Техника заезженной грампластинки

Используется в тех случаях, когда необходимо удержать предмет диалога (в разделе «Основные способы манипулирования» мы рассматривали один из самых распространенных манипулятивных приемов – подмену предмета диалога). Кроме этого, она заметно облегчает жизнь в тех ситуациях, когда необходимо отказать манипулятору, а он продолжает и продолжает просить о том, чего хочет от вас добиться, используя манипулятивные «щипки». Таким образом, данная техника пригодна для ситуаций, когда нужен не разовый ответ манипулятору, а удержание определенной позиции в контакте с ним.

Формально техника заезженной грампластинки выглядит следующим образом. На обращенные к вам реплики манипулятора вы отвечаете фразами, каждая из которых имеет однотипную конструкцию и состоит из двух частей. Первая часть – которая отличается от реплики к реплике и каждый раз разная – представляет собой выражение понимания позиции манипулятора, его потребностей, эмоций и переживаний, его точки зрения. Эта часть фразы, первая, должна быть обязательно, потому что она помогает оставаться в контакте с манипулятором и сохранять этот контакт. Вторая часть вашего ответа, в отличие от первой, неизменна от одной вашей реплики к другой, и она выражает вашу позицию, выраженную уверенно, ясно и однозначно. Например, это однозначное: «Нет, я не могу тебе в этом помочь сейчас». Или: «И все-таки я хочу поговорить сейчас с вами не об этом, а о тех словах и действиях, которые вы позволили себе на вчерашнем занятии в отношении моего сына». Приведу пример:

– Я пришел сегодня домой и увидел, что шкаф открыт: ты брал мою куртку. Мне очень неприятно, что ты сделал это, не спросив меня. Я прошу тебя больше так никогда не поступать.

– Тебе жалко, что ли? Жмот еще один выискался.

– Я понимаю, что сейчас тебе неприятно, что я завел этот разговор. И все же я прошу больше не брать без спроса моих вещей.

– Но я же ничего не испортил, не испачкал и все положил обратно!

– Я вижу, что тебе непонятно, почему я так недоволен, ведь вещь возвращена в целости и сохранности. Тем не менее я недоволен. Я прошу тебя больше не брать без спроса моих вещей.

– Чего ты нудишь?!

– Понимаю, что кажусь тебе сейчас занудой и ты раздражен на меня. И все же я прошу больше без спроса не брать моих вещей.

Ошибки и неудачи в выполнении данной техники обычно бывают связаны… с неправильным ее выполнением: вместо рекомендованных двусоставных реплик начинаются оправдания, поучения, встречные «щипки» и попытки умаслить манипулятора. Вот пример:

Используемые сокращения:

М – манипулятор;

А – адресат.

А1: Я пришел сегодня домой и увидел, что шкаф открыт: ты брал мою куртку. Мне очень неприятно, что ты сделал это, не спросив меня. Я прошу тебя больше так никогда не поступать.

М1: Тебе жалко, что ли? Жмот еще один выискался.

А2: Что ты раздражаешься? Дело не в том… Не жалко мне вещей.

М2: Ага, а в чем еще? Может, тебе за амортизацию приплачивать каждый раз?

А3: Ты чего, не понял?! Мои вещи – это мои вещи, зачем ты их берешь? Тебя что, в детстве не научили, что чужое без спроса брать нехорошо? Достала эта твоя простота!

М3: А мне, может быть, тоже много чего надоело. Вот например, тот бардак, который ты развел на кухне.

А4: А что я развел на кухне?

Если внимательно присмотреться к этому диалогу, мы увидим, что уже в А2 партнер манипулятора теряет позицию. Реплика «Что ты раздражаешься?» звучит как упрек, который дразнит манипулятора и раздражает его еще больше; в А3 звучат поучения и агрессия; в ответ манипулятор также переходит в нападение и навязывает тему «бардака на кухне», которую подхватывает его партнер (А4), окончательно теряя свои позиции. Теперь вместо темы недопустимости пользования личными вещами без разрешения (которая была предметом диалога вначале), ему навязана длительная и бесплодная дискуссия по поводу порядка на кухне, в квартире, в ванной и т. п. Это уже совсем другой предмет диалога.

Ниже привожу еще один пример использования техники заезженной грампластинки – на этот раз для иллюстрации удержания предмета диалога в процессе отказа в просьбе:

– Пожалуйста, замени меня завтра на дежурстве! У меня Владик приезжает в увольнительную… Я тебе все деньги компенсирую, а?

– Мне очень жаль. К сожалению, я не смогу помочь тебе, завтра у меня весь день занят.

– Ну что тебе, жалко? Ты же знаешь, что он может приезжать только раз в месяц! Ну пожалуйста!!!

– Я знаю, тебе очень-очень хочется увидеть его и мой отказ тебя сердит. Мне очень жаль, но я не смогу помочь тебе, завтра у меня весь день занят.

– Чем ты занята? Передвинь или давай я тебе сегодня помогу, все сделаем. Ты же добрая, ты мне всегда помогаешь!

– Я понимаю, что ты готова придумывать какие-то варианты. Мне приятно, что ты ценишь мою доброту. Но в этой ситуации я не смогу помочь тебе, у меня завтра весь день занят.

– Я же помогала тебе, почему ты не хочешь мне помочь сейчас?

– Да, ты и вправду мне помогала, и я это помню и ценю. Я понимаю, что тебе хочется сейчас помощи в ответ. Но, к сожалению, я не смогу помочь тебе, завтра весь день у меня занят.

Важная оговорка: применять технику заезженной грампластинки в ситуации отказа имеет смысл прежде всего тогда, когда вы уверены, что вами пытаются манипулировать по принципу «капля камень долбит»: повторяющиеся настойчивые (назойливые) просьбы рассчитаны на то, что адресат не выдержит и сдастся – уступит, пойдет навстречу. В случае отказа партнеру, использующему более цивилизованные способы взаимодействия, имеет смысл опираться на гораздо более мягкий стиль, описанный в главе 1 «Уверенное поведение» в разделе «Уверенный отказ в просьбе или требовании».

Техника расспроса

Известна в литературе по противостоянию манипуляции как техника бесконечного уточнения. Наиболее востребована тогда, когда стратегией манипулятора являются туманные, неясные, неконкретные высказывания с обидным или оскорбительным подтекстом («щипки снизу») или намеки, рассчитанные на выведение адресата из состояния эмоционального равновесия. Например, босс, просмотрев отчет подчиненного, заявляет, что тот не умеет работать; научный руководитель, ознакомившись с бакалаврской работой, которую подготовил для правки студент, говорит ему, что она сделана совершенно безобразно и неясно, чем тот занимался все четыре года обучения в вузе – может быть, играл в компьютерные игры? Соискатель на собеседовании слышит от интервьюера, что вряд ли соответствует той должности, на которую претендует. Техника расспроса призвана «разогнать туман» там, где он искусственно наведен, и прояснить, о чем конкретно идет речь, – ведь когда ясно, что не так, ясным становится и то, на что необходимо обратить внимание или что необходимо сделать, для того чтобы исправить ситуацию.

Техника расспроса заключается в том, что вы адресуете манипулятору уточняющие вопросы: что конкретно он имеет в виду, о чем именно говорит, что подразумевает под тем или иным термином. Вопросы задаются вежливо и безо всяких подковырок, спокойным и деловитым тоном.

Обратимся к примерам:

Босс (просматривая отчет): Ваш отчет красноречиво свидетельствует о том, что вы совершенно не умеете работать.

Сотрудник: Какие именно недостатки есть в моем отчете? Поясните, пожалуйста.

* * *

Научный руководитель: Работа написана безобразно! Интересно, чем вы занимались все эти четыре года? В компьютерных играх зависали?

Студент: Пожалуйста, поясните, что именно в моей работе необходимо исправить.

Справедливости ради надо сказать, что на практике, когда манипулятор высказывается посредством общих фраз, у него могут быть реальные и вполне конкретные претензии к партнеру: например, отчет может содержать большое количество неточностей или быть неправильно оформленным, бакалаврская работа – пестреть недочетами, а соискатель, вполне вероятно, действительно не соответствует должности (мне больше нравится формулировка «Должность не соответствует соискателю»). В этом случае техника расспроса помогает прояснить ситуацию и сделать ее однозначной; становится возможным конструктивный, предметный диалог. Например, подчиненный узнает о том, какое содержание или оформление отчета от него ожидалось (это действительно важная для него информация), согласовывает правки и сроки сдачи документа. Однако бывает и так, что манипулятор не имеет никаких конкретных идей или аргументов, его цель – расстроить (унизить, запугать) потенциальную жертву, самоутвердиться за ее счет. В этом случае использование техники расспроса помогает быстро сделать явным это отсутствие идей или аргументов по существу дела. Вот пример разговора двух подруг:

– Этот твой парень… И давно вы вместе? Странный он какой-то… Не знала, что у тебя такой вкус.

– Что именно тебе показалось в нем странным?

– А ты что, сама ничего не замечаешь?

– Нет. А что я должна была заметить?

– По-моему, это очевидно.

– Для меня – нет. Так что же?

– В общем, решай сама.

– Я сейчас не понимаю тебя. Ты сказала, что мой парень странный, и при этом ты не поясняешь, о чем ты говоришь. Я не понимаю тогда смысла нашего разговора, именно он-то и странный для меня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: