double arrow

Определение правильности временных конструкций».

 

Цель: исследование знаний о явлениях природы и об окружающих предметах; умения делать умозаключения в соответствии с законами логики, выявление уровня ориентировки во времени.

Описание обследования: педагог произносит фразу. Ребенок должен определить правильно или нет сказал взрослый, и обосновать свой ответ.

Инструкция: «Послушай, что я тебе скажу. Лето приходит перед весной. Правильно я сказала? Почему? Осень приходит перед зимой. Зима приходит после осени. Весна приходит после лета. Вечер наступает после дня. Утро бывает перед вечером».

Оценочные критерии выполнения задания:

1 – Не понимает смысла произносимых фраз, помощь неэффективна.

2 – Приступает к выполнению задания, но нет полного понимания смысла фраз. Допускает много ошибок, не может дать объяснения.

3 – Приступает к выполнению задания. Отмечаются систематические ошибки во всех сложных конструкциях, в большинстве случаев исправляемые после повторного прослушивания инструкции. Частичное понимание смысла произносимых фраз.

4 – Приступает к выполнению задания. Отмечаются незначительные затруднения в сложных конструкциях, после повторного прослушивания исправляет ошибки. Понимает смысл произносимых фраз.

5 – Понимает смысл произносимых фраз. Дает правильные ответы.

 

Определи время по часам»

 

Цель: изучение умения определять время по часам, умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.

Материал: картина, на которой изображены различной формы часы, показывающие разное время.

Описание: педагог предлагает ребенку рассмотреть сначала картинку и сказать, что на ней изображено. Для чего человеку нужны часы? Какое время на них изображено. Как он смог определить время?».

Оценочные критерии выполнения задания:

1 – Называет, что изображено, но время не определяет.

2 – Называет, что изображено. Знает, для чего нужны часы. Но самостоятельно определить время не может.

3 – Называет, что изображено. Знает, для чего нужны часы. С помощью педагога может определить время.

4 – Называет, что изображено. Знает, для чего нужны часы. Самостоятельно определяет только полный час, например, 2 часа, 5 часов, но не может определить половину часа.

5 – Называет, что изображено. Знает, для чего нужны часы. Может самостоятельно сказать, какое время изображено на часах.

 

Задания для изучения предрасположенности к дискалькулии у школьников пятого класса специальной (коррекционной) школы V вида

 

Задание 1

 

Выпишите только десятичные дроби:

3/10; 4/8; 7/100; 13/40; 9/1000; 7/800; 3/20; 18/100; 4/10.

 

Задание 2

 

Напишите, что такое периметр многоугольника?

 

Задание 3

 

Реши примеры:

7032: 4 4840: 8

1975 х 3 987 х 6

 

Задание 4

 

117 м 79 см – 58 м 35 см

62 ц – 42 ц 40 кг

5 кг 295 г + 6 кг 905 г

3 км 645 м + 9 км 755 м

 

Задание 5

 

Вспомните порядок действий и решите пример:

7848: 6 + 673 х 5 – (6543–4759)

 

Задание 6

 

Реши задачу:

В ателье было 957 м ткани. Хлопок составлял 2/3 всей ткани. Остальная ткань – шерстяная. Сколько метров шерстяной ткани?

 

 

Игры по профилактике дискалькулии с использованием полифункционального оборудования

 

Игры с плоскостным конструктором «Геометрические фигуры»

 

Игровой модуль «Геометрические фигуры» – это плоскостная дидактическая игрушка, которая помогает развивать психомоторные способности ребенка; способствует профилактике дискалькулии.

Использование в психолого‑педагогическом процессе дидактического модуля «Геометрические фигуры» позволяет:

– диагностировать и формировать сенсомоторные способности ребенка дошкольного возраста;

– диагностировать факторы риска возникновения дискалькулии;

– проводить профилактику дискалькулии;

– развивать у ребенка психические, сенсорные, перцептивные и моторные компоненты деятельности;

– расширять воспитательное, обучающее и развивающее воздействие на детей посредством игровой технологии и психомоторных упражнений;

– осуществлять преемственность и усложнение заданий за счет увеличения количества геометрических фигур, напряженности самой двигательной деятельности;

– максимально использовать игровой метод в формировании представлений о количестве, цвете, форме, величине, пространстве и т. д.;

– при систематическом использовании в различных игровых ситуациях повысить произвольность и сознательность выполняемых действий детьми;

– развивается чувство партнерства, взаимопомощи, умение подчиняться правилам игры и т. п.;

– вырабатывать надежность психомоторных функций под влиянием монотонных, предельных и соревновательных нагрузок.

 

Игра 1

 

Адресность игры   (здесь и далее): игра ориентирована на совместную деятельность взрослого с ребенком среднего и старшего дошкольного возраста. Эта игра может проводиться с детьми других возрастных групп (с учетом их индивидуально‑типологических особенностей), если у них есть проблемы в интеллектуальном и сенсомоторном развитии. Она также может быть использована для установления контакта с ребенком, имеющим проблемы эмоционально‑личностного характера.

Ход игры  . Взрослый на ковре в беспорядке выкладывает кружки и треугольники различной величины и просит ребенка разложить эти фигуры на две группы. Если ребенок не может выполнить это задание самостоятельно, то взрослый показывает образец, а затем, используя совместные действия, доводят его до конца. Усложнением данного задания является увеличение количества геометрических фигур.

 

Игра 2

 

Ход игры  . Взрослый на ковре в беспорядке выкладывает все геометрические фигуры и просит ребенка разложить их на группы по цвету (одного ребенка собрать все красные фигуры, другого – все синие, третьего – все зеленые) и рассказать о том, что было выполнено. Усложнением может быть пересчет геометрических фигур, определение большего и меньшего количества, сравнения количества и т. д.

 

Игра 3

 

Ход игры  . Взрослый на ковре в беспорядке раскладывает геометрические фигуры (круги и треугольники) и просит ребенка разложить их парами с учетом величины: самый большой круг с самым большим треугольником и т. д. После выполнения задания по составлению пар по величине, необходимо рассказать о выполненном задании. Усложнением данного задания может быть увеличение количества геометрических фигур.

 

Игра 4

 

Ход игры  . Взрослый на ковре выкладывает в один горизонтальный ряд круг, треугольник, прямоугольник – для детей среднего возраста, для детей старшего возраста добавляется трапеция. Педагог молча начинает выкладывать следующий ряд, соотнося фигуры по форме (треугольник под треугольником, круг под кругом и т. д.), не доведя выкладывание третьего ряда до конца, молча передает фигуру ребенку и жестом просит его продолжить данное задание. Если ребенок справился с классификацией по форме, ему предлагается сразу перейти на классификацию по цвету, используя туже форму работы. Усложнением является рассказ ребенка о выполненном задании – умение объяснить выбранный способ классификации.

 

Игра 5

 

Ход игры  . Взрослый предлагает ребенку сделать дорожку для куклы из геометрических фигур и назвать затем их форму и цвет. Усложнение игры может заключаться в следующем:

– выкладывание дорожки по рисунку;

– выкладывание дорожки по словесной инструкции взрослого;

– выкладывание с помощью чередования по форме, по цвету (с использованием картинки, по словесной инструкции, по образцу, по памяти и т. д.).

 

Игра 6

 

Ход игры  . Взрослый предлагает ребенку выбрать из всех предложенных геометрических фигур, лежащих на ковре, только прямоугольники. Просит ребенка уточнить название формы и цвета. Далее ребенку дается задание, построить «башню», начиная с самого большого прямоугольника и заканчивая самым маленьким. Если ребенок не может самостоятельно выбрать прямоугольник нужной величины, то взрослый обучает его способам сравнения по величине. После выполнения задания, ребенку предлагается назвать величину прямоугольников, начиная сверху вниз или снизу вверх.

Таким же образом ребенку предлагается из прямоугольников построить «лесенку», выкладывая прямоугольники горизонтально в одну линию, начиная с самого большого.

Можно, используя круги, построить «снеговика» или «сугробы», располагая их вряд от самого маленького до самого большого. Из треугольников – построить «елку» и «горки», из трапеции – «пирамиду» или «поезд с вагонами», из полосок разной длины – «лесенку» вверх и в стороны, «пирамиду».

 

Игра 7

 

Ход игры  . Взрослый предлагает ребенку (детям) выбрать из всех предложенных геометрических фигур и полосок разной длинны, нужные геометрические фигуры. И построить самый большой и самый маленький флажок, самый высокий и самый низкий дом, самую высокую и самую низкую елку и т. д.

Для профилактики дислексической дискалькулии целесообразно использовать в работе альбомы «Игры и логические упражнения с цифрами» (авторы: Л. Б. Баряева, С. Ю. Кондратьева).

А так же игровой модуль «Часики».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: