скажем, мне нужна книга о дрессировке собак, то я не буду тратить деньги на электронную книгу (особенно если она стоит дороже традиционной), да еще скачивать ее и распечатывать, а просто закажу ее на Amazon.com или куплю в соседнем магазине. Но, допустим, у меня датский дог, а ваша электронная книга называется «Секреты дрессировки щенков датского дога за 10 дней». Если помещенная на сайте аннотация убедит меня, что ни в какой другой книге я не найду этой информации, то я, скорее всего, нажму кнопку «купить», даже если ваша электронная книга будет стоить в два раза больше, чем похожие книги в магазине.

Чтобы прочувствовать процесс покупки электронных книг, попробуйте купить и скачать одну-две. В Интернете вы найдете их множество. Разумеется, скачав файл электронной книги, люди запросто могут поделиться им со своими друзьями или передать им полученный для скачивания пароль. Для противостояния этому вы можете ограничить время, в течение которого после оплаты возможно скачивание книги, одним днем или неделей. Или можете защитить PDF-файл паролем, так, чтобы при открытии файла требовалось ввести пароль, тем самым добавив хоть немного работы тому, кто передает файл другим. Тем не менее я думаю, что большинство людей ведут себя честно, а те, кто нет, все равно найдут способы добыть вашу книгу бесплатно, что бы вы ни делали.

Если у вас недостаточно материала для полноценной книги, то точно так же вы можете создавать электронные буклеты, статьи, аудио- или видеофайлы. Например, на своем сайте я предлагаю за очень небольшую плату короткие тексты, немного дороже — электронные книги и аудиозаписи, и еще чуть дороже — мультимедийные программы на компакт-дисках и DVD. Все это новые возможности, используя которые писатели получают дополнительные каналы продажи своих произведений и гораздо больший контроль над их содержанием, чем мы привыкли.

От реального к виртуальному и обратно: возможности игр  

Даже компьютерные игры влияют на изменения в издательском бизнесе. Вспомните игру «Вторая жизнь» (Second Life), 3-D виртуальный мир, в котором живут более одного миллиона «резидентов». Созданная компанией Linden Labs в 2003 году, игра сегодня превратилась в онлайновую страну, где ее жители могут строить дома и открывать бизнес, разговаривать друг с другом, слушать музыку и совершать покупки в магазинах. У нее даже есть своя валюта «линден-доллары», которые конвертируются в доллары США. Многие реальные бизнес-компании присутствуют во «Второй жизни», в том числе издательство Penguin. Там пользователи могут найти отрывки из книги Нила Стивенсона «Лавина», прослушать аудиозаписи и со скидкой купить саму книгу. Во «Второй жизни» присутствует и меньшее по размеру издательство Winged Chariot. Его основатель Нил Хоскинс сказал газете Guardian Unlimited:

«Я бы хотел найти здесь таланты. Я понемногу собираю стихи, сообщения, записки об опыте людей во “Второй жизни” и публикую лучшие из них... Пожалуй, даже может получиться книга, которая вернется назад в реальный мир».

Игры проникают во все новые сферы, создавая новые рынки для писателей. Федерация американских ученых обратилась в правительство с предложением выделить средства на изучение возможностей использования игр в образовании. Даг Ловен-штейн, президент Ассоциации производителей игр, сказал: «Надо быть сумасшедшим, чтобы не искать путей использования интерактивных игр в обучении детей». Он сослался на то, что вскоре в Америке будет 75 млн человек в возрасте от 10 до 30 лет, выросших на видеоиграх, и эти люди будут не только играть в игры, но и, играя, учиться.

Один из примеров — обучающая игра «Тренировка мозгов» (Brain Training), выпущенная компанией Nintendo, пытавшейся тем самым выйти за рамки традиционного рынка. Игра написана по книге Рюты Кавашимы «Тренируй свои мозги» (Train Your Brain) и является попыткой создать новое направление игр, не требующих экранов с высоким разрешением. Газета Business Week Online сообщала, что компания Sony также «старается склонить разработчиков к созданию игр, не требующих больших ресурсов компьютера».

Предположительно, игровая индустрия может быть весьма многообещающей сферой приложения сил писателей, даже не обладающих глубокими техническими познаниями в области компьютеров. Не дайте новым технологиям запугать вас. Совершенно не нужно понимать технические стороны всех этих медиатехнологий для того, чтобы создавать их контент, так же как вам не надо знать конструкцию двигателя, чтобы водить машину. Конечно, базовые знания помогут, но совсем не обязательно быть помешанным на технике, чтобы писать для новых медиа.

Вывод следует такой: прежние способы донесения информации до читателей и зрителей будут по-прежнему использоваться для массовых продуктов, но впервые за всю историю новые средства коммуникации дают писателям возможность обратиться именно к своей, нишевой, аудитории. И, как мы увидим дальше, обращение к ней вовсе не означает невысокое вознаграждение.

Возможности повсюду: четыре вдохновляющие истории  

Первая история из мира художников. Она иллю-стрирует, как один человек достиг ошеломляющего успеха и что это было бы невозможно до появления Интернета. Как вы увидите, соединение страстного желания творчества с удачей и запоминающейся рекламой даст отличные финансовые результаты.

В 2000 году английская художница Джеки Лоусон создала замечательную анимированную рождественскую открытку и отправила ее нескольким своим друзьям. После этого она на три недели уехала в Австралию. По возвращении она обнаружила в своем электронном почтовом ящике 1600 сообщений. Оказалось, что ее друзья переслали открытку своим друзьям, и те, кому она понравилась, отправили ее дальше и т. д. На открытке был указан электронный адрес Джеки Лоусон, и многие из людей, получивших открытку, интересовались, есть ли у нее еще и другие варианты. И тогда она решила превратить свое увлечение в бизнес. За 8 долл. в год любой желающий теперь может послать сколько угодно открыток, выбрав их из предлагаемых вариантов, которых сейчас 76. У Джеки более 300 тыс. подписчиков. Перемножили? Это около 2,4 млн долл. в год! Ежегодно обновляется около 70% открыток, и Джеки Лоусон гордится тем, что на ее сайте совсем нет рекламы. Если вы хотите взглянуть на открытки, то зайдите на сайт www.jacquielawson.com. А если вы еще узнаете, что Джеки 65-летняя вдова, не имевшая ранее опыта работы в Интернете, то поймете, что на самом деле возможности существуют повсюду и для кого угодно!

Два лондонских преподавателя были первыми, кто создал подкаст с учебным курсом для студентов, готовящихся к экзаменам в бизнес-школе. Идея пришла, когда они обратили внимание, что большинство студентов пользуются iPod и другими МРЗ-плеерами. Они подготовили материал, попросили своих друзей прочитать его вслух, отредактировали и записали на компакт-диски. Теперь они продают свой курс в виде двух наборов дисков — для преподавателей и для студентов. Кроме того, постоянно обновляемый курс можно купить прямо на интернет-сайте. В настоящее время курсы существуют только по нескольким бизнес-дисциплинам, но авторы планируют расширить их количество. Если немного подумать, то в этом можно увидеть новый рынок и для писателей.

Жанр короткого рассказа постепенно исчезает, но, возможно, мобильные телефоны смогут вернуть его к жизни. Молодой японский автор по имени Йоши раздал в токийской подземке 2000 флаеров с рекламой своего рассказа «Глубокая любовь». Сам текст рассказа можно было скачать с сайта автора на мобильный телефон. Плату за скачивание текста он при этом сделал не обязательной, но возможность заплатить на сайте была, и желающие могли это сделать. Учитывая, что в телефон может быть закачан текст длиной не более 1600 символов, Йоши сочинил захватывающую историю, полную эротики и насилия. Поскольку он понимал, что его читателями будут люди, обычно не берущие книг в руки, то язык сказки был ярким, но очень простым. За три года его веб-сайт посетили более 20 млн человек, а затем его произведение было выпущено отдельной книжкой тиражом 2,6 млн экземпляров. Йоши продолжал работать и создал телевизионную версию своей сказки и книжку комиксов. Его начальные инвестиции в печать флаеров и создание веб-сайта составили... Сколько бы вы думали?.. Тысячу долларов!

Подающий надежды английский певец Джонатан Хаселден проявил смекалку в поиске спонсора и добился результатов. В течение четырех месяцев он рекламировал свои лирические песни на вебсайте онлайнового аукциона eBay, предлагая всем желающим купить права на отдельные строчки из его песен. Покупатель мог в дальнейшем использовать строчку по своему усмотрению, а также получал право на часть гонорара певца от выхода песни на диске. Среди покупателей были такие известные компании, как TGI Friday’s, Taylor Guitars, Tussauds Group и Budweiser Budvar. Один частный покупатель из Америки заплатил 22 тыс. долл. за строчку «Если ты потерял себя, верь, что снова обретешь».

Содержание определяет все  

Случается, что люди настолько находятся под впечатлением от возможностей новых технологий, что забывают о главном: технологии меняют способы доставки контента, но если его нет, то и доставлять нечего. Директор рекламного агентства ICM Джеф Берг обратил на это внимание на встрече клуба выпускников Уортонской бизнес-школы. В своем выступлении, говоря о новых способах распространения, он отметил, что «это новые рынки и мы должны работать на них». Он также добавил, что сегодня потребители контента проводят от 35 до 40 часов в неделю, смотря телевизор, слушая музыку и играя в компьютерные игры.

Развитие новых средств информации дает также возможность оживить то, что было создано давно, получив лицензию на воспроизведение в новом формате. Например, недавно я нашел веб-сайт, на котором можно прослушать эпизоды радиоспектакля «Мгновение ужаса», в работе над которым я принимал участие в начале своей карьеры 20 лет назад.

Сейчас много спорят, будут ли люди платить за контент в новых условиях, и если да, то как они это будут делать. Но если вспомнить, что ежегодно люди тратят более 2 млрд долл. на скачивание мелодий для мобильных телефонов, то становится понятно, что если вам есть что предложить, то платить люди будут. Гораздо важнее ответить на вопрос, как они будут платить — за каждое обращение к сайту, за подписку, еще как-то, или же весь контент будет бесплатным, а расходы будут покрываться за счет рекламы.

Если хотите быть игроком, играйте  

Если вы хотите попытаться реализовать новые писательские возможности, то должны хорошо знать, что представляют собой те средства информации, для которых вы собираетесь писать. Например, если вы ощущаете интерес и способности к сочинению сюжетов новых игр (будь то онлайн-игры, игры для телеприставок или любые другие), то вам необходимо играть в игры, читать соответствующие журналы и, если возможно, ездить на выставки компьютерных игр. Так вы поймете, какие из компаний-разработчиков наиболее активны, узнаете их отношение к привлечению к работе контрактников, а также к форматам сценариев игр, и получите другую необходимую специфическую информацию.

Если вы хотите писать для веб-сайтов, то должны изучать Интернет, искать сайты, готовые платить за контент, и определить, какой стиль изложения лучше всего соответствует Интернету. Найдя сайт, для которого вы могли бы написать, свяжитесь с его владельцами и узнайте, интересуют ли их ваши услуги. В этой сфере пока еще не сложились формальные способы поиска работы, поэтому просто будьте смелее и предлагайте свои услуги.

Есть ли у бас веб-сайт?  

Последние опросы показывают, что у 60% писателей есть свои сайты в Интернете. А должны быть у 100%! В наши дни веб-сайт столь же необходим, как визитная карточка.

Примером, достойным внимания, является вебсайт писателя и сценариста Клайва Джеймса. Несколько лет назад он создал свой веб-сайт www. clive-james.com, который он описывает как «нечто среднее между космической станцией и университетским городком». На сайте можно найти тексты книг, аудио- и видеозаписи, рисунки и стихи Джеймса и других писателей. Как он сам говорит, теперь, когда он меньше занят в сумасшедшей гонке сериалов и телепрограмм, сайт дает ему возможность выхода творческой энергии. Кроме того, используя возможности Интернета, он готовит серию интервью для канала спутникового и кабельного телевещания Sky Arts.

Некоторые писатели имеют по несколько сайтов. Например, у меня кроме сайта, связанного с этой книгой, есть еще сайты www.timetowrite.com (посвященный вопросам управления временем для творческих личностей) и www.brainstorm.com (где рассматривается тема творчества и продуктивности). Естественно, все сайты способствуют взаимо-продвижению.

Если у вас есть традиционно изданная книга, то вы можете продавать ее на своем сайте, а также разместить на Amazon.com или в любом другом сетевом книжном магазине и сделать туда линк. За каждую книгу, проданную сетевым магазином по заказу, сделанному через ваш сайт, вы кроме самой стоимости книги получите еще и небольшую комиссию. Если у вас есть электронные книги, то можете открыть их на своем сайте для скачивания и, используя сервис, предоставляемый платежными интернет-системами, обеспечить возможность оплаты. Сделать это на удивление просто, все необходимые инструкции есть на сайте www.paypal.com.

Ваш сайт вовсе не обязательно должен быть сложным и уникальным. Существует множество сервисов, где можно выбрать шаблоны страниц сайта и наполнить их информацией о себе, своих работах и контактах. Последнее очень важно, чтобы любой заинтересовавшийся мог с вами связаться.

Ведете ли вы блог?  

Блог — это личный дневник, который ведется автором в Интернете. Блог доступен для чтения другим пользователям Интернета, и они могут оставлять на нем свои комментарии к прочитанному. Сегодня на разных сайтах создано более 18 млн блогов, а их общая аудитория превышает 50 млн человек.

Кажется, уже все пользователи сети имеют свои блоги, но при этом новые блоги появляются каждую секунду. Конечно, многие из них создаются авторами на короткое время и не обновляются после того, как первое желание иметь свой блог удовлетворено. Но другие поддерживают свои блоги в течение долгих лет. Это очень просто — создать и обновлять свой блог, и многие сайты предоставляют такую возможность бесплатно всем желающим. Вопрос в том, может ли блог быть полезен профессиональному писателю. Мой ответ: иногда.

Одним из примеров может быть Блукеровская премия, которая вручается за книги, начало которым было положено в блогах. Премию за 2006 год выиграла 32-летняя жительница Нью-Йорка Джули Пауэлл, которая описывала в блоге свои попытки приготовить все 524 блюда по рецептам, представленным знаменитым в свое время поваром Джулией Чайлд в книге «Искусство французской кухни», опубликованной в 1961 году. Джули делилась в блоге своими впечатлениями от готовки блюд, деталями своей жизни и любовными приключениями. Позже она собрала свои записи в книгу «Джули и Джулия: 365 дней, 524 рецепта, 1 маленькая кухня». В результате было продано 100 тыс. экземпляров этой книги, выпущенной издательством Penguin. В интервью газете The Guardian Пауэлл назвала ведение блога толчком к началу ее писательской карьеры:

«За несколько дней до того, как я создала свой блог, я не имела ни малейшего представления, что это

такое. Но, бродя в Интернете, наткнулась на такую возможность и, не вдаваясь в детали, решила попробовать».

Читатели блогов имеют возможность не только читать, но и оставлять свои комментарии и предложения, которые могут быть весьма полезны для автора. Пауэлл говорит:

«Социальность блогов, общение с другими людьми заставили меня писать, писать честно, и не позволили замкнуться в себе, в моем обычном недовольстве собой».

Американский предприниматель Боб Янг, основавший Блукеровскую премию, говорит так: «Блу-ки (Блук — от англ. book — книга и blog — блог. — Прим. пер.) — это новые книги, гибрид литературы и технологии». За прошедший год, кстати, более 100 блогеров издали книги на основе материалов из своих сетевых дневников.

На сайте www.fastcompany.com можно найти высказывание Лесли Тейлор:

«Блогинг может влиять на вашу жизнь — подсказать новый профессиональный путь, помочь заключить контракт с издательством или реализовать самые сокровенные мечты».

Ее мысль продолжает автор медийного и новостного блога Джефф Ярвис:

«Я оставил работу в компании, чтобы заняться консультированием по вербальному и письменному общению, и смог это сделать благодаря репутации, которую завоевал, ведя свой блог... Это неплохой путь реализовать свой талант. Многие люди говорили мне, что никогда бы не стали сотрудничать с писателем, не познакомившись с его блогом».

Сделав свой блог популярным, можно использовать его для рекламы сайта, где уже продавать свои книги или товары. В блоге www.timetowrite.blogs. com я, например, публикую свои мысли о писательском мастерстве и интересные отрывки из прочитанных мною работ на эту тему. Там же я помещаю небольшие анимационные фильмы, которые делаю в качестве хобби, и заодно время от времени напоминаю посетителям о своих сайтах.

Создавая блог, не забывайте, что есть два компонента, привлекающие людей. Первый — это содержание, которое они сочтут полезным для себя. Второй — ваша личность. Не совершайте ошибки и не делайте свой блог нейтральным или лишенным чувства. Вы индивидуальность, так пусть это будет заметно и в ваших текстах.

Длина записей в блоге может быть любой, но лучше разбивать текст на небольшие части, в идеале не более 500 слов каждая. Чтение на экране компьютера требует определенных усилий, и людям будет удобнее читать разбитый на абзацы текст. Если у вас несколько заметок на одну и ту же тему, то можете назвать их, например, часть 1, часть 2 и т.д.

Если вы цитируете статьи или какие-либо материалы, не забывайте указывать источник. Законы авторства относятся к блогам так же, как и к любым другим видам изданий. Можете помещать небольшие выдержки или цитаты из статей и книг, чтобы затем дать к ним комментарий. Но если хотите поместить большой отрывок, то сначала получите на это разрешение. Как правило, автор будет рад разрешить вам его цитировать, при условии, что вы укажете источник текста. А если поместите ссылку на его веб-сайт, то тем более.

В своем блоге у вас будет возможность разрешить или запретить посетителям оставлять комментарии к вашим заметкам. Решать вам, но обычно комментарии делают блог интереснее и дают читателям ощущение участия, а не просто знакомства с чужими мыслями.

В Интернете есть множество сайтов, позволяющих создать блог в течение нескольких минут. Я, например, веду блоги на www.typepad.com и www. blogger.com. Журналистское сообщество «Репортеры без границ» даже выпустило «Руководство для блогеров и кибердиссидентов» (Handbook for Bloggers and Cyber-Dissidents), которое вы легко сможете найти в Интернете.

Сила подкастов  

Подкасты напоминают небольшие радиошоу, которые вы сами записываете и размещаете в Интернете. Все, что для этого требуется, — микрофон, программа для записи звука (ее можно бесплатно скачать, например, с www.audacity.com) и компьютер. Записанная программа выгружается на сайт сервис-провайдера и становится доступна для прослушивания и скачивания любым пользователем. Заинтересовавшиеся вашей записью могут также подписаться на обновления и автоматически получать уведомления о появлении новых записей.

Один из лучших хостинговых сервисов — iTunes. На сайте www.iTunes.com кроме самих подкастов можно найти информацию и советы о прослушивании, подписке и создании собственных. Зайдите на него и увидите, какое разнообразие подкастов существует. Для облегчения поиска подкасты объединены в категории по темам. Большинство из них бесплатны, но встречаются и такие, где, чтобы подписаться, необходимо заплатить некоторую сумму.

Подкасты могут быть любой тематики и продолжительности и обновляются с разной периодичностью, однако в среднем их продолжительность от 15 минут до часа и обновляются они раз в неделю или в месяц. Слушать их можно на любом МРЗ-плеере или на компьютере. Можно также записать на CD и слушать в машине.

На компьютере Apple Mac вы легко сможете записать подкаст, пользуясь Garage Band, компонентом набора программного обеспечения, специально предназначенным для подкастов. Он позволяет записывать свой голос, добавлять различные звуки и музыку и редактировать записи.

Некоторые стесняются записывать подкасты, считая, что не обладают поставленным голосом. Но совершенно не обязательно иметь голос радиодиктора. Что действительно важно и чего люди ожидают от подкастов — это содержание и то, насколько в подкасте ощущается личность его автора. Если эти две составляющие присутствуют, то слушатели даже не обратят внимания на тембр голоса и несовершенство записи. Вообще, я считаю, что это даже лучше, если ваш голос не похож на ровный голос профессионального диктора.

Чтобы удержать интерес слушателей, разделите запись на небольшие части, как вы разбили бы на части длинный текст. Эти части можно отделить друг от друга музыкой или какими-либо звуками. Или попросите кого-то из своих друзей записать названия разделов.

Некоторые подкасты предлагают слушателям ответить на вопросы и прислать свои ответы по электронной почте, обещая за лучшие ответы призы или упоминание имени в следующем выпуске подкаста. Это один из эффективных способов заставить людей слушать ваш подкаст.

Зачем еще нужно записывать подкасты, кроме самовыражения? Некоторые ставят на них рекламные ссылки на другие сайты, но это все равно не принесет значительного дохода, разве что вы человек очень известный. Выгода от подкастов та же, что и от блогов, — вы обращаетесь к большому количеству людей, завоевываете доверие и признание в своей области и можете получать отзывы от слушателей. Подкастов меньше, чем блогов, лишь потому, что их подготовка требует больше времени и усилий. Поэтому и конкуренция за слушателей здесь меньше, правда, и самих слушателей меньше, чем читателей блогов.

Можно также создавать видеоблоги, иногда называемые влогами, представляющие собой видеоверсии подкастов. Делать их можно с помощью программы iMovies, достаточно простой в использовании и недорогой. Сделав короткий фильм, его можно разместить бесплатно, например, на сайтах YouTube или Google. Я разместил там несколько анимационных фильмов, в последних кадрах которых показан адрес моего веб-сайта.

Каждую неделю на сайтах появляются сотни тысяч новых видеороликов, поэтому ваши могут легко затеряться. С другой стороны, количество зрителей также огромно, поэтому если ваше видео будет замечено, то и зрителей будет немало.

Ссылку на видеоблог, размещенный на YouTube или Google, вы можете поместить на своем вебсайте, чтобы люди могли открывать его прямо оттуда. Таким образом, вам не придется хранить видеофайл на своем сервере и платить за загрузку канала, когда много людей станут его открывать.

Кормление голодных животных  

Единственная проблема с блогами и подкастами в том, что они жадно требуют все новых и новых материалов. Чтобы сделать свое присутствие в Сети заметным, вам придется регулярно обновлять информацию. И то, что кажется интересным в первые несколько недель, в дальнейшем может стать рутиной. У вас могут быть периоды, когда вам не только не захочется обновлять блог, вы даже думать

об этом не сможете. Но если вы этого не сделаете, то ваши читатели и зрители уйдут от вас к другим авторам. И вряд ли скоро вернутся.

К счастью, большинство сайтов, размещающих блоги, предоставляют возможность закачивать на них порции информации и устанавливать даты и время, когда они должны быть открыты для чтения. Я рекомендую пользоваться этим — заранее готовить пару новых публикаций и устанавливать для них расписание открытия. Таким образом, если вы захотите сделать перерыв на недельку, ваш блог или подкаст будет обновлен без вашего участия.

Еще один способ сократить количество работы — это создать общий блог с кем-нибудь, обладающим схожими интересами, и обновлять информацию по очереди. Но если вы пойдете по этому пути, то не забывайте обязательно указывать, кто подготовил тот или иной пост, чтобы не вводить своих читателей в заблуждение. Ваше мнение и точка зрения вашего соавтора вовсе не обязательно должны всегда совпадать. Элемент конфликта может сделать блог или подкаст еще интереснее, так же как подогревают интерес зрителей к фильму восторженные отзывы одних и отрицательные других.

Ваша новая медиастратегия  

После всего сказанного выше вам должно быть понятно, что новые средства информации — это реальность и их можно использовать для своих целей. Но только вы сами можете решить, оседлать ли эту волну или позволить другим быть первопроходцами. Как ваш учитель писательского ремесла я настоятельно советую выбрать первый вариант.

Что это означает на практике?

Во-первых, следите за развитием средств массовой коммуникации по газетным и журнальным статьям. Посещайте в Интернете сайты, освещающие появление новых технологий и возможностей их использования.

Во-вторых, научитесь создавать и поддерживать блоги, подкасты и веб-сайты (я имею в виду информационное их наполнение, технически их поддержку будут осуществлять ваш интернет-провайдер и специализированные сайты). Затем в зависимости от того, что лучше всего будет продвигать ваше творчество, создайте свой веб-сайт, блог или подкаст либо все вместе. Помните, что все эти инструменты эффективны, только если известны пользователям Интернета, поэтому используйте все возможности рекламы, описанные в предыдущей главе.

В-третьих, станьте активным читателем или зрителем того средства информации, для которого вы намерены писать. Покупайте электронные книги, играйте в электронные игры, смотрите программы, специально созданные для Интернета. С этого момента серфинг в Интернете становится для вас исследованием.

В-четвертых, начиная новый проект, сразу решите, какой носитель информации подойдет лучше всего. Если это, например, книга, то соответствует ли она ожиданиям традиционных издательств? Или же ее лучше напечатать за свой счет и самому организовать продажу? Если второе, то как лучше поступить — напечатать небольшой тираж на бумаге или предлагать ее в электронном виде?

Также с самого начала решите, как разделить имеющийся материал между разными информационными средствами. Например, собирая интервью для этой книги, я понял, что лучше всего поместить их в свой подкаст, поэтому записал все беседы на высококачественный цифровой диктофон. Сделав видеоинтервью, я получил возможность поместить видеофайлы на веб-сайте, аудиозаписи в подкасте, а текст в блоге.

Еще пример: много лет назад я начал выпускать информационный бюллетень The Hollywood Scriptwriter (он все еще выходит, но теперь его делают другие люди). В каждом выпуске я публиковал одно интервью. Позднее я использовал большинство этих интервью для книги «Совершенно секретно: как писать сценарии», написанной в соавторстве с Керри Коксом.

И наконец, всякий раз, как вы обнаружите новый возможный рынок сбыта для своих работ, будьте проактивны и придумайте, как выйти на него.

Как мы уже говорили, с появлением новых средств массовой информации барьеры вхождения на рынок снижаются, а способы проникновения еще не сложились.

Вспомните, как действовали молодой композитор, продававший свои песни построчно, или японский писатель текстов для мобильных телефонов. Так и вы должны проявлять свою фантазию и предприимчивость, и, возможно, сами удивитесь, насколько больших результатов способны достичь.

Основные выводы  

Постоянно возникают новые формы фильмов, телепрограмм, газет и журналов, открывая неожиданные возможности для писателей.

 

Существует много разных способов публикации произведений писателей — издание за свой счет, печать по требованию, электронные книги. Последние два требуют очень небольших инвестиций и поэтому почти не несут риска.

 

Правила выхода на новые медиарынки еще не сформировались, и поэтому вы должны сами проявлять фантазию, предприимчивость и проактивность.

 

Вы обязательно должны присутствовать в Интернете. По крайней мере иметь свой веб-сайт. Желательно вести блог и, возможно, аудио- или видеоподкаст.

 

Чтобы получить преимущества от новых средств коммуникации, необходимо активно использовать их.

 

 

Упражнения  

Зайдите в большой магазин, торгующий электроникой, и познакомьтесь с самыми последними технологиями и устройствами. Если вы их боитесь, но видите полезность и хотели бы их иметь, попросите любого подростка научить вас ими пользоваться.

 

Придумайте, чем для вас и вашего творчества могут быть полезны четыре случая, описанные в этой главе.

 

Если у вас еще нет своего веб-сайта, поищите в Интернете сайты других писателей. Проанализируйте, какие из применяемых ими приемов вы могли бы использовать при создании собственного сайта.

 

Подпишитесь на несколько бесплатных рассылок на темы новых медиатехнологий.

 

 

Бонус  

На веб-сайте www.yourwritingcoach.com войдите в раздел Chapter Bonuses, выберите New Media и введите код media.   Вы попадете на страницу, где опубликован обзор последних новостей из области использования писателями новых медиатехнологий.

 

Глава 18  

 

Жизнь писателя  

В жизни всего две цели: первая — добиться всего, чего хочешь, вторая — получить удовольствие от достигнутого. Второе обретают лишь самые мудрые.

 

Логан Пирсолл Смит  

Если вы проработали все предыдущие главы, то теперь знаете, что хотите написать, как именно это сделать и как затем продать. В завершающей главе я дам вам еще несколько советов о том, как начать и как построить успешную писательскую карьеру.

Ставьте цели и достигайте их  

Гуру в вопросе мотивации Брайан Трейси рассказывает, как он сумел изменить свою жизнь. Как-то он с друзьями путешествовал по Сахаре, и их лен-дровер сломался. Запас воды был невелик, и они отлично понимали, что если не сумеют починить машину, то погибнут. Трейси говорит:

«Именно в тот момент все изменилось. Я понял, что сам отвечаю за свою жизнь. Перестал обвинять своих родителей, учителей и окружавших меня людей. Понял, что ничто в моей жизни не изменится, пока я сам этого не захочу. Человек должен быть хозяином своей жизни, а не пассивным наблюдателем».

Вот что советует Трейси, чтобы сделать свою жизнь активной и результативной:

«Необходимо ставить себе четкие цели, уметь достигать их, приспосабливаясь к окружающей действительности, и непрерывно учиться, используя все возможности».

Наилучший способ не потерять своих целей — это ежемесячно критически их оценивать. Если то, что вы делаете, не дает желаемого эффекта, то подумайте, что следует делать по-другому, и определите, чему стоит научиться в последующем месяце.

Проявляйте гибкость  

Я убежден, что достигнуть цели можно, только поверив в нее и сосредоточившись. И все же при этом важно не забывать внимательно смотреть вокруг, чтобы не упустить новые неожиданные возможности, которые порой сами идут человеку в руки и могут принести успех и достаток.

Традиционные методы постановки и достижения целей рекомендуют сосредоточиться на них и отставить в сторону любые другие варианты. Однако в современном мире, в условиях хаотически и непредсказуемо меняющейся действительности такая стратегия может стать неправильной.

Одним из способов адаптации к изменениям может быть регулярная оценка важности самой цели каждый раз, когда вы оцениваете степень ее достижения. Иначе вы рискуете достичь не того, что нужно. Как сказал президент одной из компаний, «я потратил годы, чтобы взобраться на лестницу, и наконец достиг вершины... лишь для того, чтобы понять, что лестница приставлена не к той стене».

Кроме того, каждый раз, как появляется новая возможность, даже вступающая в противоречие с вашими целями, внимательно оцените, не стоит ли последовать именно ей, даже если это отсрочит или сделает невозможным достижение вашей текущей цели.

Приготовьтесь к неудачам  

Некоторые писатели полагают, что как только к ним пришел первый успех, например, они опубликовали свой первый роман, так сразу все их проблемы закончились. Мне очень нравится буддийская легенда о людях и проблемах.

Один фермер отправился к Будде, чтобы спросить, как избавиться от своих проблем. То погода слиш ком жаркая, и его посевы засыхают, то слишком дождливая, и случаются наводнения, жена фермера не понимает его, сын неблагодарен и груб.

Будда выслушал фермера и сказал, что не может помочь, поскольку у каждого человека всегда 83 проблемы. Какие-то из них могут решаться, но очень скоро вместо них появляются новые.

Фермер был возмущен таким ответом.

«Тогда для чего все твое учение?» — воскликнул он.

Будда сказал: «Мое учение не может помочь решить 83 проблемы, но может помочь с 84-й».

«Что это за проблема?» — спросил фермер.

«84-я проблема в том, — сказал Будда, — что мы не хотим иметь никаких проблем».

Реальность такова, что писательская карьера, как и любая другая, имеет взлеты и падения. Вы можете иметь огромный успех, и вдруг происходит что-то, в результате чего вы оказываетесь забытым. Может, редактор или продюсер, которым нравятся ваши работы, вдруг увольняется, уходит на пенсию или умирает. Или киностудия, которая хотела снять фильм по вашему сценарию, становится банкротом. Или журнал закрывается, не заплатив вам за уже напечатанные статьи. Со мной случалось все из того, что я перечислил. Конечно, вы можете и должны принимать меры предосторожности, но всегда есть вещи, которые мы не в состоянии контролировать, и если примириться с этим, то переносить неудачи станет гораздо легче.

Подавайте себе пример  

Встретившись с неудачей и не зная, что делать дальше, попробуйте сами себе подать пример. Одна из горячих тем в курсах обучения менеджменту и курсах саморазвития — «моделирование», или, иными словами, наблюдение за тем, что делает преподаватель и повторение за ним. Однако возможно и само-моделирование. Вот пример того, как это делается.

Разделите лист бумаги на две колонки. В одной перечислите то, что вы делаете хорошо (не обязательно связанное с работой, а вообще в жизни). В другой запишите возникшую проблему или препятствие. Теперь посмотрите, каким образом вы добиваетесь того, что у вас получается, и подумайте, как это можно использовать для преодоления проблемы, записанной во второй колонке. Например, если вы поддерживаете постоянный порядок на своем рабочем столе, но не вполне аккуратно ведете учет писем с предложениями в издательства, то постарайтесь найти и использовать во втором случае то полезное, что есть в первом.

Иногда победители сдаются  

Вы слышали выражение «Победители не сдаются, пораженцы никогда не побеждают»? Конечно, настойчивость и упорство — два очень важных и необходимых для писателя качества. Тем не менее бывают случаи, когда умение отойти в сторону не менее важно.

Не так давно со мной произошел весьма болезненный случай. По заказу телевидения Германии я написал сценарий телесериала, в который режиссер вместе с продюсером внес впоследствии множество изменений, что сделало его только хуже. В глубине души я понимал, что мне следует выйти из проекта и изъять свое имя из титров, но я уговорил себя не делать этого. В результате сериал провалился... и в титрах стояло мое имя. Мораль — доверяй своей интуиции и будь честен с самим собой. Когда перепробовано все и ничто уже не может помочь исправить ситуацию, то лучше отойти в сторону.

Вот что говорит об этом в своем недавнем интервью режиссер Тим Бёртон:

«В моей жизни был один момент, когда я испытал неожиданное озарение. Это было в Калифорнийском институте искусств, где я старался освоить особый диснеевский стиль рисования. Ничего не получалось, и я сказал себе: “Знаешь что? Ты не сможешь так рисовать. Просто рисуй как получается”. И в этот самый момент все изменилось. Я стал рисовать совершенно по-другому. В другом стиле и другими приемами. Это было как под влиянием наркотика — мой разум как будто расправил крылья».

Неприятности тоже можно использовать  

Однажды в газете Times была напечатана статья о том, как некая писательница по имени Клэр Аллан использовала сочинительство как средство для лечения своей душевной болезни. «Писательство помогло мне излечиться. В жизни должна быть цель, а для меня это было особенно важно»} — сказала она впоследствии. Оно изменило ее отношение к тяжелым временам, которые ей пришлось пережить: «Даже когда тебе очень плохо и не хочется жить, где-то внутри появляется еще не осознанная мысльа ведь из этого может получиться неплохая история».

Первая же книга Клэр Аллан «Маковый Шекспир», частично основанная на ее собственном опыте, была напечатана. Но писательство само по себе, даже и без публикации, может стать хорошей отдушиной. Выплескивание на бумагу своего опыта, будь то дневник или художественный вымысел, — верный шаг к обретению душевного здоровья.

Будьте верны ceбe  

В предшествующих главах я уже предупреждал вас против попыток писать, чтобы лишь угодить публике, вместо того чтобы выражать в произведениях собственные взгляды. Разумеется, вы можете изучить и принять во внимание рынок, но вершины чаще достигают те проекты, которые предлагают что-то новое и необычное. Вот одна из удивительных историй, случившаяся с человеком, выбравшим свой собственный путь.

Молодой художнице Эрин Кроу показалось интересным лицо председателя федеральной резервной системы Алана Гринспена, и, взяв за основу его фотографии, она за два года нарисовала множество его портретов. Перед выпуском из художественной школы она решила заработать денег, продав некоторые из них. Друзья ее семьи были владельцами галереи в Нью-Йорке, и они согласились выставить там портреты Гринспена. Дальше, согласно Artist's Magazine, было так:

«...никто не был готов к тому, что случилось потом. CNBC показало в новостях короткий репортаж о выставке работ Кроу, и в течение нескольких часов они превратились из разряда умеренно успешных в хит продаж. Банкиры, менеджеры хеджевых фондов и другие обитатели Уолл-стрит кинулись покупать портреты известного финансиста».

Если вы искренне верите в то, что делаете, вера вознаграждается, даже если это и кажется сейчас совершенно невозможным.

Будьте смелее  

Не меньшее значение, чем интуиция, имеет смелость. Недавно я присутствовал на семинаре по развитию художественных способностей для взрослых, где одной из основных целей инструктора было научить слушателей рисовать, используя все предоставленное пространство. Даже на большом листе бумаги многие из нас принимались рисовать крошечную фигурку. Возможно, потому, что мы привыкли писать или рисовать на маленьких листках. Поначалу отпугивавшая нас целая страница, потом стала вдохновлять.

Писатели тоже могут извлечь из этого полезный опыт. Почти всегда мы по привычке «пишем убористо», не правда ли? Как часто мы отходим назад, чтобы увидеть все огромное полотно, и решаемся перейти на крупный, смелый мазок? Для писателя это может быть выбор более масштабной темы, чем он привык, или использование в тексте необычных красок, или создание персонажа, повторяющего его в том, что в жизни он скрывает от всех.

Никогда не забывайте о главном  

Я искренне верю, что своим литературным трудом вы сможете заработать достаточно денег, но просто обязан предупредить, что может случиться и так, что несколько лет вашей жизни будут очень трудными. В некоторые моменты вы даже станете думать, не лучше ли вернуться к прежней ежедневной работе, которую вы не любили, но которая приносила приличный доход.

В одном из выпусков журнала Reclaiming Quarterly некто под псевдонимом Пси поместил такое эссе:

«Представьте, что вам оставил наследство богатый родственник. Теперь вы настолько обеспечены, что можете больше не работать. Как вы распорядитесь появившимся свободным временем?Будете продолжать работать? Станете учиться игре на пианино? Или посвятите себя полностью детям?.. Так зачем же вы обманываете себя?Почему не следуете своим желаниям прямо сейчас? Почему не живете такой жизнью? Разве ваш сегодняшний жизненный путь важнее, чем тот, который затмит нынешний? Можете ли вы изменить свою жизнь так, чтобы она строилась вокруг ваших желаний? И измените ли?»

Если литературное творчество действительно важно для вас, разве оно не заслуживает того, чтобы принести некоторые жертвы, но сохранить возможность заниматься им.

И еще о планировании времени. Мы уже говорили об этом в одной из предыдущих глав, но это настолько важно, что я считаю нужным повторить еще раз, потому что под давлением других дел об этом легко можно забыть.

Вот что сказал журналу Fortune о своем отношении ко времени президент компании Infosys Нан-дан Килекани: «У меня есть поговорка — я щедр в деньгах, но скуп со временем. Я считаю время своим самым главным достоянием».

Слишком часто мы считаем копейки, но теряем минуты (или даже часы). Если вы почувствуете, что стали отставать в работе над книгой, спросите себя: от выполнения каких других обязанностей вы могли бы отказаться или заплатить, но передать их кому-то другому, чтобы освободить время для творчества?

Я не прощаюсь  

Мы дошли до конца книги, но не расстаемся. Я назвал себя вашим наставником в писательстве и надеюсь, что со временем вы вернетесь к этой книге еще не раз, чтобы найти то, что поддержит в трудную минуту или подтолкнет к началу нового проекта. Вы сможете найти многие материалы на сайте www. yourwritingcoach.com. Там же на сайте есть адрес моей электронной почты. Если я могу вам чем-то помочь, то дайте мне знать. И пожалуйста, обязательно расскажите мне о своих писательских успехах.

Основные выводы  

Постановка и достижение целей должны уравновешиваться гибкостью, достаточной, чтобы заметить неожиданные возможности.

 

Встреча с препятствиями для писателя обычное дело, но есть хороший способ для их преодоления — использовать свои прежние жизненные достижения в качестве образца для подражания.

 

Иногда лучше отступить.

 

Будьте смелее и решительнее.

 

 

Упражнения  

Цели имеют тенденцию улетучиваться, пока вы не запишете их, не назначите сроков выполнения и не определите, как станете измерять их достижение. Изобразите графически три ваши главные цели, сроки их достижения и то, как вы будете оценивать прогресс.

 

Читая газету или журнал, не забывайте спросить себя: «Что полезного для себя я могу здесь найти?» Записывайте интересные идеи и используйте лучшие в своей работе.

 

 

Бонус  

На веб-сайте www.yourwritingcoach.com войдите в раздел Chapter Bonuses, выберите Life и введите код life. Вам откроется доступ к эксклюзивному интервью... со мной, в котором я говорю о построении долгой писательской карьеры.

 

Книга Юргена Вольфа — наиболее известное и автори-

 

тетное пособие по обучению литературному мастерству.

 

Ее достоинства не исчерпываются компетентностью ав-

 

тора и ясностью и увлекательностью изложения. Ее пре-

 

имущество в комплексном подходе к процессу создания

 

и реализации произведения — от идеи до публикации и

 

продвижения. Вы узнаете, как построить сюжет и пра-

 

вильно структурировать материал, как развивать взаимо-

 

отношения персонажей и удерживать неослабевающий

 

интерес читателя. И наконец, как пройти весь нелегкий

 

путь к писательскому успеху: не сломаться после отказа

 

издателя, справляться с непониманием друзей, конструк-

 

тивно воспринимать критику и преодолевать сомнения.

Книга рассчитана на широкую аудиторию.

УДК 82.01/.09

 

ББК 83

Сканирование: неизвестно.

Верстка epub: matrix.neo.ru@gmail.com

Все книги людям!

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.com

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: