Анкета самооценки двигательной активности человека

 1. Как часто вы занимаетесь физическими упражнениями:

а) четыре раза в неделю; б) два-три раза в неделю; в) раз в неделю; г) менее одного раза в неделю?

2. Какое расстояние вы проходите пешком в течение дня:

а) более четырех километров; б) около четырех километров; в) менее полу­тора километров; г) менее 700 метров?

3. Отправляясь на учебу или по делам, вы:

а) как правило, идете пешком или едете на велосипеде; б) часть пути идете пешком или едете на велосипеде; в) иногда идете пешком или едите на вело­сипеде;

г) всегда добираетесь до учебы на общественном транспорте или на автомо­биле?

4. Если перед вами стоит выбор: идти по лестнице или ехать на лифте, вы:

а) всегда поднимаетесь по лестнице; б) поднимаетесь по лестнице, за исклю­чением тех случаев, когда у вас в руках тяжести; в) иногда поднимаетесь по лестнице; г) всегда пользуетесь лифтом?

5. По выходным дням вы:

а) несколько часов работаете по дому или в саду; б) как правило, вы целый день проводите в движении, но в течение этого дня не занимаетесь никаким физическим трудом; в) совершаете несколько коротких прогулок; г) боль­шую часть выходных дней читаете и смотрите телевизор?

Подсчитайте баллы: а) 4 балла; б) 3 балла; в) 2 балла; г) 1 балл.

Общая оценка. Если вы набрали 18 баллов и больше: вы очень активны и вполне здоровы физически; 12-17 баллов: вы в достаточной степени активны и придерживаетесь разумного подхода к вопросам сохранения физической кондиции; 8—11 баллов: вам стоило бы больше заниматься физическими упражнениями; 7 баллов и меньше: вы ленивы и пассивны, физические уп­ражнения вам просто необходимы.

Задание 3. Оценка собственной двигательной активности но энергети­ческим тратам.

Материалы и оборудование: Анкета самооценки суточных энергозатрат.

Ход работы: Студент заполняет анкету и рассчитывает свои суточные энергозатраты с учетом своей двигательной активности в течение суток. Анкета учета двигательной активности человека (заполненная для образца).

 

Часы

23

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Шкала интенсивности 3 3 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Часы

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Шкала интенсивности 4 4 6 6 4 4 2 4 4 4 4 4 3 3 2 3 3 6 6 3 3 2 3 3

 

Индекс активности и его энергостоимость: 1 - сон (0,46 ккал/кг за 30 мин.); 2 - прием пищи (0,7 ккал/кг за 30 мин.); 3 - свободное время с пони­женной активностью (1,0 ккал/кг за 30 мин.); 4 - учебная деятельность или инженерный труд (1,9 ккал/кг за 30 мин.); 5 - физическая зарядка или физи­ческий труд средней тяжести (3,0 ккал/кг за 30 мин.); 6 - занятия типа оздо­ровительного бега или тяжелого физического груда (5,6 ккал/кг за 30 мин.); 7 - спортивная тренировка (6,1 - 10 ккал/кг за 30 мин.).

Расчет: 1 - 15 х 0,46 = 6,9 ккал; 2 -3,0 х 0,7 = 2,1 ккал; 3 - 11 х 1,0 = 11,0 ккал; 4 -13 х 1,9 =24,7 ккал; 5 – нет; 6 -4 х 5,6 =22,4 ккал; 7 - нет. Таким образом, в нашем примере суточные энергозатраты человека с мас­сой тела 65 кг составили: 67Дккалх65кг = 4361 ккал.

На основании полученных расчетов средних суточных энергозатрат студенты делают выводы о своей двигательной активности.

В заключение следует отметить, что в основу построения учебного процесса по физическому воспитанию студентов положен принцип поэтапного увеличения физической нагрузки, который заключается в том, что нагрузка повышается лишь в том случае, если организм студентов к данному моменту времени достиг соответствующих адаптационных возможностей.

Очевидно, что учебно-тренировочные занятия предполагают предъявление функциональных и двигательных резервов организма занимающихся.

Естественным физиологическим механизмом активизации мобилизации резервов является тренировка, вызывающая соответствующие функциональные сдвиги в организме человека, на основе которых разворачиваются компенсаторные механизмы, включающие соответствующие резервы. Однако, процесс этот очень медленный и занимает многие месяцы. Механизмом срочной мобилизации являются эмоции. Они мобилизуют резервы второго и, возможно, частично третьего порядка, но при этом нарушают координацию движений, что весьма нежелательно.

Вегетативное оформление эмоций, обеспечивается возбуждением симпатической нервной системы, выбросом из надпочечников адреналина и норадреналина, которые активизируют ретикулярную формацию мозга, а также кортикостероиды. При эмоциях учащаются сердцебиения, увеличиваются систолический и минутный объем крови, частота дыхания и минутный объем дыхания, повышается обмен веществ и температура тела, содержание сахара в крови и т. д., то есть покоящийся организм выглядит как работающий.

Внимание может быть повышено и сконцентрировано, тонус мышц повышен, скорость сенсомоторных реакций увеличена, но координация движений может пострадать.

Очевидно, что эмоции существуют всегда и умеренные эмоции лишь тонизируют организм, значительные эмоции далеко не всегда играют положительную роль. Они могут быть полезны там, где требуется совершить усилие без необходимости точной координации. Они могут быть вредны там, где значительных физических усилий не нужно, но необходима большая точность координации движений.

Высокий уровень влияния эмоционального фактора на ответную функциональную реакцию организма занимающихся предъявляет высокие требования к режиссуре учебно-тренировочного занятия.

Кроме того, необходим не только медико-биологический контроль, но и педагогический диалог, который позволяет регулировать эмоциональную напряженность урока. Особую роль в этом контексте приобретает психофизический компонент.

От степени мышечного напряжения, как известно, во многом зависит потребность организма в кислороде, а под воздействием расслабления мышц снижается поток импульсов, идущих от рецепторов мышц, связок и суставов в центральную нервную систему.

Мышечная релаксация, используемая во многих вариантах, улучшает качество протекания нервных процессов. Переход от напряжения мышц к релаксации и снова к напряжению способствует своеобразной гимнастике вегетативной нервной системы.

Психофизическая подготовка - это метод воздействия на организм при помощи смены мышечного тонуса, регулируемого дыхания, образного представления нормального функционирования органов, воспитания активного внимания, воли, развития памяти, формирования самообладания и адекватной реакции на раздражители.

Важнейшим условием при овладении психофизической тренировкой является умение регулировать процессы дыхания, мышечный тонус и состояние психики. Специальные дыхательные упражнения не только повышают устойчивость организма к кислородной недостаточности, но и способствуют уравновешиванию нервных процессов и, что важно, повышают эффективность идеомоторных актов (образно представляемых движений и состояний).

Правильное применение дыхательных упражнений и оптимальных кратковременных задержек дыхания после вдохов, а иногда и на высоте вдоха повышает устойчивость организма к кислородной недостаточности, что благотворно влияет на ферментные системы, кровоснабжение сердца и мозга.

Многолетний педагогический опыт показывает, что воздействие психофизических занятий на человека, значительно усиливается, когда двигательная активность сочетается с самоконтролем.

Ведущим принципом здесь является единство телесного (соматического) и психофизического. Психика управляет движениями, а целенаправленные специальные упражнения по принципу обратной связи влияют на вегетативную центральную нервную систему. Сочетание произвольной мышечной активности и устного убеждения при пси­хофизической тренировке более эффективно, чем изолированное словесное самовнушение, используемое в аутогенной тренировке. Психофизический тонус тесно связан с мышечным тонусом. Следовательно, между мышечной активностью и психическим тонусом существует определенная взаимосвязь.

Психофизическое направление предполагает внедрение в учебный процесс элементов психогигиены, теоретических сведений о строении и о функциях жизненно важных систем организма человека. Важнейшим фактором включения психофизической тренировки в учебный процесс физического воспитания студентов является принцип активной сознательности, способствующей мобилизации защитных сил организма.

Известно, что самостоятельная работа является проявлением социальной активности личности, как способности действовать сознательно без посторонней помощи и внешнего побуждения. Причем в этом взаимодействии с окружающей средой личность изменяет и самое себя. Самостоятельная работа является психологическим механизмом реализации принципа сознательности в обучении, обеспечивающим условия активного осмысления знаний, двигательных умений и навыков и внутреннего их прочувствования. Это создает предпосылки формирования у студентов личного отношения к ним, которое неизбежно предваряет процесс присвоения личностью знаний. Результативность самостоятельной работы возрастает, если предполагаемые в ходе нее виды двигательных действий отличаются многообразием по содержанию и вариативностью по исполнению, если обеспечивается личностно-ориентированный подход в освоении двигательных навыков. Необходимо включение студентов в самостоятельную физкультурную практику на добровольной основе, на базе образовательного компонента физической культуры и личного психофизического опыта в освоении двигательных навыков.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оздоровительный и практический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Учение Р. Могендовича о моторно-висцеральных рефлексах показало взаимосвязь деятельности двигательного аппарата скелетных мышц и вегетативных органов. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.). Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой двигательной активности, т.е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. Наиболее активным выражением количества произведенной мышечной работы является величина энергозатрат. Минимальная величина суточных энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составляет 12-16 МДж (в зависимости от возраста, пола и массы тела), что соответствует 2880-3840 ккал. Из них на мышечную деятельность должно расходоваться не менее 5,0-9,0 МДж (1200-1900ккал); остальные энергозатраты обеспечивают поддержание жизнедеятельности организма в состоянии покоя, нормальную деятельность систем дыхания и 4 кровообращения, обменные процессы и т.д. (энергия основного обмена). В экономически развитых странах за последнее 100 лет удельный вес мышечной работы как генератора энергии, используемой человеком, сократился почти в 200 раз, что привело к снижению энергозатрат на мышечную деятельность (рабочей обмен) в среднем до 3,5 МДж. Дефицит энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составил таким образом, около 2,0-3,0 МДж (500-750ккал) в сутки. Интенсивность труда в условиях современного производства не превышает 2-З ккал/мин, что в 3 раза ниже пороговой величины (7,5 ккал/мин) обеспечивающей оздоровительный и профилактический эффект. В связи с этим для компенсации недостатка энергозатрат в процессе трудовой деятельности современному человеку необходимо выполнять физические упражнения с расходном энергии не менее 350-500 ккал в сутки (или 2000- 3000 ккал в неделю). В настоящее время только 20% население экономически развитых стран занимаются достаточно интенсивной физической тренировкой, обеспечивающей необходимый минимум энергозатрат, у остальных 80% суточный расход энергии значительно ниже уровня необходимого для поддержания стабильного здоровья. Резкое ограничение двигательной активности в последние десятилетия привело к снижению функциональных возможностей людей среднего возраста. Так, например, величина МПК у здоровых мужчин снизилась примерно с 45,0 до 36,0 мл/кг. Таким образом, у большей части современного населения экономически развитых стран возникла реальная опасность развития гипокинезии. Синдром, или гипокинетическая болезнь, представляет собой комплекс функциональных и органических изменений и болезненных симптомов, развивающихся в результате рассогласования 5 деятельности отдельных систем и организма в целом с внешней средой. В основе патогенеза этого состояния лежат нарушения энергетического и пластического обмена (прежде всего в мышечной системе). Механизм защитного действия интенсивных физических упражнений заложен в генетическом коде человеческого организма. Скелетные мышцы, в среднем составляющие 40% массы тела (у мужчин), генетически запрограммированы природой на тяжелую физическую работу. «Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой систем»,- писал академик В.В. Парин (1969). Мышцы человека являются мощным генератором энергии. Они посылают сильный поток нервных импульсов для поддержания оптимального тонуса ЦНС, облегчают движение венозной крови по сосудам к сердцу («мышечный насос»), создают необходимое напряжение для нормального функционирования двигательного аппарата. Согласно «энергетическому правилу скелетных мышц» И.А. Аршавского, энергетический потенциал организма и функциональное состояние всех органов и систем зависит от характера деятельности скелетных мышц. Чем интенсивнее двигательная деятельность в границах оптимальной зоны, тем полнее реализуется генетическая программа, и увеличиваются энергетический потенциал, функциональные ресурсы организма и продолжительность жизни. Различают общий и специальный эффект физических упражнений, а также их опосредованное влияние на факторы риска. Наиболее общий эффект тренировки заключается в расходе энергии, прямо пропорциональном длительности и интенсивности мышечной деятельности, что позволяет компенсировать дефицит энергозатрат. Важное значение имеет также повышение устойчивости организма к действию 6 неблагоприятных факторов внешней среды: стрессовых ситуаций, высоких и низких температур, радиации, травм, гипоксии. В результате повышения неспецифического иммунитета повышается и устойчивость к простудным заболеваниям. Однако использование предельных тренировочных нагрузок, необходимых в большом спорте для достижения «пика» спортивной формы, нередко приводит к противоположному эффекту - угнетению иммунитета и повышению восприимчивости к инфекционным заболеваниям. Аналогичный отрицательный эффект может быть получен и при занятиях массовой физической культурой с чрезмерным увеличением нагрузки. Специальный эффект оздоровительной тренировки связан с повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Он заключается в экономизации работы сердца в состоянии покоя и повышении резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности. Один из важнейших факторов физической тренировки - урежение частоты сердечных сокращений в покое (брадикардия) как проявление экономизации сердечной деятельности и более низкой потребности миокарда в кислороде. Увеличение продолжительности фазы диастолы (расслабление) обеспечивает больший кровоток и лучшее снабжение сердечной мышцы кислородом. У лиц с брадикардией случаи заболевание ИБС выявлены значительно реже, чем у людей с частым пульсом. Считается, что увеличение ЧСС в покое на 15 уд/мин повышает риск внезапной смерти от инфаркта на 70% - такая же закономерность наблюдается и при мышечной деятельности. При выполнении стандартной нагрузки на велоэргометре у тренированных мужчин объем коронарного кровотока почти в 2 раза меньше, чем у не тренированных (140 против 260 мл/мин на 100 г ткани миокарда), соответственно в 2 раза 7 меньше и потребность миокарда в кислороде (20против 40мл/мин на ЮОг ткани). Таким образом, с ростом уровня тренированности потребность миокарда в кислороде снижается как в состоянии покоя, так и при субмаксимальных нагрузках, что свидетельствует об экономизации сердечной деятельности. Это обстоятельство является физиологическим обоснованием необходимости адекватной физической тренировки для больных ИБС, так как по мере роста тренированности и снижения потребности миокарда в кислороде повышается уровень пороговой нагрузки, которую испытуемый может выполнить без угрозы ишемии миокарда и приступа стенокардии. Наиболее выражено повышение резервных возможностей аппарата кровообращения при напряженной мышечной деятельности: увеличение максимальной частоты мышечной деятельности сердечных сокращений, систолического и минутного объема крови, артерио-венозной разнице по кислороду, снижение общего периферического сосудистого сопротивления (ОПСС), что облегчает механическую работу сердца и увеличивает его производительность. Оценка функциональных резервов системы кровообращения при предельных физических нагрузках у лиц с различным уровнем физического состояний показывает: люди со среднем УФС (и ниже среднего) обладают минимальными функциональными возможностями, граничащими с патологией, и их физическая работоспособность ниже 75% ДМПК. Например, хорошо тренированные физкультурники с высоким УФС по всем параметрам соответствуют критериям физиологического здоровья, их физическая работоспособность достигает оптимальных величин или же превышает их (100% ДМПК и более, или З Вт/кг и более). Адаптация периферического звена кровообращения 8 сводится к увеличению мышечного кровотока при предельных нагрузках (максимально в 100 раз), артерио- венозной разнице по кислороду, плотности капиллярного русла в работающих мышцах, росту концентрации миоглобина и повышение фибринолитической активности крови при оздоровительной тренировке (максимум в 6 раз) и снижение тонуса симпатической нервной системы. В результате снижается реакция на нейрогормоны в условиях нервного напряжения, т.е. повышается устойчивость организма к стрессовым воздействиям. Помимо выраженного увеличения резервных возможностей организма под влияние оздоровительной тренировки чрезвычайно важен также ее профилактический эффект, связанный с опосредованным влиянием на факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний. С ростом тренированности (по мере повышения уровня физической работоспособности) наблюдается отчетливое снижение всех основных факторов риска НЕС - содержание холестерина в крови, артериального давления и массы тела. Б.А. Пирогова (1985) в своих наблюдениях показала: по мере роста УФС содержание холестерина в крови снизилось с 280 до 210 мг, а триглицеридов со 168 до 150 мг. Следует особо сказать о влиянии занятий оздоровительной физической культуры на стареющий организм. Физическая культура является основным средством, задерживающим возрастное ухудшение физических качеств и снижение адаптационных способностей организма в целом и сердечно-сосудистой системы в частности, неизбежны в процессе инвалюции. Возрастные изменения отражаются как на деятельности сердца, так и на состоянии периферических сосудов. С возрастом существенно снижается способность сердца к максимальным напряжениям, что проявляется в возрастном уменьшении максимальной частоты сердечных сокращений (хотя ЧСС в 9 покое изменяется незначительно). С возрастом функциональные возможности сердца снижаются даже при отсутствии клинических признаков ИБС. Так, ударный объем сердца в покое в возрасте 25 лет к 85 годам уменьшается на 30%, развивается гипертрофия миокарда. Минутный объем крови в покое, за указанный период уменьшается в среднем на 55-60%. Возрастное ограничение способности организма к увеличению ударного объема и ЧСС при максимальных усилиях приводит к тому, что минутный объем крови при предельных нагрузках в возрасте 65 лет на 25-30% меньше, чем в возрасте 25 лет. С возрастом, также происходит изменение в сосудистой системе, снижается эластичность крупных артерий, повышается общее периферическое сосудистое сопротивление, в результате к 60-70 годам систолическое давление повышается на 10-40 мм.рт.ст. Все эти изменения в системе кровообращения, снижение производительности сердца влекут за собой выраженное уменьшение максимальных аэробных возможностей организма, снижение уровня физической работоспособности и выносливости. Скорость возрастного снижения МПК в период от20 до 65 лет у нетренированных мужчин составляет в среднем 0,5 мл/мин/кг, у женщин - 0,3 мл/мин/кг за год. В период от 20 до 70 лет максимальная аэробная производительность снижается почти в 2 раза - с 45 до 25 мл/кг (или на 10% за десятилетие). С возрастом ухудшаются и функциональные возможности дыхательной системы. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) начиная с 35-летнего возраста за год снижается в среднем на 7,5 мл на 1м 2 поверхности тела. Отмечено также снижение вентиляционной функции легких - уменьшение максимальной вентиляции легких (МЕЛ). Хотя эти изменения не лимитируют аэробные возможности организма, однако они приводят к уменьшению жизненного индекса (отношение ЖЕЛ к массе тела, 10 выраженное в мл/кг), который может прогнозировать продолжительность жизни. Существенно изменяется и обменные процессы: уменьшается толерантность к глюкозе, повышается содержание общего холестерина, ЛИП и триглицеридов в крови. Что характерно для развития атеросклероза. Ухудшается состояние опорно-двигательного аппарата: происходит разряжение костной ткани (остеопороз) вследствие потери солей кальция. Недостаточная двигательная активность и недостаток кальция в пище усугубляют эти изменения. Адекватная физическая тренировка, занятие оздоровительной физической культурой способны в значительной степени приостановить возрастные изменения различных функций. В любом возрасте с помощью тренировки можно повысить аэробные возможности и уровень выносливости - показатели биологического возраста организма и его жизнеспособности. На пример, у хорошо тренированных бегунов среднего возраста максимально возможная ЧСС примерно на 10 уд/мин больше, чем у неподготовленных. Такие физические упражнения, как ходьба, бег (по З ч в неделю), уже через 10- 12 недель приводят к увеличению МПК на 10-15%. Таким образом, оздоровительный эффект занятий массовой физической культурой связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и физической работоспособности. Повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим эффектом в отношении фактора риска сердечнососудистых заболеваний: снижением веса тела и жировой массы, содержания холестерина и триглицеридов в крови, уменьшением ЛИП и увеличением ЛВП, снижением артериального давления и частоты сердечных сокращений. Кроме того, регулярная физическая тренировка позволяет в значительной степени затормозить развитие возрастных инволюционных изменений физиологических функций, а 11 также дегенеративных изменений различных органов и систем (включая задержку и обратное развитие атеросклероза). В этом отношении не является исключением и костно-мышечная система. Выполнение физических упражнений положительно влияет на все звенья двигательного аппарата, препятствуя развитию дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией. Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме, что препятствует развитию остеопороза. Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим средством профилактики артроза и остеохондроза. Все эти данные свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий оздоровительной физической культурой на организм человека. В связи с этим, если вы хотите не только прожить долгую жизнь, но и сохранить крепкое здоровье до глубокой старости, необходимо достигнуть как минимум 4 уровня физического состояния - выше среднего (МПК 42мл/кг у мужчин и 35 мл/кг у женщин). И это зависит только от вас самих!

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амосов Н. М. Преодоление старости. М., 1996.

2.Апанасенко Г.А. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? // Валеология. 1996, №2, с. 9-14.

3.БледноваВ.Н. Фроленков А.П. Физическая культура студентов. – СПб., 2002 г.

4.Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М., 1990.

5.Валеология человека. Здоровье - Любовь - Красота / Под ред. Петленко В.П. СПб, 1997, Т.1-5.

6. Виру А.А., Юримяэ Т.А., Смирнова Т.А. Аэробные упражнения. – М., ФиС, 1988.

7. Гребеников Е.К., Трунин В.В., Иванов А.С. Физическая культура в общекультурной деятельности человека. СПб., 1998 г.

8. Динейка К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. - М., 1986.

9. Казначеев В.П. Основание формирования программы общей и частной валеологии // Валеология. 1996, №4, с. 75-82.

10. Колбанов В. В. Валеология. СПб., 1998.

11. Купер А. Аэробика для хорошего самочувствия. – М., ФиС, 1989.

12. Кунарев В.С., Е.Р. Яхонтов Ценностные ориентации современных студентов в сфере образования и корректировка содержания учебных занятий по физической культуре. Академические чтения. СПб – Архангельск, 2004 г.

13. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. М., 1986,192 с.

14. Психология здоровья (под ред. Г. С. Никифорова). СПб., 2000.

15. Татарникова Л. Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития. СПб., 1995.

16.  Уилмор Дж.Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности. - Киев, 1997.

17. Физическая культура студента. М., 1999 г.

18. Фитнесс: становление тенденции и перспективы развития в России.

СПб., 2006 г.

19. Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. Российское педагогическое агентство. М.: 1997.

20.Арутюнов Э. К. Бадминтон в системе физического воспитания студенческой молодёжи / Э. К. Арутюнов, Т. С. Давудов // Направления модернизации современного инновационного общества: экономика, социология, философия, политика, право: матер. Междунар. научн.-практ. конф. / ответ. редакторы: Н. Н. Понарина, С. С. Чернов. – Санкт-Петербург, 2015. – С. 118-119.

21.Бабушкин Г. Д. Интеграция физической и технической подготовки бадминтонистов / Г. Д. Бабушкин, К. М. Сулеева // Омский научный вестник. – 2015. – № 3 (139). – С. 191-194.

22.Бледнова В. Н. Физическая культура студентов / В. Н. Бледнова, А. П. Фроленков. – Санкт-Петербург, 2002. – 68 с.

23.Бугаев В. С. Спортивный бадминтон в учебной программе вуза / В. С. Бугаев // Двадцать вторая годичная сессия Ученого совета Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина (Февральские чтения): сб. матер. – Нижний Новгород, 2015. – С. 89-90.

24.Бусыгин Г. В. Устройство для определения угловых характеристик движений бадминтониста / Г. В. Бусыгин, А. А. Лебедева // Двигательная активность учащейся молодёжи в современном образовательном пространстве: матер. Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. – Омск, 2015. – С. 47-49.

25.Васильев К. И. Результативность соревновательной деятельности и функциональное состояние высококвалифицированных бадминтонистов / К. И. Васильев, Л. Г. Рогулева, Ю. В. Корягина // Омский научный вестник. –2012. – № 3 (109). – С. 174-177.

26.Галимов И. А. Формирование у учащихся интереса к занятиям спортом в процессе обучения игре в бадминтон (из опыта работы) / И. А. Галимов, Ю. К. Жесткова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2015. – № 9. – С. 42-47.

27.Голубин С. А. Организация и проведение соревнований по бадминтону: метод. пособие / С. А. Голубин, В. Б. Мандриков, М. В. Уколов. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2016. – 124 с.

28.Гусев А. Н. Прикладная физическая подготовка студентов в вузе как основа концепции разработки содержания дисциплины «Физическая культура» в рамках ФГОС ВПО 3+ / А. Н. Гусев, А. В. Стафеева // Балтийский гуманитарный журнал. – 2016. – Т. 5. – № 2 (15). – С. 146-149.

29.Жесткова Ю. К. Проблема развития ловкости у студенток на занятиях бадминтоном / Ю. К. Жесткова, С. Р. Шарифуллина // Проблемное обучение в современном мире VI Международные Махмутовские чтения: сб. ст. / под ред. Е. Е. Мерзон, В. Л. Виноградова, Р. Ф. Ахтариевой, В. А. Мартыновой. – Москва, 2016. – С. 198-202.        

30.Закамский А. В. Точность двигательных действий как критерий определения рейтинга бадминтонистов / А. В. Закамский // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2013. – Т. 15. – № 2-4. – С. 883-886.

31.Кадетова Н. В. Проблема управления тренировочным процессом в спортивных играх (на примере игры в бадминтон) / Н. В. Кадетова, М. В. Пасикова // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 2 (51). – С. 170-172.

32.Карпова Д. А. Проблемы судейства соревнований по бадминтону / Д. А. Карпова, О. Н. Устыменко // Физическая культура, спорт и здоровье. – 2016. – Т. 27. – С. 75-77.

33.Международный бадминтонный портал [Электронный ресурс]. – URL: www.worldbadminton.com (дата обращения: 28.02.2017).

34.Никулин К. В. Бадминтон как средство физического воспитания студентов в нефизкультурных вузах / К. В. Никулин, Н. А. Романова, Н. Н. Шуралёва // Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования: сб. науч. тр. по итогам III междунар. науч.-практ. конф. – Москва, 2016. – С. 76-78.

35.Официальный сайт всемирной федерации бадминтона [Электронный ресурс]. – URL: www.intbadfed.org (дата обращения: 28.02.2017).

36.Помыткин В. П. Книга тренера по бадминтону. Теория и практика физической культуры / В. П. Помыткин. – Ульяновск: Ульяновский дом печати, 2012. – 344 с.

37.Смирнов Ю. Н. Бадминтон: учеб. / Ю. Н. Смирнов. – Москва: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 2011. – 449 с.

38.Способ оценки быстроты двигательных действий бадминтонистов / А. В. Закамский, М. М. Полевщиков, В. В. Роженцов, О. Н. Устыменко // Физическая культура, спорт и здоровье. – 2014. – № 23. – С. 157-160.

39.Спортивные игры в физической культуре: история, техника, правила игры / Л. А. Дмитренко, С. С. Даценко, Г. Н. Дудка [и др.]. – Краснодар: Центр информации, 2012. – 567 с.

40.Стовба И. Р. Динамика развития координационных способностей на занятиях бадминтоном / И. Р. Стовба, Н. В. Столярова, О. Л. Петрожак // Наука ЮУрГУ: матер. 68-й науч. конф. – Челябинск, 2016. – С. 1273-1277.       

41.Стовба И. Р. Использование средств бадминтона для формирования мотивации у студентов к занятиям физической культурой / И. Р. Стовба, Н. В. Столярова, О. Л. Петрожак // Наука ЮУрГУ: матер. 68-й науч. конф. – Челябинск, 2016. – С. 1357-1362.

42.Турманидзе А. В. Методические и биологические основы развития силовых способностей бадминтонистов: учеб. пособие / А. В. Турманидзе, В. Г. Турманидзе, С. Н. Якименко. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2011. – 468 с.

43.Щербаков А. В. Бадминтон. Спортивная игра: учеб.-метод. пособие / А. В. Щербаков, Н. И. Щербакова. – Москва: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 2010. – 697 с.

44.Яковлева В. Н. Спортивные и подвижные игры, как средство оздоровления и повышение интереса к урокам физической культуры / В. Н. Яковлева // Science Time. – 2015. – № 7 (19). – С. 263-271.

 


[1] Парин В.В. Избранные труды. Том 1. Кровообращение в норме и патологии. Изд. Наука» М., 1974, с 19-33

[2] Купер А. Новая аэробика. Система оздоровительных физических упражнений для всех возрастов. Пер. с англ. М.: ФиС, 1976.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: