Игры с дидактическим модулем «Часики»

 

Игровой модуль «Часики» – это объемная дидактическая игрушка, которая помогает развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение, речь; способствует профилактике дискалькулии, дислексии, дисграфии.

«Часики» представляют конструкцию, по форме напоминающую будильник. Верхняя ручка позволяет свободно перемещать «часы» в любом игровом пространстве. Это напольная игрушка, изготовленная из современного, легко моющегося материала. В комплект входит двенадцать кружков, составляющих циферблат, на которых изображены цифры от 1 до 12; «точки» от 1 до 12; двенадцать изображений улиток; такое же количество изображений черепах; гласные буквы; математические знаки (+, ‑, =); две стрелки – «часовая» и «минутная». В цветовой гамме используются только основные цвета, что привлекает внимание детей.

Использование в психолого‑педагогическом процессе дидактического модуля «Часики» позволяет:

– диагностировать и формировать сенсомоторные способности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста;

– диагностировать факторы риска возникновения дискалькулии и определять вид данного нарушения (оптическая, графическая, операциональная, практогностическая, дислексическая дискалькулия);

– проводить профилактику дискалькулии, дислексии, дисграфии;

– расширять у ребенка психические, сенсорные, перцептивные и моторные компоненты деятельности;

– расширять воспитательное, обучающее и развивающее воздействие на детей посредством игровой технологии;

– осуществлять преемственность и усложнение заданий за счет увеличения количества кружков с изображением точек или цифр, для развития топологических навыков использовать постепенное увеличение количества изображений улиток или черепах и т. д.;

– максимально использовать игровой метод в формировании представлений о количестве, о цвете, топологических навыков, счете, арифметических действиях, решении задач, развитии фонематического восприятия, понятия «времени» и пространства и т. д.;

– при систематическом использовании в различных игровых ситуациях повысить произвольность и сознательность выполняемых действий детьми;

– развивается чувство партнерства, взаимопомощи, умение подчиняться правилам игры и т. п.

 

Игра 1

 

Адресность игры   (здесь и далее): игра ориентирована на совместную деятельность взрослого с ребенком среднего и старшего дошкольного возраста. Эта игра может проводиться с детьми других возрастных групп (с учетом их индивидуально‑типологических особенностей), если у них есть проблемы в интеллектуальном и сенсомоторном развитии. Она также может быть использована для установления контакта с ребенком, имеющим проблемы эмоционально‑личностного характера.

Ход игры  . Взрослый на ковре в беспорядке выкладывает кружки, с нарисованными на них разным количеством точек от 1 до 12 (количество кружков увеличивается с учетом уровня развития счетных навыков детей). Педагог берет кружок с изображением одной точки, считает вслух и прикрепляет кружок на часы. Взрослый сопровождает свои действия словами: «Я прикрепила кружок с одной точкой. Я посчитала и узнала, что это – один. Дальше надо найти следующий кружок. На нем должно быть нарисовано две точки. Потому что после одного идет два. Была одна точка, нарисовали еще одну, стало – один, два» (счет на пальцах)». Далее предлагает вместе с ребенком найти следующий кружок, на котором будет нарисовано две точки. С помощью совместных действий определяют нужный круг и прикрепляют по часовой стрелке на часах. Далее взрослый говорит: «Теперь сделай сам, найди следующий кружок. У нас есть – один, два. Сколько дальше? Почему ты выбрал этот кружок? Как получилось число три? Было две точки, сколько еще нарисовали? Куда прикрепишь кружок на часах? Почему?». Таким образом, прикрепляются все предложенные в данном занятии круги. Взрослый движением руки показывает постепенность выкладывания кружков и просит ребенка объяснить, почему именно так надо было распределить круги.

 

Игра 2

 

Ход игры  . Взрослый предлагает детям обратить внимание на «Часы», на которых прикреплены кружки с различным количеством нарисованных точек, расположенных не по порядку, например, один, два, четыре, три, пять. Взрослый просит найти ошибку, исправить ее, а другого ребенка объяснить, почему задание выполнено правильно или выполнено неверно. Далее просит одного из детей выложить круги по своему усмотрению, а другого ребенка определить, допущена ошибка или нет. Если круги располагаются не по порядку, то внести исправления и объяснить выполнение данного задания.

 

Игра 3

 

Ход игры  . Взрослый на ковре в беспорядке выкладывает кружки, с изображенными на них цифрами от 1 до 12 (количество кружков увеличивается с учетом уровня развития счетных навыков детей). Он берет кружок с изображением цифры 1, называет ее вслух и прикрепляет кружок на часы. Взрослый сопровождает свои действия словами: «Я прикрепила кружок с цифрой 1. Дальше надо найти следующий кружок. На нем должна быть нарисована цифра 2, потому что после одного идет два. Если к одному прибавить еще один будет два» (счет на пальцах)». Далее предлагает вместе с ребенком найти кружок, на котором нарисована цифра 2. С помощью совместных действий определяют нужный круг и прикрепляют по часовой стрелке на часах. Далее взрослый говорит: «Теперь сделай сам, найди следующий кружок. У нас есть – один, два. Сколько дальше? Почему ты выбрал этот кружок? Как получилось число три? Посчитай на пальцах? Куда прикрепишь кружок на часах? Почему?». Таким образом, прикрепляются все предложенные в данном занятии круги. Взрослый движением руки показывает постепенность выкладывания кружков и просит ребенка объяснить, почему именно так надо было распределить цифры.

 

Игра 4

 

Ход игры  . Взрослый предлагает детям обратить внимание на «Часы», на верху круга прикреплена цифра, от которой вниз расходятся две стрелки. Он называет эту цифру, под первой стрелкой внизу кладет круг с точками меньшего количества и объясняет задание, например: «Вверху прикреплена цифра пять, внизу к первой стрелке я положила кружок с двумя точками. Какой надо взять кружок с точками, чтобы вместе точек стало пять? Почему ты выбрал этот круг? Если к двум прибавить три, сколько получится? Давай посчитаем все точки и проверим». Далее педагог наверх прикрепляет другую цифру и просит одного из детей выбрать круг с точками, на котором их количество будет меньше, чем цифра. Этот круг ребенок прикрепляет под первой стрелкой. Второй ребенок должен найти следующий круг с точками и прикрепить его под второй стрелкой. Дети предлагают различные варианты образования числа из двух меньших, каждый раз объясняя свой выбор. В дальнейшем вместо кругов с точками можно использовать только изображения цифр.

 

Игра 5

 

Ход игры  . Взрослый предлагает ребенку обратить внимание на «Часы», на которых прикреплены цифры и стрелки. Далее он объясняет задание: «Давай будем отгадывать загадки. Сначала я загадаю число, а ты попробуешь его отгадать. Маленькая стрелка показывает на цифру один, а мое число больше цифры один на один, поверни большую стрелку на число, которое я загадала. Объясни, как ты догадался. Следующая загадка. Маленькая стрелка показывает на цифру 5, а мое число на один меньше, чем пять. Покажи большой стрелкой мое число, на один меньше, чем пять. А теперь я буду отгадывать твои загадки».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: