Застройка Москвы в 1810-1820х гг (Осип Иванович Бове, Дементий Иванович Жилярди, Афанасий Григорьевич Григорьев)

Бартенев, Батажкова "Очерки истории архитектурных стилей": Большой вклад в русское градостроительство, архитектуру и монументальное иск-во был сделан московскими зодчими и художниками, восстанавливавшими Москву после пожара 1812г, прежде всего - О.Бове, Д.Жилярди и А.Григорьевым. Эти арх-ры проявили исключительное понимание общих вопросов градостроительного порядка, особое чувство ансамбля, умение заглянуть в будущее и представить себе дальнейшее развитие центра столичного города. О.Бове была занова оформлена Кр площадь (на ней было построено здание Верхних Торговых рядов) и создан ансамбль Театральной площади, построены также крупные общественные сооружения и ряд частных особняков московского дворянства и купечества. К характерным произведениям Д. Жилярди и А. Григорьева относятся перестройка казаковского здания Московского университета, здание Опекунского совета, городская усадьба Усачевых-Найденовых, ряд частных домов, в том числе особняк Хрущевых (Селезневых) на улице Кропоткина. Художественно-стилистические средства, используемые О.Бове, Д.Жилярди и А.Григорьевым, в значительной мере являются общими: классицистическая система организации композиции с выделением главного объема, которому подчинены боковые флигеля, ордерный портик в центре с фронтоном и другие. Для московских зодчих характерна особая пластичность архитектурных форм, в частности слегка утрированная кривизна (курватура) стволов колонн, несколько преувеличенный вынос волют ионических капителей, что придает им известную гротескность, невысокий, горизонтально растянутый фронтон, окруженный тонким "пластинчатым" карнизом.Основные из этих признаков относятся не только к внешнему, но и внутреннему облику зданий. Особенно характерен и выразителен Московский университет с его тяжелым греко-дорическим портиком, примыкающим к стене, фронтоном и невысоким куполом над ним, несколько уменьшенными окнами, что увеличивало общую поверхность стен и способствовало приданию сооружению еще большей монументальности. Замечателен полукруглый в плане Актовый зал, находящийся на оси здания и перекрытой грандиозным полукуполом-конхой. К числу самых известных творений Д.Жилярди относится Конный двор в подмосковной усадьбе Кузьминки, центральный павильон которого решен в виде полюбившейся автору большой ниши-эскедры, огражденной с фасада колонным доричесим портиком. Типичный для классицизма фронтон здесь отсутствует; он заменен красиво очерченным срезом стены, воспринимаемым как аттик. В Кузьминках Жилярди построил также Пропилеи и другие сооружения. История рус иск-ва: После победоносного завершения Отечественной войны 1812 года развертываются широкие строительные работы в сильно разрушенной пожаром Москве. Одновременно с восстановлением проводятся и значительные планировочные работы. О. И. Бове (1784-1834). Большое участие в этом строительстве принимал архитектор Осип Иванович Бове, учившийся в школе при "Экспедиции Кремлевского строения", руководимой М. Ф. Казаковым. По проекту Бове были проведены большие работы по реконструкции всего окружения Кремля. Со стороны Красной площади была расчищена от закрывавшей ее прежде застройки Кремлевская стена; на противоположной стороне площади восстановлены с некоторыми изменениями Торговые ряды, сильно разрушенные во время пожара (полностью снесены во второй половине XIX века при постройке ныне существующего здания), перед ними воздвигнут памятник Минину и Пожарскому работы И. П. Мартоса. Благодаря этому древняя площадь Москвы приобрела новый облик. С противоположной стороны Кремля, на месте русла узкой реки Неглинки и существовавших здесь с начала XVIII века земляных рвов и укреплений, был разбит первый в Москве общественный городской сад. Одновременно невдалеке от Кремля, на территории, расчищенной от сгоревшей застройки и освободившейся в результате превращения Неглинки в подземный проток-канал, возведено здание Большого театра, проект которого разработан профессором Академии художеств А. А. Михайловым, а перед ним создана обширная площадь (ныне площадь Свердлова). Строгое, монументальное в своем первоначальном виде (позднее оно было несколько изменено архитектором А. К. Кавосом при восстановлении после пожара 1853 г.) здание театра, крупнейшее в то время в России, было, таким образом, органически связано с планировкой всего прилегающего района (ил. 85). В результате этих работ было подчеркнуто архитектурное значение Кремля как центрального комплекса всего города.Д. И. Жилярди (1788-1845), А. Г. Григорьев (1782-1868). Наряду с Бове большое участие в строительстве Москвы этого времени принимали Дементий Иванович Жилярди и Афанасий Григорьевич Григорьев, работавшие вместе и построившие ряд особняков, облик которых типичен для застройки "послепожарной" Москвы: дом Хрущовых (1814-1817), ныне Музей А. С. Пушкина на Кропоткинской улице; дом Лопухиных (1817-1822), ныне Музей Л. Н. Толстого на Кропоткинской улице и другие. Одна из их крупных построек - монументальное и строгое здание Опекунского совета (ныне Академия медицинских наук) на Солянке и обширная, пригородная в те годы усадьба Найденовых на живописном крутом берегу Яузы, выходящей на Садовое кольцо. Эта усадьба представляет собой своеобразный ансамбль, включающий главный дом, службы, регулярный сад с павильоном и беседками, решенный как единое целое, начиная с общей планировки и кончая деталями декоративного оформления.

Одна из наиболее известных построек Жилярди - так называемый Конный двор в подмосковной усадьбе "Кузьминки" (1820-е гг.). Основное его звено - монументально трактованный и очень сдержанный в декоративной разработке павильон с большой нишей-экседрой в центре, охваченной строгим дорическим портиком. Максимов, Власюк, Кипарисова, Нельговский, Рзянина, Чинякова"Арх-ра России, Украины, Белоруссии 16-19вв": Пожар 1812г уничтожил в Москве большую часть застройки. Погибли или были повреждены лучшие произведения арх-ры московского классицизма 18 века, созданные Баженовым, казаковым и их современниками. Восстановление столицы выпало на долю следующего поколения московских зодчих: Бове, Жилярди, Григорьева. Восстанавливая город, они используют и развивают технические, планировочные и художественные достижения зодчих северной столицы и их высокое мастерство в создании арх. ансамблей. Но арх-ра послепожарной Москвы по сравнению с Спб отличается более скромными масштабами и интимностью, свойственными ей и раньше. Эти особенности проявляются преимущественно в жилищном и усадебном строительстве города и предместий. В официальных же сооружениях и ансамблях центра московский классицизма этого времени достигает, так же как и в Петербурге, большого величия и монументальности. Государственная программа восстановления выгоревшей Москвы предусматривала не только постройку жилья для населения и воссоздание общественных зданий и ансамблей, но и крупную реконструкцию города, что потребовало разработки нового генерального плана Москвы. Большой объем строительства, в процессе которого нужно было решать сложные инженерные и планировочные задачи, вызвал здесь, как и в Спб, учреждение в 1813 г специальной Комисси для строения города Москвы. В основу разработанного комиссией ген. плана был положен проект планировки Москвы 1775г, присланный же из Спб план полной перестройки города, составленный арх-ром Гессе, оказался нереальным. Градостроит. концепция нового ген. плана Москвы заключалась в совершенствовании его исторически сложившейся радиально-кольцевой системы с сохранением в кач-ве арх центра города величественного ансамбля Кремля с Красной площадью. Вокруг центра создавалось полукольцо взаимосвязанных зданий, образующих единый ансамбль центрального района столицы. Работы по выполнению ген плана велись под руководством Комиссии для строения Москвы, ведущую роль в которой играл арх-р Бове. Началом реализации намеченного плана восстановления города стала реконструкция Кр площади, осуществленная Бове. В проекте зодчего отразилось новое понимание площади как открытого общественного парадного пр-ва города в противоположность трактове ее как делового центра в основном торгового значения (характерной для кон 18 в). Бове Осип Иванович (1784-1834) родился в семье художника, учился в Кремлевской арх школе. В 1814 г Бове назначается главным арх-ром Комиссии для строения Москвы, где проектирует гос и общественные здания и заведует "фасадической частью" жилого стр-ва. Созданные Бове крупные ансамбли города и сооружения в значительной степени определили арх облик Москвы первой трети 19 в. Творческая роль Бове в восстановлении Москвы закрепила за ним славу одного из крупнейших представителей рус арх-ры этого периода. К произведениям Бове относится, помимо реконструкции Красной площади, ансамбли Театральной площади, Александровского сада. Бове участвовал в стр-ве Манежа и построил дом Гагарина на Новинском бульваре, Градскую больницу на Калужской ул, триумфальные ворота у Тверской заставы, Скорбященскую на Ордынке. Бове раскрыл замкнутое прежде пространство Кр площади. Были снесены каменные лавки, располагавшиеся с 1786 г вдоль кремлевской стены, и перестроено здание торговых рядов. Его плоский купол и широкий дорический портик с пологим фронтоном на фоне мощного аттика подчеркивали значение здания и протяженность фасада торговых рядов, вытянутых вдоль площади. Выделение на фасаде сильной горизонтальной тяги подчинило ей вертикальный ритм проемов аркад и усилило целостность здания. Центральный портик и купол торговых рядов создали поперечную ось площади, ориентированную на Сенатскую башню КРемля и купол Сената, закрепленную вскоре постановкой на ней памятника Минину и Пожарскому. Таким образом, весь фронт парадной застройки Красной площади обращен теперь на Кремль. Сооружение купола торговых рядов не вызывалось внутренней планировкой здания. Купол и портик, эти традиционные элементы общественного здания русского классицизма, введены здесь с градостроительной целью, чтобы подчеркнуть связь здания с Кремлевским ансамблем и его роль в создании парадного пространства Красной площади. Но введение функционально ненужных форм (купола) свидетельствовало о нарушение принципов правдивости в арх-ре классицизма, не свойственном предшествующему периоду. Выдающийся ансамбль центра Москвы послевоенного периода - Театральная площадь, над созданием которой Бове работал с 1818 по 1824г. Для главного здания этого комплекса - Большого театра- по конкурсу был принят проект Андрея Михайлова, который Бове подверг дальнейшей разработке. С 1821 по 1824г Бове руководил постройкой Большого театра и одновременно остальных зданий, составивших вместе с театром ансамбль площади. По своей композиции Театральная площадь - прямоугольник, продольная ось которого совпадает с главной осью центра ансамбля -здания театра, поставленного в конце площади. На противоположном конце площади, по ее оси, Бове поместил фонтан со скульптурной группой Витали. Вдоль длинных сторон площади были построены четыре одинаковые по фасадам двухэтажные здания. Весь ансамбль объединяла глухая аркада первых этажей, которая шла по фасадам зданий, а на углах переходила в галереи. Масштаб зданий, расположенных вдоль длинных сторон площади, подчеркивал значительность главного сооружения - Большого театра. Ризалиты боковых зданий фланкировали и выявляли поперечную ось площади и проезд по ней, связывающий Театральную площадь с полукольцом центральных площадей и системой ансамблей всего центра Москвы. Большой театр в первоначальном виде представлял собой компактный прямоугольный в плане объем, перекрытый на четыре ската, с мощным восьмиколонным ионическим портиком со стороны площади, с глубокой арочной нишей в торцовой стене над ним, На ее фоне эффектно выделялась конная квадрига Аполлона, венцающая фронтон портика. Торжественный портик главного фасада вел в вестибюль с парадными лестницами, за которыми по главной оси развертывались основные звенья внутреннего пространства - главное фойе, величественный пятиярусный зрительный зал и сцена. Эта группа занимала среднюю высокую часть объема театра. В боковых, пониженных, частях размещались другие помещения театра и входы в верхние ярусы. Видное место в арх ансамбле центра Москвы занимает Александровский сад, разбитый под рук-м Бове в 1820-22гг на месте заклченной в трубу реки Неглинки. Сад обнесен красивой решеткой с монументальными чугунными воротами (арх Паскаль) с северной стороны Манежа (арх Шестков). Достопримечательность сада - грот-рунина с огромной плоской аркой, заполненной могучей, как бы вросшей в землю дорической колоннадой в духе греческой архаики. Важным звеном в реконструкции центра столицы стал Московский университет. Построенный Казаковым, он сильно пострадал при пожаре и был восстановлен по проекту арх-ра Д.И.Жилярди. Жилярди сохранил его объемно-пространственную композицию, но значительно изменил обработку уличных фасадов и интерьер в стиле классицизма нач 19 в. Доменико Жилярди (Дементий Иванович) - крупный мастер московского классицизма послевоенного периода, работавший с Бове в Комисси для строения Москвы. Он учился арх-ре в Москве у своего отца, закончил образование в Миланской Академии художеств. С 1810 по 1832 г Жилярди много строил в Москве. Кроме восстановления Моск универ-та к его работам относятся: здание Опекунского совета на Солянке, дом Луниных на Никитском бульваре, усадьба Усачевых на Земляном валу и др. Многие работы Жилярди выполнялись совмество с арх-ром Григорьевым или при его участии и в творчеством содружестве с Бове. Московский университет восстанавливался Жилярди в соответствии с его значением в ансамбле центра столицы. Своим главным фасадом университет был обращен к Кремлю и к намечаемой Манежной площади, в которой ему отводилась главенствующая роль. Построенный вместо прежнего восьмиколонного ионического мощный дорический портик увеличил протяженность центра главного фасада, придав ему большую монументальность и крупный масштаб. В связи с переделкой портика Жилярди изменил ритм оконных проемов актового зала, заложил окна второго света, расширил и повысил нижний ряд окон, несколько упростил также обработку уличных фасадов, удалив пилястры и лопатки. Подняв на три сажени центр часть здания, Жилярди завершил ее пологим куполом, отвечавшим характеру нового портика. Особое значение градостроит задачи вызвало здесь, как и в здании Торговых рядов на Красной площади, нарушение тектонической правды композиции. Купол носит в известной мере ложный характер, не соответствующий полукруглой форме зала Университета. Это объяснялось намерением Жилярди усилить выразительность здания в создаваемом полукольце ансамблей, окружающих Кремль. Реконструированный фасад Университета был украшен барельефом работы Г.Замараева, посвященным достижениям рус науки и иск-ва. Величественный актовый зал Университета, полукруглый в плане, с полукуполом, расписанный гризалью золотистого цвета, с изящной белой ионической колоннадой, поддерживающей балкон - одно из замечательных произведений рус. классицизма. К числу крупных общественных зданий относится здание Опекунского совета на Солянке, созданное Жилярди с участием А.Григорьева. Этот комплекс должен был составить часть обширного ансамбля Воспитательного дома на берегу Москвы-реки. Зодчий расположил центр корпус и боковые крылья вдоль красной линии улицы, устранив тем самым традиционный парадный двор со стороны главного фасада и разместил хоз. двор позади здания. Центр корпус торжественным восьмиколонным ионическим портиком, поднятым на аркаду цокольного этажа, увенчан плоским куполом. Стена за портиком украшена фризом и барельефом работы Витали. Каменная ограда с воротами и львами на столбах соединила эти три строения, разрывы между которыми были впоследствии застроены в одну высоту с боковыми павильонами. Внутри главного корпуса выделялись зал заседаний, продолговатый, перекрытый сводом, и зал для денежных операций, разделенный колоннадами на три равные части. В здании Опекунского совета завершение центра куполом не вызвано структурой внутр пр-ва. Купол носит декоративный хар-р и сооружен в градостроит целях, как монументальная арх форма, организующая ансамбль улицы.

Алпатов, Этюды по истории рус. иск-ва: Рядом с Петербургом стоит первопрестольная Москва, в которой после пожара 1812 года бурно ведется строительство, происходит планировка ее центра, Театральной площади, возникает много небольших особняков в самых различных частях города. Имена московских архитекторов — О. Бове, Д. Жилярди, А. Григорьева — в такой же мере определили характер московской архитектуры, в какой Т. де Томон, А. Воронихин, А. Захаров и К. Росси определили характер архитектуры петербургской. Строительство в Москве велось не в таких обширных масштабах, как в столице, носило более скромный, порой интимный характер. Зато в Москве более открыто, чем в Петербурге, давала о себе знать связь архитектуры начала XIX века с исконно русскими традициями. Типичный памятник московского классицизма — церковь Большого Вознесенья на Никитской улице — можно относить к типу палладианских ротонд. Однако в этом скромном здании есть массивность и ясность пропорций в духе древней новгородской архитектуры. В ней больше угадан дух древнерусского творчества, чем в позднейших опытах ложнорусского стиля. В усадьбе дома Найденовых на Садовой, на спуске к Яузе, расположен колонный дом, в его парке маленькие ротонды-беседки и чайный павильон. В этих ротондах Д. Жилярди тяжелые короткие колонны расставлены попарно. Покрытие сквозное, чтобы не слишком отяжелить постройку. Антаблемент с широким фризом явно нарушает пропорции классического ордера. Наиболее заметно своеобразие московской архитектуры в крыле главного здания, которое связано пандусом с парком. Здесь можно видеть излюбленный мотив Жилярди — пролет с парными колоннами, утопленными в стене, как, отчасти, и в Конном дворе в Кузьминках. Вся стена трактована как непроницаемая масса, в которую „встроена" арка. Гладь ее украшают сочные гирлянды. Стена ограничивается наверху не горизонтальным карнизом, а плавно закругляется, почти как древнерусские закомары. Все это решительно непохоже на стереометрическую четкость архитектурных форм классицизма во Франции. Красота стенной глади и сочность рельефов находит себе прообразы в древнерусской архитектуре, например в Успенском соборе во Владимире с его перспективными окнами, масками и колончатым поясом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: