Поздний классицизм в арх-ре второй четверти 19 века

Пунин: Эволюция стиля в архитектуре предопределяется изменениями в характере предъявляемых к ней соц, идеолог и функц требований и теми новыми возможностями, которые открываются в процессе развития соц структуры общества, его экономики, его культуры, в результате научного и тех прогресса. Разумеется, на разных этапах истории арх-ры воздействие тех или иных факторов может оказываться различным, проявляться не одновременно, в большей или меньшей степени. Одной из главных причин переоценки классицизма явился свойственный 19в "дух практицизма", выразившейся применительно к арх-ре в целом комплексе новых функц задач, поставленных перед ней в результате соц и культ развития общ-ва. Эти новые задачи стали вступать в конфликт с той системой арх-худ приемов, которая была выработана классицизмом. Здания становились все более разнообразными по назначению, больше внимания уделялось функциональной стороне построек, их удобству и комфортабельности, гигиеничности, освещению и вентиляции помещений. И при этом нередко оказывалось, что между требованиями утилитарного характера и стремлением создать фасад, отвечающий канонам классицизма, возникало определенное противоречие. Присущее классицизму стремление к созданию приподнятых, героизированных арх образов, реализуемое широким использованием ордерных композиций, все чаще оказывалось в несоответствии с функциональным назначением построек. Традиц симметрия фасада не отвечала внутренней стр-ре здания, торжественность и импозантность внешнего облика при входе во двор сменялись совершенно иными впечатлениями. В арх-ре позднего классицизма фасады все более явственно превращались в арх декорацию: она придавала выразительность и цельность ансамблю площади или улицы, но скрывала за собой конгломерат дворов и внутр помещений, стр-ра которого порой абсолютно не соответствовала композиции фасада. Наглядным подтверждением сказанного могут служить сформировавшие ансамбль Дворцовой площади здания Главного штаба (зап крыло) и Мин-ва иностр дел (вост крыло), застройка улицы Зодчего Росси (за 3хэтажными фасадами прячутся сложные по стр-ре здания, в которых число этажей доходит до 5). В первых десятилетиях 19 века арх-ры порой декорировали фасады жилых многоквартирных домов монументальными портиками и лоджиями. Так был решен, в частности, фасад четырехэтажного дома Косиковского, построенного в 1814-17 гг, возможно, по проекту Стасова. Многоколонная лолджия придает этому зданию сходство с дворцом вельможи: между обликом здания и его функцией многоквартирного жилого дома возникло определенное расхождение. Еще явственнее подобное расхождение в здании, сооруженном в саду АХ арх-ром Михайловым в 1819-21 гг: в нем должны были разместиться рисовальный зал, баня и прачечная, но утилатарная ф-ция здания была завуалирована монументальностью фасада, декорированного мощным портиком греко-дорического ордера. Колоннада в композиции здания Императорских конюшен, построенного Стасовым в 1819-1823, эффектно оформила его закругленный зап корпус, однако она лишена функц смысла и противоречит утилитарным требованиям, сильно затемняя окна. Плоскость верхней части стен Адмиралтейства Захаров использовал для размещения длинных лепных фризов с изображениями атрибутов воинской славы, отказавшись от верхних оконных проемов: при выборе между функцией и формой он отдал предпочтение форме. Характерно, что следующее поколение зодчих - современники начавшегося распада классицизма - разрешило это противоречие в пользу функции: в 1830х гг захаровские фризы были уничтожены и на их месте пробили окна. Канонический язык классицизма оказался не всегда способен достаточно гибко откликаться на изменения, происходящие в функциональной стороне арх-ры. Некоторые арх-ры стали осознавать и осуждать это уже в 1830х гг. Молодой московский арх-р Лопыревский в своей "речи о достоинстве зданий" подчеркивал, что здание составляется не фасадом, но планом, от которого зависит фасад и разрез... и каждый из сих предметов в зависимости от другого. Лопыревский считал нарушением законов арх-ры фасады тех зданий, которые не представляют совершенно никакого назначения либо обманывают в нем. Постановка проблемы взаимосвязи функции здания и его худ образа являлась, по сути дела, антитезой той унифицированность архитектурного языка, которая составляла один из важнейших принципов творческого метода арх-ры классицизма. Применение ордерных элементов все более жестко лимитировалось характером функциональных задач и требованиями экономики. Прежняя унифицированность арх языка классицизма стала ослабевать - наметился явственный процесс дифференциации худ приемов. В 1830х гг в спб классицизме отчетливо сформировалось направление, воплотившее подчеркнуто "экономичный" вариант стиля. Оно наиболее активно проявилось в арх-ре учебных и лечебных зданий, строившихся на средства гос-ва. Жесткие требования экономики заставили полностью отказаться в этих постройках от ордерных элементов, декор фасадов ограничился оконными наличниками простейших форм и упрощенным антаблементом. Типичными примерами такого классицизма 1830х гг могут служить построенные арх-ром Шарлеманем здания Глазной лечебницы на Моховой улице и Александровского сиротского дома на Каменноостровском пр. История русского иск-ва: Период с 1815 года до середины 1830-х годов был в русской архитектуре заключительным в длительном процессе развития классицизма. Крупнейшие создания этого времени отличаются широким градостроительным подходом. Глубокие патриотические идеи, связанные с освободительной войной, нашли яркое выражение в строительстве. Они сказались в типичной для этих лет приподнятости замысла, величественности и грандиозности архитектурных композиций, в последовательно применяемом синтезе искусств. Для этого времени характерны не только отдельные крупные сооружения, иногда определявшие своим видом облик целых площадей и улиц, но и широкое жилое строительство. Формируется тип многоквартирного жилого дома, еще очень простого и строгого по своей архитектуре - в Петербурге, небольшого особняка - в Москве и в некоторых провинциальных городах. Цельность и строгость обширного городского строительства во многом определялись широким распространением образцовых (типовых) проектов. В разработке их принимали участие многие крупные зодчие того времени (Захаров, Томон, Стасов и другие). В первой трети XIX века в конструкциях зданий и мостов стал все шире использоваться металл. В Петербурге началось строительство многоэтажных промышленных зданий с внутренними металлическими каркасами. На рубеже 1830-1840-х годов в стилистике русской архитектуры происходит резкий перелом: на смену классицизму приходит эклектика, характеризующаяся воспроизведением в интерьерах и на фасадах мотивов и форм различных исторических стилей. Творческий метод, предопределивший развитие эклектики, как раз основывался на этом принципе "выбора" (само слово "эклектика" происходит от греческого слова "эклегейн" - "выбирать"). Начавшееся еще в 1830-х годах разочарование в художественных идеалах классицизма, переход на рубеже 30-40-х годов от классицизма к эклектике были вызваны целым комплексом причин, связанных и с новым характером социальных заказов, порожденных развивающимися капиталистическими отношениями, и с изменениями в общей системе идейно-эстетических воззрений. Особое значение для последующего развития русской архитектуры имело обращение к наследию древнерусского зодчества, воплотившееся в так называемом "русско-византийском стиле". В архитектуре городских зданий, начиная с 1840-х годов, наибольшее распространение получили мотивы ренессанса и барокко. "Неоренессанс" и "второе барокко" ("необарокко") в совокупности с "неоготикой", "русско-византийским стилем" и другими стилистическими направлениями, характерными для ранней эклектики 1840-х - начала 1860-годов, сформировали присущее ей "многостилье", ставшее важнейшей стилистической особенностью архитектуры того времени.

Увлечение различными "историческими" стилями и быстрая смена одного увлечения другим особенно чувствовались в области интерьера, где, начиная еще с конца 1820-х годов, входит в моду использование многих стилей: так называемого стиля неогрек, ренессанса, рококо, помпейского и других. Яркими представителями первого поколения архитекторов-эклектиков были А. П. Брюллов, А. И. Штакеншнейдер, К. А. Тон, Н. Е. Ефимов, Н. Л. Бенуа, М. Д. Быковский и другие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: