Как работать со словами?

Каждое слово сначала ищете в обоих словарях в том виде, как оно представлено на карте. Если находите, то выписываете значение, пометы и т.д. Обязательно сразу делайте ссылки, на то, откуда выписали: [МАС, том, стр.] или [Ожегов, стр].

Если не находите слово в исходном виде (а скорее всего так и будет), то ищете однокоренные ему слова в системе литературного языка или др. системах национального языка, если они включены в словарь (в электронной версии словаря удобно задать в поиск корень слова). Выписываете все найденные слова со всеми значениями и пометами, делаете ссылки [].

После того, как вся информация по слову найдена, проанализирована, делаете вывод о типе диалектного различия, т.е. определяете тип лексического диалектизма, и обосновываете свой вывод.

Так поступаете со всеми словами на карте.

2.

Территория бытования слова в русских говорах или лингвогеографический аспект.

 

Мы с вами знаем, что говоры Волгоградской области являются вторичным (сформировались в результате переселений в 17-19 вв.), а также знаем, что лексика – наиболее подвижный пласт языка, быстро реагирующий на все политические, экономические, культурные изменения в жизни народа.

Следовательно, логично предположить, что слова, нанесенные на карты Лексического атласа Волгоградской области, бытуют не только в нашем регионе, но и в других русских говорах (северных, южных, среднерусских).

 

Конечной целью этого этапа анализа является определение географии каждого слова, территории его бытования.

Во-первых, выписываете, в каких районах нашей области зафиксировано слово (как увидеть перечень районов, показано выше на рисунках).

Во-вторых, за информацией по другим говорам обращаетесь с следующему ресурсу:

Словарь русских народных говоров /Акад. наук СССР, Ин-т рус. яз., Словарный сектор. – М.: Наука, 1965 – 2016. (СРНГ)

По ссылке http://iling.spb.ru/vocabula/srng/srng.html вы найдете 49 томов этого словаря. С ними можно работать онлайн, не скачивая.

 

Как работать со словами?

Каждое слово находите в соответствующем томе СРНГ, выписываете всю информацию о нем (значения, обязательно территории бытования, которые даются пометами в виде названий областей: Волог., Дон., Арханг. и т.п.). Обязательно делайте ССЫЛКИ [СРНГ, том, стр.]!!!!

Если не находите слово в том же виде, что и на карте атласа, ищете подобные по форме, однокоренные (по поиску корня), возможно, с другими аффиксами слова. Выписываете всю информацию о них, пометы, делаете ссылки.

Возможные варианты:

- слово уникальное (бытует ТОЛЬКО в Волгоградской области с ТЕМ ЖЕ значением в ТОЙ ЖЕ форме), похожих нет нигде;

- слово бытует на других территориях с иным значением (с другими оттенками значения или совершенно другим значением);

- слово бытует на других территориях с тем же значением, но с другой словообразовательной структурой (при сохранении значения корня).

Могут быть и другие варианты.

После того, как вся информация по слову найдена, проанализирована, делаете вывод о территории бытования каждого слова (один из предложенных вариантов или другой) и обосновываете свои выводы.

Так поступаем со всеми словами на карте.

 

3.

Этимология слова, исторические изменения в структуре слов. Историко-этимологический аспект анализа.

 

Цель этого этапа анализа – понять историю слов, нанесенных на карту атласа. Этот аспект анализа в полной мере (два шага, см. ниже) касается только слов с затемненной внутренней формой, когда мы, глядя на слово, не можем сказать, ПОЧЕМУ этот предмет или явление так названы? Например, у слова подоконник прозрачная внутренняя форма (под+ окно = ‘то, что находится под окном’), а вот внутренняя форма слова бальсан является затемненной, и понять, почему этим словом назван глиняный кувшин, можно только прибегнув к историческому и этимологическому анализу слова.

Принять решение, анализировать ли полностью в этом аспекте то или иное слово поможет вам ваше языковое чутье: когда вы не видите внутренней формы слова – ищите ее в словарях.

Слова с прозрачной внутренней формой смотрим только у Даля (1 шаг).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: