В собрании церкви (екклесии)

 

Пришла пора разобраться с нашими недоумениями.

Павел ясно указывает Тимофею:

 

«Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1Тим 2:11-15).

 

В собрании церкви, где мужи воздевают чистые руки к небу, жены учатся в безмолвии.

Из слов Павла ясно две главные вещи:

1. Женщина не может быть каким-либо лидером в церкви.

2. Женщина не может учить мужчин (церковь).

Основа этой заповеди в порядке и назначении творения человека, а также результата грехопадения. Это не зависит от культуры или времени.

Но, согласно словам Павла, жена не только не должна руководить, но учиться в безмолвии!

Это подтверждение написанного в Коринф:

«Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1Кор 14:34-35).

В церквях того времени считалось неприличным, когда сестра обращалась к церкви во время собрания. Нас сейчас это удивляет и вводит в недоумение.

Дело в том, что наше современное понимание собрания сильно отли-чается от понимания первых христиан, кстати, наученных апостолами Господа.

Павел урезонивает их далее:

«Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло? Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни» (1Кор 14:36-37). Он как бы говорит: «как вы могли отступить от общих традиций всех церквей? Это заповеди Господа!» Это было повсеместным правилом для собра-ния церкви.

Судя по 1Кор 14, в церкви не было руководителя собрания, не смотря на присутствие пресвитеров. Пресвитеры не брали контроль над собранием, не говоря уже о каком-либо одном лидере. Апостол Иоанн приводит пример единоличного лидерства как негативный в его глазах и в понимании церкви того времени (3Ин 9,10). Все братья (только они) свободно, по вдохновению, участвовали в назидании церкви. Чтобы это условие (все для назидания церкви) соблюдалось, церковь руководствовалась основными правилами, описанными в этой (1Кор 14) главе Павлом.

Все братья в церкви ответственны за назидание церкви и своей семьи! И хотя пресвитеры часто имеют дары обучать церковь, это не освобождает братьев от их участия в назидании церкви. Павел говорит: «и у каждого из вас есть….» (1Кор 14:26).

Бог использует каждого брата в собрании для назидания всей церкви! Сестры слушают все в молчании. Почему в молчании?

В современной церкви и братья, наряду с сестрами, слушают проповедь единоличного лидера церкви-пастора в молчании. Как далеко мы ушли от первоначального образца собрания!

Итак, почему в молчании?

Дело кроется в понимании самого греческого слова, которое приме-нил Иисус к своей церкви (екклесия). Екклесия – это собрание избранных. Это слово уже долгое время применялось к собранию горожан (мужчин, не рабов) для обсуждения общих вопросов и принятия решений, обязательных для исполнения всего города. В Мтф 16 Иисус впервые употребляет это слово: «и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь (Екклесия) Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мтф 16:18-19).

Видите? Иисус тут же говорит о церкви, как о принимающей решения! Собрание церкви-екклесии принимает решения, по которым живут члены этой церкви. Какие же решения они принимают? Это не планерка с решением организационных вопросов.

Первые христиане иначе, чем мы, понимали процесс ученичества. Они пытались понять, как им жить жизнью угодной Господу. Они искали волю Божью для себя. Во время собрания все братья высказы-вались по интересующему вопросу поведения. Кто-то читал Писание, кто-то пророчествовал, кто-то говорил языками и истолковывал. Все это обсуждалось и церковь, в итоге, приходила к согласию. Когда все говорили: «Аминь», это означало, что с этого момента все условились жить так, как решено и признано волей Божьей. Вот оно «разрешенное или связанное на земле»! Во время обсуждения в собрании можно и нужно было задавать вопросы, удостоверяясь, что это действительно исходит от Бога. Поэтому жены, если хотели чему-то научиться, должны были спрашивать об этом у своих мужей. Задавать вопросы говорящему или наставляющему было нормой процесса собрания.

Сейчас ученичество в современной церкви больше похоже на слушание новых учений и проповедей. Это стало простым получением информации ни к чему не обязывающее членов церкви. Про вопросы наставляющему я уже вообще не говорю. За это могут вывести из зала.

Идем дальше.

Так как братья-мужья были ответственными за принятие решений в своей семье, то и поиск и принятие решений в расширенной семье-церкви было нормой для братьев. Участие в этом женщин считалось неприличным (выходящим за общие нормы поведения).

Многие сейчас могут спросить меня (как это уже не раз было в моей практике): «Мы не поняли. Так когда нам можно говорит, а когда нельзя?»  Мой ответ и мое понимание этой заповеди:

 

1. В каждое воскресенье (День Господень), когда вся церковь собирается чтобы есть Вечерю Господню и получить назидание от Господа, когда начинается процесс назидания, все сестры (замужние и незамужние) не должны обращаться ко всей церкви!

2. Они могут общаться во время Вечери с сидящими за столом. Но время наставления и поиска воли Божьей для церкви – это время и ответственность всех братьев общины (время екклесии)!

3. Во всех остальных случаях и собраниях, когда не вся община представлена, они могут упражнять свои дары (Деян 21:8-9) и общаться наряду со всеми.

4. Сестры могут наставлять других сестер вне воскресного собрания екклесии. (Титу 2:3-4).

 

Для сестер, которые покорны своим мужьям, не составляет труда помолчать на собрании, видя, как ее муж становится проводником воли Божьей под вдохновением Святого Духа.

Современная церковь не видит наставления во время собрания как обязательные к исполнению. Поэтому это и не понимается как принятие решений и время для служения одних только братьев, которые несут ответственность за процесс поиска и принятия реше-ний. Отсюда и недоумение. Да и в семье не многие жены покорны мужьям.

Что же делать? Прислушаться к словам Павла:

«Если кто считает себя пророком или духовным, тот пусть познаёт то, что я пишу вам: что это - Господня заповедь. Если же кто не знает, его не знает Бог» (1Кор 14:37-38 - пер. Кассиана)?

Вспомните, как Господь предупреждал Моисея о точном следовании образцу для устройства скинии: «Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе» (Исх 25:40). Важно построить Дом Божий, как показывает Бог!

В Новом Завете Дом Божий – это мы, его Церковь! И важно устроить церковь так, как указывает Господь в Своем слове. Разве мы умнее Его?

Мне кажется, современной молодой церкви в России пора внимательно рассмотреть этот вопрос.

 

 

                                                                                                                        Андрей Миклин

Дети в церкви.

 

На конференции домашних церквей в Вирджинии, перед началом общей дискуссии, я шепнул моему другу, что я уверен, что первым вопросом будет: «Как нам обращаться с детьми?» И так и было. Это, по моему мнению, является вопросом номер один, который задают те, которые рассматривают устройство домашней церкви. Это - огромный камень преткновения, но этого не должно быть. Эта статья исследует три вопроса: во-первых, отличие философии или взгляда, которые институциональная церковь и домашняя церковь имеют к детям в церкви; во-вторых, практические проблемы, которые возникают; и, в-третьих, преимущество для детей в домашней церкви.

Однажды, в своей статье, я задал вопрос: «Что вы делаете для детей?» Мне стыдно говорить, что первым проектом того, что было написано в статье, было: «Что вы делаете с детьми?» Я подсознательно уступил философии или мнению большинства институциональных церквей: дети - проблема, они нарушают ход «богослужения», где важные, получающие зарплату профессионалы, в особых одеждах с галстуками, произносят важные речи, и где серьезные, тихие и святые слушатели, замерев, сидят на своих скамейках. Итак, вопрос становится таким: «Что нам делать с детьми, в то время как мы заняты важными делами на «богослужении»?

Ни Иисуса, ни апостолов, никогда не волновал вопрос о том, что сделать с детьми. Иисус никогда не говорил: «Дети, потерпите пока где-нибудь в детской комнате». Вы можете вообразить детей, собранных где-нибудь в детском служении, во время Нагорной Проповеди?

Священное Писание не много говорит о том, как обращаться с детьми во время собрания церкви. Но я не могу себе вообразить, что первые верующие тогда не имели детей. Я думаю, что об этом говориться так мало, потому что у тех христиан это не было большой проблемой. Церкви собирались в домах и семьи жили в домах; дети собирались с церковью в домах.

Хотя Священное Писание не говорит ничего напрямую относительно детей и собрания церкви, у нас есть некоторое представление. Напри-мер, дети явно указаны во время чудесного кормления Иисусом пяти тысяч и кормления четырех тысяч (Мтф 14:21, 14:38.). В проводах церковью миссионеров написано: «и нас провожали все с женами и детьми даже за город; а на берегу, преклонив колени, помолились» (Деян 21:5). Наконец, когда письмо Павла читалось в Ефесской церкви, оно обращалось также и непосредственно к детям: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справед-ливость» (Еф 6:1-3). Как дети могли бы услышать это увещевание, читаемое в церкви, если бы дети не были на собрании церкви?

И, несмотря на относительное молчание Библии о детях в церкви, я могу гарантировать одну вещь: не было никаких воскресных школ и детских церквей. Если воскресные школы существовали как дополнение к церкви в то время, почему тогда Библия не указывает это? Божий план, Библия, является совершенной в каждой детали. Кто из христиан будет отрицать, что Библия – это совершенный про-ект? Интересно, что там, в проекте Бога, даже нет намека на воскресные школы.

Воскресные школы не были основаны, чтобы учить детей библей-ским историям или христианской этике. Они берут свое начало в девятнадцатом столетии в Англии, чтобы дать шанс бедным детям рабочих заводов и шахт научиться читать и писать. Кто нес основ-ную ответственность за обучение детей до возникновения воскресных школ? Семья. Я думаю, что это - утверждение большинства домаш-них церквей, что семья все еще несет основную ответственность за наставление и воспитание детей христиан. Это и является причиной того, что большинство домашних церквей (точно так же как библей-ских церквей Нового Завета) не имеет воскресных школ вообще.

И это в действительности становится препятствием для тех христиан, которые рассматривают возможность покинуть институциональную церковь ради домашней церкви. Удивительно, сколько христиан, беспокоясь о духовном благосостоянии своих детей, по сути, само-стоятельно направляют их к умертвляющей и разлагающей религии-озности некоторых институциональных церквей, для участия в их молодежных программах. Я убежден, что много институциональных церквей понимают это и используют это, предлагая «служение для молодежи», чтобы удерживать «плательщиков десятины» от ухода из церкви (хотя конечно, я допускаю, что часто есть и другие, искренние мотивы также).

Хотя основная ответственность растить детей в наставлении Господнем принадлежит семье, это не значит, что домашняя церковь не заинтересована в их благополучии. Совсем наоборот. Если дети видят церковь их родителей как скучную обузу, у них будет развиваться тенденция думать, что Иисус также скучная обуза. Таким образом, мы должны обсудить практические пути для домашней церкви, чтобы дети смогли уразуметь, что церковь принадлежит им так же, как и их родителям.

В обсуждении практических способов интегрирования детей в жизнь домашней церкви, мы должны сначала понять, что если родители приносят традиционные представления институциональной церкви в домашнюю церковь, ничто не будет служить для пользы детей. Институциональная церковь имеет менталитет отделения молодежи: уведите их в класс воскресной школы, чтобы все могло быть «святым и тихим». Это, конечно, является небиблейским. Как тихо вели себя дети во время Нагорной Проповеди, как вы думаете? Институциональная церковь литургически неизменна в ее «порядке богослужения», и дети, которые всегда незапрограммированны и не-предсказуемы, никогда не могут приспособиться к этой утвердив-шейся обстановке.

Так что первая практическая вещь, которую необходимо сделать в до-машней церкви - это расслабиться! В домашней церкви будет больше шума и прерывания. Люди с детьми должны оставить ощущение своей вины в этом, и люди без детей должны проявлять больше терпимости, чем они проявляли бы в институциональной церкви.

Вторая практическая вещь, которую необходимо сделать - нужно развивать близкие взаимоотношения между каждым взрослым и между всеми взрослыми и всеми детьми. Это развитие возможно в домашней церкви путем, который не возможен в организованной церкви. В близких взаимоотношениях, когда маленький Джонни собирается смыть в унитазе петарду, взрослый, который не является его родителем, может твердо попросить, чтобы маленький проказник погасил фитиль, без опасения того, что это создаст отчуждение маленького Джонни или его мамы. Близкие взаимоотношения чрезвычайно важны.

Третья практическая вещь, которая должна быть сделана, нужно найти творческие, осуществимые способы вовлечь детей в собрание церкви с взрослыми. Откуда возникла эта идея, что собрание (или церковь) принадлежит исключительно взрослым? Я знаю об одной домашней церкви, в которой дети являются музыкально одаренными. Молодые люди там играют на гитарах, скрипках, флейтах и не стесняются вести в песнях или музыке. Другие домашние церкви поощряют детей делиться свидетельством, или рассказывать выученные стихи из Священного Писания, или предлагать молит-венные просьбы.

Однажды, наша домашняя церковь позволила нашей молодежи вести собрание со Священным Писанием и музыкой. Собрание очень отли-чалось от предыдущих – это дало нам разнообразие и помогло молодым людям включиться. В другой раз, на собрании нашей домашней церкви, одна из сестер провела «урок воскресной школы» для маленьких детей с присутствием взрослых. Взрослые были вынуждены приспосабливаться к способу мышления ребенка (это то, что все взрослые должны делать периодически), и у детей появилась возможность позабавиться с их родителями.

Четвертая практическая вещь, которую я предложил бы, не должна стать закостенелым «богословием домашней церкви». Несомненно, мы не верим в воскресные школы, но в этом нет ничего страшного, если кто-нибудь имеет что-нибудь специальное для детей или, если он соберет их вместе в стороне или в другой комнате время от времени. Конечно, мы не верим в умиротворение детей развлече-ниями, удерживая их неподалеку от нас, но нет ничего неправиль-ного, если показать им видео время от времени (даже обыкновенных мультфильмов).

Пятое практическое предложение, чтобы хозяин дома, где в этот раз собирается церковь смог сделать объявления о правилах в этом доме. Тогда дети и их родители не смогли бы неосторожно причинить вред этому дому (например: «Никакой еды в жилой комнате!»).

Шестое практическое предложение – мы должны сносить, насколько это возможно, небольшой шум от возни маленьких детей, но если они становятся слишком громкими, нужно удостовериться, что их роди-тели понимают, что ребенок должен быть взят из комнаты собрания, пока он не успокоится. Если родители не делают этого, то им необхо-димо мягко разъяснить. Помните о важности взаимоотношений. Мы должны постоянно ставить себя на место наших братьев и сестер, как и наших детей, которые в теле Христовом тоже наши братья и сестры. Давайте относиться к ним с любовью.

Мое седьмое, и последнее, практическое предложение - никогда не нужно позволять собранию становиться скучным – ни для детей, ни для взрослых. Если собрание скучное или слишком длинное для взрослых, вообразите себе, что думают об этом дети! Отрезок вре-мени, когда они могут быть внимательны к происходящему, вероятно в два раза короче, чем у взрослых. Мы должны постоянно ставить себя на их место. Давайте относиться друг к другу с любовью!

Мы заканчиваем эти размышления о детях и домашней церкви, представляя преимущества домашней церкви для молодежи. Мы не должны рассматривать детей как препятствие для прихода людей в домашние церкви. Мы должны смотреть на преимущества домашней церкви для детей, и указывать эти преимущества для потенциальных желающих войти в домашние церкви.

Одно большое преимущество домашней церкви для молодых людей состоит в том, что молодежь может видеть взаимоотношения их родителей (в любви и взаимной поддержке друг друга). Они могут видеть, что их родители открывают свои сердца Богу реальным, личным, нерелигиозным, нефальшивым способом.

Другое огромное преимущество состоит в том, что детям не отводят второразрядный статус в церкви: они не являются отделенными, помещенными вне поля зрения и мнения в детских комнатах, воскресных школах и молодежных служениях.

Одно из самых больших преимуществ, на мой взгляд, являются близкие отношения, которые развиваются между взрослыми и детьми других взрослых. В нашей домашней церкви я постоянно молюсь о детях нашей церкви. Есть только шесть супружеских пар в нашей церкви и только четырнадцать детей. Очень легко узнать то, что происходит в жизни детей, и легко молиться о них ежедневно и индивидуально по имени. Я могу вас заверить, что это редко случа-ется в институциональной церкви.

 

Дан Троттер.

 

Божий порядок

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: