Геометрическая копилка»

 

Цель: изучение аналитико‑синтетической деятельности, умения составлять разные задания с использованием геометрических фигур, способность пользоваться учебными знаниями и опытом.

Материал: изображение на доске или на листе – 3‑х разных треугольников, 5‑ти разных кругов.

Описание обследования: педагог кладет перед ребенком карточку или просит посмотреть на доску, и говорит: «Посмотри на карточку (на доску). Что на ней изображено? Назови эти фигуры. Придумай задание к данной карточке и выполни его (например: нарисуй кругов и треугольников столько, сколько их на рисунке; нарисуй столько палочек, сколько здесь треугольников и кругов (графические задания). Каких фигур больше? Подумай, чего больше кругов или треугольников? На сколько меньше треугольников, чем кругов? (задания на сравнение). Посчитай, сколько здесь кругов и сколько треугольников? Узнай, сколько всего фигур на рисунке? (арифметические задания)».

Оценочные критерии выполнения задания:

1 – Не приступает к выполнению, не понимает задания.

2 – Приступает к выполнению задания, называет все фигуры, но придумать к ним задание не может.

3 – Приступает к выполнению задания, называет все фигуры. Предлагает одно задание. Но сам выполнить этого задания не может.

4 – Приступает к выполнению задания, называет все фигуры. Предлагает однообразные задания для двух рядов фигур – нарисуй столько квадратов, сколько здесь нарисовано кругов. Нарисуй столько квадратов, сколько здесь нарисовано треугольников. Самостоятельно выполняет эти задания.

5 – Предлагает несколько вариантов заданий. Может их самостоятельно выполнить и объяснить свое выполнение.

 

Геометрическая картина»

 

Цель: изучение аналитико‑синтетической деятельности, развития пространственных представлений, конструктивных навыков, умения использовать математическую лексику при описании результатов работы.

Материал: геометрические фигуры – по 4 больших и маленьких квадрата, по 3 больших и малых круга, по 1 большому и малому прямоугольнику, лист основы. Цвет фигур произвольный.

Описание обследования: педагог кладет перед ребенком геометрические фигуры и говорит: «Посмотри на стол. Что это? Назови геометрические фигуры. Чем они отличаются? Что можно с ними делать? А «нарисовать» картину? Назови эти фигуры. Представь себя художником и напиши картину с помощью 20 геометрических фигур. Нужно использовать все фигуры». После выполнения задания педагог спрашивает: «Придумай название для своей картины. Составь рассказ по картине. Расскажи, как ты «нарисовал» свою картину».

Оценочные критерии выполнения задания:

1 – Не приступает к выполнению, не понимает задания.

2 – Приступает к выполнению задания, называет все фигуры. Изображает предмет, основное количество фигур использовано в качестве несущественных деталей, возможно, есть лишние детали. Называет свою картину, но составить рассказ не может, рассказать о ходе выполнения задания не в состоянии.

3 – Приступает к выполнению задания, называет все фигуры. Изображает простую сюжетную картину. Дает ей название, но составить рассказ по ней не может. Не рассказывает о ходе выполнения задания.

4 – Приступает к выполнению задания, называет все фигуры. «Рисует» сложную сюжетную картину (прослеживаются не только предметы, но и их объединенность действием). Дает название картине, может составить небольшой рассказ, частично рассказывает о ходе выполнения данного задания.

5 – «Рисует» сложную сюжетную картину, в которой прослеживается симметрия в расположении объектов. Дает название картине, составляет рассказ по ней, дает полный отчет о ходе выполнения данного задания.

 

 

Исследование временных представлений

 

1. «Картинки‑нелепицы, изображающие времена года» Адаптированная методика С. Д. Забрамной

 

Цель: изучение логического мышления, возможности выделения неправильно представленных фрагментов, свидетельствующих о понимании ситуации, изучение умения устанавливать взаимосвязь между предметами; особенностей речевого сопровождения действий, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.

Материал: иллюстрации четырех времен года, на них наложением «вклеены» ошибочные изображения предметов, не соответствующие определенному времени года.

Описание: педагог предлагает ребенку рассмотреть сначала картинку и сказать, какое время года на ней изображено, что правильно нарисовал художник, какие ошибки он допустил. Затем такое же задание предлагается по следующим картинам. Взрослый просит ребенка убрать элементы, которые не соответствуют данному времени года и объяснить, почему он убрал их.

Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи, какое время года изображено на ней. Скажи, что правильно нарисовал художник, а чего не бывает в это время года. Убери те картинки, которые художник нарисовал неправильно». (Работа проводится последовательно с каждой картинкой).

Оценочные критерии выполнения задания:

1 – Называет времена года, не указывает на неправильности в рисунке.

2 – Приступает к выполнению задания, называет времена года, не видит «нелепиц».

3 – Приступает к выполнению задания, правильно показывает и называет времена года, выделяет одно – два ошибочных изображения, не соответствующих данным временам года.

4 – Правильно называет времена года, ориентируясь на характерные признаки, выделяет четыре – пять ошибочных изображений, объясняет действия односложными фразами.

5 – Выполняет задание правильно, называет времена года, ориентируясь на характерные признаки, сразу же выделяет все ошибочные изображения, объясняет, почему они лишние на данных картинках.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: