Творчество Петра Карловича Клодта (1805-1867)

Гнедич: Выдающимся русским скульптором эпохи позднего классицизма был барон Петр Карлович Клодт (1805-1867). Сын омского чиновника, он был одно время артиллеристом и лепил лошадей без специального образования. В 1838 г. Академия присудила ему звание академика. По заказу императора Николая 1 он выполнил четыре колоссальные конные группы для Аничкова моста в Петербурге. Группы настолько понравились императору, что копии с них были отлиты Клодтом для подарков прусскому и неаполитанскому королям. Лисаевич: В 1839 году были закончены первые две одинаковые группы, а в 1841 году - вторые; все они были установлены на Аничковом мосту к моменту его открытия 20 ноября 1841 года. Однако уже в 1842 году одна пара была снята и отправлена в Берлин в подарок прусскому королю, а вместо нее поставлены группы из алебастра, окрашенного под бронзу. В 1846 году отлитая для установки новая пара была также подарена, на этот раз неаполитанскому королю. (Обе пары коней сохранились как в Неаполе, так и в Потсдаме, под Берлином.) Только в 1850 году Клодт отлил две оригинальные новые группы (юноша поверженный и коленопреклоненный), после чего уже все четыре группы (две первоначальные и две - изготовленные по новым моделям) украсили Аничков мост. Так возник один из прославленных в мировом искусстве скульптурных ансамблей.

Копии были поставлены перед королевским дворцом в Берлине и на королевской площади в Неаполе. В 1853г он воздвиг памятник князю Владимиру в Киеве, а в 1855г - превосходный памятник Крылову, находящийся в Летнем саду в Петербурге. Памятник Крылову служит блестящим образцом талантливой реалистической композиции. Здесь художник впервые отбросил все условные атрибуты обычных изображений и представил Крылова отяжелевшим, обрюзглым стариком, в широком сюртуке, с открытом воротом рубашки, грузно усевшимся на камень со спокойно-созерцательным выражением лица. Клодту также принадлежат красивая по очертаниям конная фигура императора Николая 1, памятник у Мариинского дворца в Петербурге, лепные работы у входов в Исаакиевский собор, отлитые по модели академика Токарева, статуя атамана Платова для Новочеркасска. За свою деятельность Клодт не только получил звание заслуженного профессора скульптуры, но и был избран в члены Парижской, Берлинской и Римской академий.

Лисаевич: Четыре скульптурные группы, получившие название "Укротители коней", оформляют Аничков мост на Невском проспекте. Они изображают различные моменты укрощения коня, символизируя борьбу человека с дикими, необузданными силами природы. Знакомство с этим замечательным скульптурным ансамблем лучше всего начинать с правой группы (если идти со стороны Адмиралтейства), следуя далее против часовой стрелки. Юноша, встав во весь рост, пытается схватить под уздцы вздыбленного коня. Левой рукой он уперся в круп животного; развевающаяся драпировка подчеркивает динамику, напряженность момента. Поединок начался...Вторая группа: наступил острый момент борьбы - конь почти одолел человека, юноша, правой рукой опершись о землю, левой ухватил повод и с риском для жизни, из последних сил удерживает коня, взвившегося на дыбы. В следующей группе - укротитель почти у цели: он прочно опирается на правое колено и крепко сдерживает постепенно покоряющееся ему животное. Наконец, поединок закончен. Юноша вновь поднялся во весь рост, натянул поводья и правой рукой уверенно схватил коня под уздцы. Победа на стороне юноши-атлета. Конь подчинился упорству и настойчивости человека. Эта группа завершает сюжетную линию всей скульптурной композиции.Автор декоративных групп П. К. Клодт умел великолепно изображать животных. Еще на Академической выставке, открывшейся в 1833 году, шумным успехом пользовалась его модель скульптурной группы: конь, укрощаемый человеком. За эту работу вольнослушатель Академии художеств, в то время 28-летний офицер в отставке, был удостоен избрания в "назначенные академики", а скульптуру решено было использовать для украшения Адмиралтейской набережной: парные группы "Укротителей" предполагалось установить на берегу Невы. Однако скоро намерения изменились. В Петербурге в это время началось строительство нового моста через Фонтанку на Невском проспекте, и Клодт предложил украсить его декоративной скульптурой "Укротители коней". По первоначальному замыслу западную и восточную стороны моста должны были оформить дублирующие друг друга парные скульптурные группы, где человек изображен стоящим во весь рост.Работа над скульптурой осложнялась тем, что в 1838 году умер заведующий литейной мастерской при Академии художеств Екимов. Отливкой вынужден был заняться сам Клодт, проявивший себя незаурядным мастером литейного дела и даже удостоенный позже звания литейного мастера-академика. В 1839 году были закончены первые две одинаковые группы, а в 1841 году - вторые; все они были установлены на Аничковом мосту к моменту его открытия 20 ноября 1841 года. Однако уже в 1842 году одна пара была снята и отправлена в Берлин в подарок прусскому королю, а вместо нее поставлены группы из алебастра, окрашенного под бронзу. В 1846 году отлитая для установки новая пара была также подарена, на этот раз неаполитанскому королю. (Обе пары коней сохранились как в Неаполе, так и в Потсдаме, под Берлином.) Только в 1850 году Клодт отлил две оригинальные новые группы (юноша поверженный и коленопреклоненный), после чего уже все четыре группы (две первоначальные и две - изготовленные по новым моделям) украсили Аничков мост. Так возник один из прославленных в мировом искусстве скульптурных ансамблей.При всем разнообразии групп, украшающих мост, Клодт сумел достичь удивительного единства, целостности смыслового и композиционного решения, великолепно передать динамику, порыв. Скульптура покоряет четкими пластическими формами, своеобразием применения ритма в размещении фигур: чередование стоящих и коленопреклоненных юношей, продуманное распределение коней то с наклоненными, то с поднятыми вверх головами. В годы Отечественной войны скульптурные группы были сняты с пьедесталов и зарыты в саду Дворца пионеров имени А. А. Жданова. И только когда миновала опасность, они снова были поставлены на старые места. Кони Аничкова моста неотделимы от ленинградского пейзажа: они органически слились с Невским проспектом, с его замечательными архитектурными сооружениями, с бурлящей жизнью этой оживленной магистрали города. К числу наиболее выдающихся работ Клодта стоит отнести и памятник Крылову в Летнем саду. По первоначальному замыслу автора, баснописца предполагалось изобразить в римской тоге. Однако скоро симпатии Клодта склонились к иному - представить Крылова в обычной одежде. Писатель спокойно сидит с раскрытой книгой на коленях, однако взгляд устремлен поверх нее; задумчиво и сосредоточенно выражение усталого лица. Место для памятника выбрали не сразу. Были предложения воздвигнуть его на могиле баснописца (в Александро-Невской лавре), в сквере перед Публичной библиотекой, на Васильевском острове, на набережной Невы между Университетом и Академией наук. Решающим оказалось мнение Клодта - установить памятник в Летнем саду. Темно-серый гранитный постамент сплошь покрыт бронзовыми рельефами - изображениями животных, выполненных Клодтом по рисункам художника А. А. Агина. Здесь перед нами раскрывается царство зверей, населяющих басни Крылова. В течение четырех лет во время работы над памятником дом Клодта был превращен в своеобразный зверинец: мартышки, овцы, осел населяли его, здесь были даже волк и медведь, прирученные хозяином. Животные изображены на постаменте не такими, какими мы их видим в баснях: их образы лишены сатирических элементов. При первом взгляде на постамент трудно определить и выявить отдельные сюжеты. С лицевой стороны, справа от доски с именем баснописца и датой установки памятника отчетливо выделяются участники знаменитого "Квартета", "Осел, козел, мартышка да косолапый мишка" представлены здесь со своими музыкальными инструментами. А над ними на барельефе пышные грозди винограда, на которые с жадностью смотрит лиса, подняв кверху остроносую хитрую мордочку. Среди разнообразных представителей животного мира в медальоне, помещенном в центре барельефа, изображение нищего с сумой, в которую сплошным потоком льются деньги. Это персонаж известной басни "Нищий и Фортуна", напоминающий о человеческой жадности, скаредности. Ветви могучего дуба заняли большую часть барельефа на одной из сторон пьедестала. "Свинья под дубом вековым" подтачивает корни большого, развесистого дерева, а в стороне - робкие ягнята скрываются от всесильного волка, выглядывающего из-за угла постамента. "У сильного всегда бессильный виноват" - приходят на память строки одной из известных басен. Огромная голова слона в углу постамента заставляет нас искать неприметную сразу моську. Вот у забора петух с жемчужным зерном, а неуклюжий медведь, преследуемый пчелами, все же рискует полакомиться медом. В медальоне, помещенном на этой же стороне пьедестала, раскрывается сюжет известной басни "Демьянова уха". Клодт не только вылепил модель памятника, но и отлил его в бронзе в своей мастерской, расположенной в Академии художеств. Скульптору не удалось достичь в памятнике органического единства между фигурой баснописца и оформлением пьедестала. Массивная фигура не увязывается с измельченной скульптурой на постаменте, куда художник словно хотел поместить как можно большее количество персонажей крыловских басен. Но мы все-таки не можем пройти мимо этого памятника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: