double arrow

Творчество Тома де Томона (1760-1813)

Грабарь: Тома де Томон, "королевский французский инженер, архитектор и живописец, профессор оптики, перспективы и арх-ры", родился в Нанси 1751г, вырос и получил образование во Франции. С 1785г он отправляется в Италию, где усиленно занимается изучением Леонардо да Винчи, Пуссена, Рубенса и того, что они писали об иск-ве. Вместе с тем, он занимается перспективной живописью и, путешествуя по Италии, делает бесчисленное кол-во набросков, при чем его интересует лишь классика. Ни готика, ни романский стиль, ни даже ренессанс его не трогают и редко появляются на его рисунках. В это же время Томон знакомится с произведениями знаменитого Пиранези и неподражаемые офорты последнего производят на молодого зодчего глубокое впечатление. Несомненное и прямое влияние Пиранези складывается во всех рисунках Томона, а косвенное влияние - в его арх. проектах. Хотя композиции Томона не похожи на сочинения Пиранези, но в них тот же дух величия, тот же грандиозный масштаб. В Италии он поступает на службу арх-ром к графу д' Артуа - впоследствии Карлу 5 и вместе с ним перебирается в Вену, где работает у князя Эстергази. Не желая возвращаться на родину, он, рьяный роялист, является в начале 1799 г в Россию. Здесь он приобретает в высшем общ-ве известность своими мастерскими карандашными и акварельными рисунками. Император Александр, угадав в нем мастера, делает его придворным арх-ром и поручает ему перестройку Большого театра, выстроенного в 1781 Тишбейном. Разбив на русты весь первый этаж, а также углы здания, он придал ему чисто французский облик. Того же типа и Одесский театр, построенный по проекту Томона в 1803г. Это чудесное здание, столь приближающееся по благородству к древнему храму, не сохранилось. Но самой значительной работой Томона, составившей ему бессмертную славу, является здание Петербургской биржи. Блестящий проект этого сооружения, представлявшего кроме самого здания биржи грандиозную обработку всей дельты Вас. о-ва был в 1803г представлен в АХ на рассмотрение совета профессоров, которые, после некоторых придирчивых замечаний, не могли не найти его отличным, так как большое мастерство было налицо. В плане здание биржи представляет из себя греческий храм типа периптос. Тяжелая дорическая не канелированная колоннада окружает здание с 4х сторон. Колонны имеют одну деталь, которую Томон особенно любил, - шейка капители у них обужена против стержня колонны. Тот же прием он хотел употребить, создавая свои ростральные колонны, как это видно на его проекте-варианте. Это должны были быть колоссальный, дорический, пестумского типа колонны с обуженной шейкой не только у капители, но и у базы. Колоссальные фигуры Нептуна и других богов сидят у подножия колонн и сливаясь своими грубыми формами с тяжелым цоколем даеют впечатление каких-то произведений природы, а не рук человеческих. Внутри здание биржи не менее замечательно. Здесь та же необычайная сила и тот же могучий размах. Огромный зал, перекрытый полуциркульным, коробовым сводом, опирается на совершенно гладкие стены, увенчанные дорическим карнизом. Торцовые стены образуют поверх этого карниза огромный ниши с полуциркульным окном в глубине и очень легкой скульптурой на первом плане. По свидетельству современников, Томон строил много частных домов в Спб и в числе их тот чисто франц дом на набережной Невы, рядом с Сенатом, который некогда принадлежал графини Лаваль и ныне приобретен для нужд Сената. В ночь на 1е января 1813 Большой театр сгорел, и когда на другой день Томон занялся исследованием причиненных разрушений, он свалился с огромной высоты и так разбился, что оправиться уже не мог, и через полгода умер. Алленов: в творчестве Томона существует обст-во, похожее на закономерность: театр в Одессе располагался вблизи и в виду морского побережья, здание Биржи - по оконечности острова, окруженного водами реки, храм-мавзолей в Павловске затерян в лесном массиве, фонтаны - на открытой всем ветрам дороге к Пулковским высотам под Спб. Во всех случаях зодчий имел дело с ландшафтом, где арх-ра существует в непосредственном соприкосновении и в очевидной соотнесенности с "дикими" стихиями природы - воды, растительного царства, ветров, гуляющих на безлюдном просторе. В такой ситуации акцентируются не частные определения арх-ры, какие она усваивает в мире истории и культуры по принадлежности определенному стилю и традиции, а общие родовые определения, изначально заданные отношением ее к миру природы в кач-ве олицетворения человеческой воли и разума, противостоящего природе. В классических формах артикулируется все то, что характеризует способность арх-ры противостоять натиску и непостоянству природных стихий-все, что внушает впечатление покоя, статики, несокрушимости, сопротивляемости власти времени, Арх-ра начинает говорить об отвоеванной у безмерности природного хаоса вечности меры и числа. Отсюда - обращение к дорике в архаическом варианте, но без каннелюр, игра сопоставлениями простейших стереометрических форм - куб, параллелепипед, шар, цилинрд, отказ от дифференцирующих объем арх членений и орнаментики и в связи с этим насыщение арх композиции элементами, выполненными из камня. Даже штукатурная облицовка кирпичного здания Биржи лишена пластически-скульптурных качеств и отличается бестрепетностью фактуры и силуэтных линий, свойственной камню.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: