Тяговая территория локомотивного депо

Все устройства и сооружения железнодорожного транспорта, необходимые для перевозок грузов и пассажиров, размещают на так называемой «полосе отчуждения». Часть территории полосы отчуждения занимают устройства локомотивного хозяйства. На этой территории, называемой тяговой или деповской, располагаются здания локомотивного депо и все сооружения, необходимые для нормальной работы (рис. 1.1).

Деповская (тяговая) территория размещается обычно вблизи станции или между главными путями (островное положение), или по одну сторону главных путей.

План тяговой территории с размещением всех сооружений, обустройств и тракционных путей называют генеральным.

Здания депо и служебно-бытовые помещения размещают с учетом максимального использования естественного освещения и влияния направления господствующих ветров. Тяговую территорию благоустраивают: озеленяют, хорошо освещают, проезжую часть дорог безрельсового транспорта и пешеходные дорожки асфальтируют.

На деповской территории укладывают рельсовые пути для прохода локомотивов на станцию и со станции, заезда на специализированные стойла в здании депо, пути отстоя подвижного состава между поездами и в резерве, пути парка колесных пар, треугольника для поворота локомотивов и хозяйственных поездов. При тепловозной тяге дополнительно укладываются пути для реостатных испытаний.

Тяговая территория примыкает к станции обычно двумя путями, по одному из которых осуществляется движение только в депо, по другому - на станцию. Радиусы кривых для путей тяговой территории принимаются менее 200 м. В трудных условиях допускается уменьшение радиусов кривых до 180 м. Расстояние между осями смежных путей территории локомотивного хозяйства принимают равным 4,8 м (не менее 4,5м) для путей экипировки - 5,5 м. При обыкновенных стрелочных переводах укладывают крестовины марки 1/9, а при симметричных — 1/6,

Здания и устройства, расположение которых у путей следования локомотивов вызвано технической необходимостью (экипировочные устройства, эстакады слива топлива, здания реостатных испытаний) могут находиться от оси ближайшего железнодорожного пути на расстоянии габарита приближения строения С. Указанные сооружения должны быть огнестойкими и иметь несгораемые кровли.

Пути в стойлах депо и смотровых площадках устраивают прямыми и горизонтальными, а перед воротами депо предусматривают вставки на длину локомотива. Длину путей отстоя и резерва локомотивов определяют в зависимости от количества единиц подвижного состава, находящегося одновременно на территории депо, а также от длинны локомотива.

Тяговая территория электровозного депо отличается от территории тепловозного лишь небольшими размерами склада нефтепродуктов.

На тяговой территории располагается комплекс устройств локомотивного хозяйства, в который входят следующие здания, сооружения и пути: здание стойловой части и мастерских; административно-бытовой корпус; устройства для наружной очистки, обмывки н продувки локомотивов; устройства для экипировки локомотивов; здание для окраски кузовов локомотивов; склады масла, дизельного топлива, сухого и сырого песка, пескосушилка; парк колесных пар; установка для реостатных испытаний тепловозов; спортивная площадка, площадка личного транспорта, зоны отдыха; пути для отстоя, подачи локомотивов в ремонт, ходовые, экипировочные, разворота локомотивов и т. д.

 

Назначение путей: 1 - подачи локомотивов в стойло обмывки и продувки; 2 – отстойный для локомотивов, направляемых в ремонт; 3, 5 – ходовые; 4 – вывода локомотивов из стойла обмывки и продувки; 6,7 – отстойные для поездных локомотивов; 8, 9, 10, 12, 13, 14 – экипировочные; 11 – слива масла; 15 – крановые; 16 – подачи вагонов с песком; 17, 18 – слива топлива; 19 –отстойные и ожидании ремонта; 20 – подачи платформ на склад колесных пар; 21 – разгрузочные; 22 – скатоопускные канавы и доделки локомотивов; 29, 30, 31 – ТР-1 и ТО-3;

Наименование зданий и сооружений: 1 – административно-бытовой корпус; 2 – пункт экипировки; 4 – закрытое обмывочное и продувочное стойла; 5 – стойло окраски; 6 – склад масел; 7 - заземленные резервуары для слива топлива, воды и масла; 8 – пескосушилка; 9 – склад сырого песка; 10 – склад сухого песка; 11 – склад масел; 12 – склад дизельного топлива; 13 – парк колесных пар; 14 – ремонтные площадки; 15 – площадка для металлолома и мусора; 16 – установка для реостатных испытаний тепловозов; 17 – стрелочный пост; 18 – стойла для обточки; 19 – участки ТР-1 и ТО-3.

Рис. 1.1. Генеральный план основного локомотивного депо

 

На территории депо здания и сооружения должны быть расположены в соответствии с генеральным планом депо. Пути передвижения подвижного состава, автомобильного и внутрицехового транспорта и работников по территории депо должны быть по возможности короткими, число пересечений наименьшим.

Для проезда тележек, электро- и автокаров, автомашин, а также для прохода людей на территории локомотивных депо должны быть дороги и дорожки с твердым покрытием.

Схемы маршрутов безопасных проходов по территории депо и станции должны вывешиваться на видных местах. Наименьшая ширина прохода и проездов должна быть не менее: для прохода людей—1,5 м; для проезда транспортных средств — 3,5 м.

Территория локомотивных депо должна содержаться в чистоте (в зимнее время деповские пути, проезды и проходы должны систематически очищаться от снега и наледи), ограждена, озеленена, при этом зеленые насаждения размещаются таким образом, чтобы не нарушилась видимость сигналов, переездов при движении по станционным и деповским путям.

Вокруг территории должна быть санитарно-защитная зона шириной 100 м до границы жилой застройки. В санитарнозащитной зоне могут располагаться только вспомогательные здания (столовые, прачечные и др.).

Открытые позиции для реостатных испытаний дизель-генераторов тепловозов с электрической передачей должны быть оборудованы устройствами для защиты от шума (глушители, шумозащитные экраны), а вокруг посажены зеленые насаждения.

 

Выбор типа здания

Наибольшее распространение получили прямоугольно-павильонные и прямоугольно-ступенчатые здания депо. Такая конструкция зданий позволяет использовать их при перспективном развитии — пристраиваются новые секции с последующими рядами павильона или ступенями.

Прямоугольные типы зданий состоят из одной или нескольких секций с тремя сквозными или тупиковыми путями. В основном строятся прямоугольно-павильонные или прямоугольно-ступенчатые здания депо. Такая конструкция зданий позволяет использовать их при перспективном развитии — пристраиваются новые секции с последующими рядами павильона или ступенями. В прямоугольных зданиях хорошо размещаются мостовые краны и кран-балки (минимальные мертвые зоны), что позволяет организовать агрегатно-поточный метод ремонта локомотивов.

Прямоугольно-павильонный тип здания (рис. 1.2а) имеет наименьшую стоимость постройки, занимает сравнительно небольшую площадь, позволяет удобно расположить ремонтные стойла рядом с отделениями депо. Вследствие минимального периметра наружных стен и площади оконных проемов эксплуатационные расходы на содержание таких зданий (отопление, текущий ремонт) значительно ниже по сравнению со зданиями других типов. Такие здания нельзя построить в стесненных условиях тяговой территории но ширине, кроме того, в средних секциях здания недостаточно естественного освещения и его дополняют люминесцентным.

Прямоугольно-ступенчатый тип здания (рис. 1.2 б) представляет собой секции, смещенные относительно друг друга в продольном направлении. Секции располагаются с небольшим заходом одна за другую для свободных внутренних поперечных проездов и проходов. В зданиях такого типа хорошее естественное освещение цехов, оно занимает узкую площадь тяговой территории, но стоимость его постройки и эксплуатационные расходы выше по сравнению со зданием прямоугольно-павильонного типа. Основное локомотивное депо обычно проектируют унифицированным.

а - павильонного типа; б – ступенчатого типа; в – сибирского типа; г – веерное без круга; д – веерное с кругом.

Рис. 1.2 Типы деповских зданий

 

Схемы планов локомотивных депо даны на рис. 1.2. Здания депо по принятой классификации относятся к группе промышленных и строятся в соответствии с требованиями по прочности, устойчивости, долговечности, внутреннему благоустройству, экономичности и архитектурной выразительности.

Степень огнестойкости здания определяют категорией пожарной опасности. Здания локомотивного депо и экипировки тепловозной тяги отнесены к категории В, а электрической тяги и склады песка — к категории Д.

Основные элементы зданий — фундаменты, колонны, стены, перекрытия, крыша, зенитные или аэрационные фонари, перегородки, лестницы, окна, двери, ворота. Колонны устанавливаются на расстоянии (шага) 6 м между осями (иногда 12 м).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: