Тема: Решение примеров на сложение в пределах 10 (комбинированный урок)
Цель: закрепить умение решать примеры на сложение в пределах 10.
Задачи:
– закрепить представление о месте числа в числовом ряду;
– учить сравнивать числа на основе их местонахождения;
– формировать представление о сложении как арифметическом действии;
– развитие мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация);
– развитие зрительного и слухового восприятия и внимания;
– развитие связной речи;
– формирование навыков работы с учебником.
– воспитание умения адекватно воспринимать инструкцию педагога.
Оборудование: доска, индивидуальные карточки, счетный предметный материал, карточки с изображением разного количества предметов (три елочки, два круга…) для физкультминутки.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Устный счет.
Педагог задает учащимся вопросы, направленные на выявление знаний числового ряда. Например: назови цифру, которая стоит перед цифрой шесть. Назови цифру, которая стоит между цифрами два и четыре.
|
|
Далее педагог раздает учащимся индивидуальные карточки, на которых изображен числовой ряд с пропуском некоторых цифр. И предлагает их вписать.
Например:
Вставь пропущенные цифры:
1…, …, 4, …, 6, 7, …, 9, 10.
Запиши соседей числа:
… 2… …4…
Подобные задания предлагаются на доске.
3. Сообщение темы урока.
4. Актуализация опорных знаний.
Педагог вспоминает с учащимися смысл действия сложения. Знак «плюс» как основа сложения. Учитель разбирает пример на доске, комментируя его запись и решение. Например: возьми одну елочку. Теперь положи рядом еще две. Сосчитай, сколько всего елочек. Запиши пример. Учитель записывает 1+2=3. И говорит о том, что это – пример на сложение. Знак «+» показывает, что предметы и числа нужно сложить (прибавить). Читай так: к одному прибавить два, получится три.
Педагог знакомит учащихся с понятиями: «В математике цифру, которая стоит в примере на сложение на первом месте, называют – первое слагаемое. Цифру, которая стоит на втором месте, после знака +, называют – второе слагаемое. Число, которое получается после сложения двух слагаемых, называется – сумма». Повторение этих понятий.
5. Физкультминутка.
На доске карточки‑схемы. Учащиеся считают, сколько на карточке изображено елочек и кружков. Затем выполняю движения.
Педагог предлагает учащимся выполнить следующие упражнения:
– Сколько елочек зеленых, столько выполним поклонов.
– Сколько здесь у нас кружков, столько выполним прыжков.
6. Обобщение и закрепление изученного материала.
Учащиеся с помощью педагога решают примеры на сложение с использованием предметного материала. Примеры записываются на доске. Закрепляются понятия «первое слагаемое», «второе слагаемое», «сумма».
|
|
Далее учащимся предлагаются варианты самостоятельной работы: примеры на карточках; задания в учебниках: Н. Б. Истомина «Математика», стр. 47 (99, 100,103 и др.) и др.
7. Подведение итогов.
8. Домашнее задание (комментарий).
9. Оценка работ учащихся.
Урок математики. 1 класс
Тема: Решение примеров и задач на вычитание в пределах 10 (урок закрепления)
Цель: закрепить умение решать примеры и задачи на вычитание в пределах 10, называя компоненты вычитания.
Задачи:
– закрепить представление о вычитании как арифметическом действии;
– закрепить представление о компонентах сложения;
– учить называть компоненты вычитания;
– учить решать примеры и задачи на вычитание, комментируя запись;
– развитие зрительного и слухового восприятия и внимания;
– развитие связной речи;
– формирование умения работать с учебником;
– развитие мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация);
– воспитание умения адекватно воспринимать инструкцию педагога.
Оборудование: доска, индивидуальные карточки с задачей, счеты, карточки в виде листочков с примерами.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания. Педагог предлагает учащимся назвать уменьшаемое, вычитаемое и остаток в решении примеров.
3. Устный счет.
Педагог задает учащимся вопросы, направленные на выявление знаний числового ряда, местонахождение чисел в этом ряду. Просит назвать компоненты вычитания.
4. Обобщение и закрепление полученных знаний.
На доске силуэты листьев, на которых написаны примеры. Например: 5–3= …, 7–4=…, 6–6=… Ученики по очереди выходят к доске, переворачивают листочек, читают пример, записывают его, решают и обязательно называют компоненты вычитания.
5. Физкультминутка.
Педагог читает стихи, а учащиеся выполняют движения в соответствии со смыслом стихов:
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят,
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложим назад.
6. Решение задачи.
Учащиеся читают на карточке условие задачи, продумываю ход решения, записывают условие, решение и ответ. Например: У Маши было 8 карандашей. 3 карандаша она отдала Диме. Сколько карандашей осталось у Маши?
Комментарии: определяется условие, неизвестное, что надо найти; составляется схема решения (выражение). Индивидуально предлагается решение задачи с использованием наглядности.
7. Подведение итогов.
8. Домашнее задание (комментарии).
9. Оценка работ учащихся.