Творчество Андрея Никифоровича Воронихина (1759-1814)

Грабарь: Крепостной Строганова, Воронихин родился в селе Новое Усолье Пермской губ. в 1760г. Еще в деревне он проявлял наклонность к рисованию, заставившую графа отправить его в 1777 в Москву, где он стал обучаться живописи, сначала миниатюрной, а потом и перспективной. Его работами очень заинтересовались светила тогдашней Московской арх-ры Баженов и Казаков. Общение с ними не могло, конечно, пройти бесследно, и юноша вскоре заражается страстью к арх-ре. Живопись уже менее интересует его. Граф Строганов, которому он поднес первые опыты своего таланта, принял в нем горячее участие, дал возможность переехать в Спб и там расширить свои познания по наукам и иск-вам, а затем отправил его вместе с сыном своим, Павлом Александровичем в большое путешествие сначала по России, потом заграницу. В заграничном путешествии арх-ра окончательно увлекает его, и когда в Париже он останавливается для продолжения своего образования, он занимается, кроме изучения древней и новой арх-ры, физикой, механикой и математикой. При его необыкновенном трудолюбии и трудоспособности он все одолевает, многому научается м в 1790 возвращается в Россию готовым арх-ром, образованным и знающим. Он строит ряд частных домов и между прочим отделывает для графа Строганова ряд комнат в его Расстрелевском дворце на Мойке: картинную галерею, бильярдную, столовую и вестибюль. Несмотря на трудность задачи приспособить существующие, другие эпохи стены и пролеты к своей арх-ре, он сразу показал себя большим и зрелым мастером. И мало того, чутким художником, идущим впереди века. В этих его работах уже чувствуется предвидение тех новых приемов, которые вошли в жизнь лишь при А1. Одну из перестроенных им комнат картинную галерею, он изобразил в картине, за которую произведен АХ в назначенные. Вскоре за др картину он произведен в академики перспективной живописи. Вообще надо сказать, что Воронихин не бросал живописи, по обыкновенно она служила ему лишь для выражения его арх замыслов, несмотря на то, что и в живописи он был силен. Это доказывает его великолепный автопортрет. Строгановская дача на Большой Невке, построенная вслед за отделкой Строгановского дворца на Мойке, была первой работой Воронихина, где он является уже не просто хорошим мастером, а крупным, самобытным, ни на кого не похожим зодчим. Изучая это его произведение, мы изучаем Воронихина. Общая затея композиции построена на контрасте тяжелого нижнего этажа с легким ажурным вторым. Тяжесть нижнего подчеркнута однообразной рустовкой стен, имеющих всего лишь 3 окна на всем фасаде. Последние доходят почти до земли и производят впечатление больших пролетов, что вместе с тяжелым дорическим карнизом еще более усиливает тяжесть всего низа. Верхний этаж представляет из себя открытую лоджию и легкую, почти всю стеклянную, заднюю стену. Во всей постройке, несмотря на элементы классики 18го века, уже чувствуется что-то неуловимое, что заставляет думать об Александровском классицизме. Этими первыми работами Воронихин снискал себе такую славу и уважение, что когда император Павел возложил в ноябре 1800 на Строганова главное руководство по сооружению Казанского собора, граф мог смело поручить эту крупную и ответственную работу своему любимцу Воронихину. Это сооружение, грандиозное по замыслу и великолепное по исполнению, является одним из самых замечательных и самых оригинальных в Европе. Принято считать, что Казанский собор есть ничто иное как неудачный сколок с собора св.Петра в Риме. Это мнение о соборе существует издавна. Еще Вигель в своих записках, говоря о Воронихине по поводу Казанского собора, называет его жалким копиистом в арх-ре, который ничего не мог сделать сам, только скверным почерком переписать Микеланджело. Можно было бы пренебречь подобным не заслуживающим возражения отзывом, если бы Вигель не был выразителем общественного мнения большого интеллигентного круга 1830-40х гг и если бы это мнение не поддерживалось так долго, ибо и до сих пор часто повторяют то же. Конечно, Казанский собор не есть копия со св Петра. Стиль другой и собора, и колоннады. В настоящем виде собор имеет 56 гранитных колонн с бронзовыми капителями внутри м 155 из пудожского камня снаружи, и те и другие коринфского ордера: внутри - гладкие, снаружи с канелюрами. Поверх богатого антаблемента, высится по всему периметру собора, а также порталов, высокий парапет, быть может, несколько тяжелый, но умело облегченный скульптурными фризами дивной работы Мартоса и Прокофьева. Внутри собор представляет собой 2 перекрещивающихся корабля, образуемых 2мя рядами парных колонн, перекрытых корообовыми сводами, которые пышно украшены богатыми кессонами. Простота и серьезность композиции, строгая выисканность пропорций придают храму торжественный вид. В общей композиции собора строгая, но не сухая классика Екатерининских времен. Оставаясь серьезным и торжественным, Воронихин умеет внести какое-то нежное очарование, какую-то поэзию и теплоту. Воронихин чутко понял дух надвигавшихся новых веяний и скоро успел показать себя большим мастером в этом новом стиле. В 1806 г ему была поручена постройка Горного Кадетского корпуса. Не связанный желанием заказчика, он мог здесь сделать то, что ему хотелось самому. Основным стремлением новаторов начала 19 века было возможно ближе подходить в своих композициях к античному храму. И вот Воронихин, взяв за образец один из лучших храмов Пестума, храм Посейдона, компанует свое здание так, чтобы один лишь колоссальный портик на 12 тяжелых дорических колоннах играл в нем роль, и для этой цели оставляет боковые части здания скромно гладкими. Внутри здание столь же спокойно и торжественно, как и снаружи. Красивый зал представляет из себя в плане то же подобие греческого храма. Блестящая из желтого искусст мрамора колоннада, с белыми ионического ордера капителями, несет второй ярус зала, плафон которого расписан одним из первых живописцев-декораторов того времени - Скотти. Малый зал, вход в который открывается аркой, имеет при всей простоте своей весьма богатый вид, который придают ему наличники с картиатидами редкого рисунка, навеянного египетскими мотивами.

Кириченко: Казанский собор в Петербурге (Воронихин) - наглядный пример такого "внешнего" понимания парадного ансамбля. Собственно собор (тело здания) и колоннада перед его северным фасадом - равноправные, самостоятельно и независимо друг от друга существующие части. Широкая плавная дуга колоннады раскрывается навстречу пространству Невского проспекта, принимая его в себя и выливаясь в него. Осевая композиция колоннады-фасада с выступающим вперед, увенчанным фронтоном портиком, высящийся над ним легкий изящный купол вносят организующее начало в ансамбль, подчеркивая уникальность здания в ряду окружающих его обывательских жилых домов. С продуманностью и выисканностью абриса и местоположения колоннады диссонируют боковые и задний фасады. По отношению к колоннаде объем собора, его форма и размещение во многом случайны, он словно "плавает" в пространстве. Чувствуя незавершенность этой композиции, противную канонам классицизма, Воронихин, в полном соответствии с нормами парадного ансамбля, предлагает пристроить к южному заднему фасаду собора колоннаду, симметричную колоннаде Невского проспекта, возвести поперечную колоннаду, которая бы соединила дуги продольных, полукруглую площадь перед поперечной колоннадой обнести решеткой; колоннадой предполагалось оформить также набережную канала. Словом, Воронихин предлагает создать четыре ансамбля, самостоятельных по отношению друг к другу и как бы отгораживающихся от тела собора.

Кириков (Арх памятники Санкт-Петербурга): Талантливый самородок, выходец из крепостных Андрей Никифорович Воронихин соединил в своем творчестве утонченное изящество, родственное работам Камерона и Баженова, и лапидарную монументальность стиля начала 19 века. В созданном им Казанском соборе сочетаются торжественная элегантность и градостроительный размах, а Горный институт поражает суровой мощью дорики в духе древнегреч. Пестума.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: