Выдавать гражданам и организациям при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия; лицензии на осуществление деятельности по торговле оружием и основными частями огнестрельного оружия и патронами к нему; лицензии на осуществление деятельности по экспонированию и (или) коллекционированию оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к нему; разрешения на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, на хранение и ношение наградного оружия, на транспортирование, ввоз на территорию РФ и вывоз с территории РФ указанного оружия и патронов к нему; разрешения на хранение и использование или хранение и ношение отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового и служебного оружия, полученного во временное пользование в полиции; вести в соответствии с федеральным законом учет оружия и патронов к нему (п. 20).
Контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность и техническое состояние боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства РФ в области оборота оружия; производить контрольный отстрел оружия с нарезным стволом (п. 21).
Осуществлять в установленном порядке прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ, а также прием, хранение и уничтожение изъятых, добровольно сданных и найденных наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (п. 22).
Подобные обязанности милиции ранее устанавливались в п. 10 и 30 ст. 10 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ): выдавать разрешения на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, транспортирование, ввоз на территорию России и вывоз из России указанного оружия и патронов к нему, а также разрешение на хранение и использование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия, полученного во временное пользование в органах внутренних дел, разрешения на хранение и перевозку автомобильным транспортом взрывчатых материалов промышленного применения; контролировать соблюдение установленных федеральным законом правил оборота служебного и гражданского оружия (п. 10); осуществлять лицензирование отдельных видов деятельности, а также приобретения оружия и патронов к нему в соответствии с законодательством РФ (п. 30).
Как говорилось выше (см. коммент. к ст. 2 Закона), правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории РФ, регулирует Федеральный закон "Об оружии", что и указано в его преамбуле. В части 1 ст. 28 названного Закона установлено, что контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории РФ осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством РФ выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов РФ. Соответствующие обязанности полиции предусмотрены в регламентирующих полномочия органов внутренних дел нормах Федерального закона "Об оружии", а также в нормах изданных на его основе постановлений Правительства РФ, в т.ч. Постановлений Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 460 "О мерах по обеспечению юридических лиц с особыми уставными задачами боевым ручным стрелковым оружием" (заголовок в ред. постановления Правительства РФ от 29 февраля 2000 г. N 173)*(154), от 15 октября 1997 г. N 1314 "Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях"*(155), от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации"*(156) (данным Постановлением утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации).
Среди ведомственных нормативных правовых актов необходимо упомянуть о следующих:
Приказ МВД России от 7 октября 1997 г. N 650 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 г. N 460"*(157), которым утверждены Инструкция о работе органов внутренних дел по обеспечению отдельными типами и моделями боевого ручного стрелкового оружия и патронами к нему юридических лиц с особыми уставными задачами, проверке условий его хранения и проведения инвентаризации и Типовая программа подготовки работников юридических лиц с особыми уставными задачами к действиям в условиях, связанных с применением боевого оружия (названия документов в ред. приказа МВД России от 15 июля 2005 г. N 569);
Приказ МВД России от 12 апреля 1999 г. N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814"*(158), которым утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации*(159);
Приказ ФСВТ России и МВД России от 30 ноября 1999 г. N 120/971 "Об утверждении Инструкции о порядке перевозки воздушными судами гражданской авиации оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета"*(160);
Приказ МВД России от 15 июля 2005 г. N 568 "О порядке проведения органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств"*(161);
Приказ МВД России от 15 июля 2005 г. N 569 "О мерах по обеспечению периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств"*(162);
Приказ МВД России от 14 октября 2009 г. N 775 "Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения лицензий и разрешений, выдаваемых органами внутренних дел при осуществлении государственного контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации"*(163).
Соответствующие обязанности полиции, установленные в п. 22 ч. 1 комментируемой статьи в отношении изъятых, добровольно сданных и найденных наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров следуют из норм Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"*(164), регламентирующих участие органов внутренних дел в противодействии незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Права, предоставляемые полиции при выполнении обязанностей, установленных рассматриваемыми пунктами, предусмотрены в п. 22 и 23 ч. 1 ст. 13 комментируемого Закона (см. указанную статью и коммент. к ней).
Выдавать при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, лицензии на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности и на осуществление охранной деятельности; выдавать для подтверждения правового статуса частного детектива и правового статуса частного охранника удостоверения установленного образца; принимать квалификационные экзамены у частных охранников и лиц, претендующих на получение удостоверения частного охранника; проводить периодические проверки частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств (п. 23).
Осуществлять контроль за деятельностью частных детективов и частных охранных организаций, а также участвовать в контроле за деятельностью образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации частных детективов и работников частных охранных организаций, по соблюдению ими требований и условий, установленных законодательством РФ (п. 24).
Ранее в пункте 19 ст. 10 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ) устанавливались лишь обязанности милиции выдавать удостоверение частного охранника и личную карточку охранника: контролировать соблюдение установленных федеральным законом правил частной детективной и охранной деятельности. Остальное, что указано в рассматриваемом пункте, предусмотрено Законом РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", а также Постановлениями Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 587 "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности"*(165) и от 23 июня 2011 г. N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности"*(166) (последним утверждены Положение о лицензировании частной детективной (сыскной) деятельности, Положение о лицензировании частной охранной деятельности, Правила ведения реестра лицензий на осуществление частной охранной деятельности и предоставления сведений из него, Правила уведомления частной охранной организацией органов внутренних дел о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников)).
Приказом МВД России от 19 июня 2006 г. N 447 "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по лицензированию и осуществлению контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации" (в ред. Приказа МВД России от 21 сентября 2009 г. N 716)*(167) утверждены:
Инструкция об организации работы по лицензированию и осуществлению органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации;
Инструкция по организации и приему квалификационного экзамена у граждан, необходимого для приобретения правового статуса частного охранника;
Инструкция по организации работы по выдаче удостоверения (дубликата удостоверения) частного охранника, переоформлению в связи с продлением срока его действия, продлению срока действия, внесению в него изменений, аннулированию и изъятию удостоверения (дубликата удостоверения) частного охранника.
Кроме того, выше упоминались Приказы МВД России от 15 июля 2005 г. N 568 "О порядке проведения органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств" и от 15 июля 2005 г. N 569 "О мерах по обеспечению периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств".
Права, предоставляемые полиции при выполнении обязанностей, установленных рассматриваемыми пунктами, предусмотрены в п. 23 и 24 ч. 1 ст. 13 комментируемого Закона (см. указанную статью и коммент. к ней).
Охранять на договорной основе имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ; обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны; осуществлять в порядке, установленном Правительством РФ, инспектирование подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, если иной порядок не установлен федеральным законом; обеспечивать во взаимодействии с органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, охрану дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, представительств международных организаций, если такая охрана предусмотрена международными договорами РФ (п. 25).
Ранее в пункте 11 ст. 10 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2009 г. N 265-ФЗ) устанавливались обязанности милиции охранять на основе договоров с физическими или юридическими лицами принадлежащее им имущество; инспектировать в порядке, определяемом Правительством РФ, подразделения охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделения охраны ведомственной охраны; давать обязательные к исполнению предписания по устранению недостатков, выявленных в технической укрепленности объектов, и обеспечению сохранности государственной и муниципальной собственности.
Как говорилось выше (см. коммент. к ст. 2 Закона), Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 589 утверждено Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации. В пункте 1 названного Положения определено, что вневедомственная охрана при органах внутренних дел РФ создается на договорной основе для защиты имущества собственников и организуется в городах, районных центрах и поселках городского типа. Приказом МВД России от 31 августа 2007 г. N 772 утвержден Порядок обеспечения Министерством внутренних дел Российской Федерации охраны имущества физических и юридических лиц по договорам*(168).
Осуществление контроля за деятельностью ведомственной охраны органами внутренних дел предусмотрено Федеральным законом от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране"*(169), согласно ст. 22 которого (в ред. Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ) контроль за деятельностью ведомственной охраны осуществляют имеющие право на создание ведомственной охраны федеральные органы исполнительной власти и организации, а также органы внутренних дел в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ. Приказом МВД России от 5 августа 1993 г. N 371 утверждена Инструкция о порядке инспектирования ведомственной охраны предприятий, учреждений и организаций подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел*(170). Кроме того, выше упоминались Приказы МВД России от 15 июля 2005 г. N 568 "О порядке проведения органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств" и от 15 июля 2005 г. N 569 "О мерах по обеспечению периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств".
В части 8 ст. 9 Закона 1991 г. о милиции предусматривалось, что Правительством РФ определяется перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел. На основании данной нормы распоряжением Правительства РФ от 2 ноября 2009 г. N 1629-р утвержден Перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации*(171).
В отношении обеспечения охраны дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, представительств международных организаций в Законе 1991 г. о милиции не говорилось. Соответствующее регулирование содержится в Федеральном законе от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности"*(172), согласно п. "н" ст. 12 которого органы федеральной службы безопасности обязаны обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на территории РФ.
На основании рассматриваемой нормы издано Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2011 г. N 274, которым утверждены Правила инспектирования полицией подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны*(173). Названные Правила определяют порядок инспектирования полицией подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны (обозначаются по тексту сокращением "подразделения охраны"), если иной порядок не установлен федеральным законом. Действие названных Правил не распространяется на порядок организации проверок, проводимых органами внутренних дел в целях обеспечения государственного контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении частной охранной деятельности. Как установлено названными Правилами, инспектирование подразделений охраны осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок их деятельности в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"*(174).
Права, предоставляемые полиции при выполнении обязанностей, установленных рассматриваемым пунктом, предусмотрены в п. 26 ч. 1 ст. 13 комментируемого Закона (см. указанную статью и коммент. к ней).
Осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений; участвовать в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно (п. 26).
Подобным образом ранее в п. 18 ст. 10 Закона 1991 г. о милиции (здесь и далее в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ) устанавливалось, что милиция обязана контролировать в пределах своей компетенции соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений; участвовать в предусмотренных законом случаях в контроле за поведением осужденных, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно.
Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, регламентирован нормами Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"*(175), в п. 1 ст. 1 которого понятие "административный надзор" определено как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с названным Законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных названным Законом. Приказом МВД России от 8 июля 2011 г. N 818 утвержден Порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы*(176).
В соответствии с ч. 2 ст. 187 УИК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 9 января 2006 г. N 12-ФЗ*(177)) в порядке, предусмотренном законодательством РФ и нормативными правовыми актами, к осуществлению контроля за поведением условно осужденных привлекаются работники соответствующих служб органов внутренних дел. В части 1 ст. 188 данного Кодекса установлено, что уголовно-исполнительные инспекции осуществляют персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока, контролируют с участием работников соответствующих служб органов внутренних дел соблюдение условно осужденными общественного порядка и исполнение ими возложенных судом обязанностей.
В процессе контроля (надзора), осуществляемого в соответствии с рассматриваемым пунктом, полиция согласно п. 11 ч. 1 ст. 13 комментируемого Закона имеет право применять предусмотренные федеральным законом меры наблюдения за ходом социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
Проводить в соответствии с федеральным законом государственную дактилоскопическую регистрацию и государственную геномную регистрацию (п. 27).
Ранее подобная обязанность милиции устанавливалась в п. 29 ст. 10 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ), но только в отношении государственной дактилоскопической регистрации.
Цели, принципы и виды государственной дактилоскопической регистрации в России определяет Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации"*(178), что и указано в его преамбуле. Там же предусмотрено, что названный Закон устанавливает основные требования к проведению государственной дактилоскопической регистрации, хранению и использованию дактилоскопической информации. Случаи проведения органами внутренних дел добровольной и обязательной государственной дактилоскопической регистрации определены в ст. 10 и 11 названного Закона соответственно. Приказом МВД РФ от 31 августа 2007 г. N 769 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации проведения государственной дактилоскопической регистрации*(179).
Государственная геномная регистрация регламентирована Федеральным законом от 3 декабря 2008 г. N 242-ФЗ "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации"*(180), в ст. 8 и 9 которого определены случаи участия подразделений органов внутренних дел РФ в проведении добровольной и обязательной государственной геномной регистрации соответственно.
Осуществлять в соответствии с федеральным законом государственную защиту потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц (п. 28).
Подобным образом ранее в соответствии с п. 24 ст. 10 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ) на милицию возлагались обязанности применять меры безопасности, предусмотренные федеральным законом, в отношении судей, народных заседателей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей, судебных исполнителей, должностных лиц контролирующих органов и органов внутренних дел, а также их близких; применять предусмотренные федеральным законом меры по охране потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству, их близких, жизнь, здоровье или имущество которых находятся в опасности.
Как говорилось выше (см. коммент. к ст. 2), систему мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, включающую меры безопасности и меры социальной поддержки указанных лиц, устанавливает Федеральный закон "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", что и закреплено в его преамбуле (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ*(181)). Там же указано, что названный Закон определяет основания и порядок применения таких мер. Возложение на органы внутренних дел РФ осуществления мер безопасности предусмотрено в ч. 3 ст. 3 названного Закона.
Выше также говорилось, что систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны, осуществляющих функции, выполнение которых может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность, а также их близких устанавливает Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", что и предусмотрено в его преамбуле. В соответствии ч. 1 ст. 12 названного Закона (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ) на органы внутренних дел возлагается применение и осуществление мер безопасности: в отношении судей, арбитражных заседателей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей, сотрудников Следственного комитета РФ, судебных исполнителей и должностных лиц контролирующих органов, указанных в ч. 1 ст. 2 названного Закона, а также их близких; в отношении должностных лиц органов внутренних дел, а также их близких.
Соответственно рассматриваемому пункту в п. 30 ч. 1 ст. 13 комментируемого Закона предусмотрено право полиции применять на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом, меры государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц (см. коммент. к указанной статье).
Участвовать в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории РФ или в отдельных ее местностях (п. 29).
Точно такая же обязанность милиции устанавливалась в одном из положений п. 13 ст. 10 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ). Участие полиции в обеспечении режима военного положения регламентируется Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении"*(182). Участие полиции в обеспечении чрезвычайного положения регламентируется Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении"*(183), в ст. 16 которого предусмотрена возможность использования для обеспечения такого режима сил и средств органов внутренних дел. В пункте 31 ч. 1 ст. 13 комментируемого Закона указано право полиции применять в период действия военного положения или чрезвычайного положения меры и временные ограничения, установленные федеральными конституционными законами и федеральными законами (см. коммент. к указанной статье).
Оказывать содействие пограничным органам федеральной службы безопасности в проведении мероприятий по защите Государственной границы РФ, участвовать в осуществлении контроля за соблюдением пограничного режима, обеспечивать по представлениям пограничных органов федеральной службы безопасности временное ограничение или воспрещение доступа граждан на отдельные участки местности или объекты вблизи Государственной границы РФ во время проведения пограничных поисков и операций, при отражении вооруженных вторжений на территорию РФ или при воспрепятствовании незаконным массовым пересечениям Государственной границы РФ (п. 30).
Закон 1991 г. о милиции подобные обязанности милиции не устанавливал. Соответствующее регулирование содержится в Законе РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации"*(184). Так, в пункте 5 ст. 28 названного Закона (в ред. Федерального закона от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ*(185)) среди прочего указано, что МВД России:
оказывает содействие пограничным органам в проведении мероприятий по защите Государственной границы РФ, борьбе с нелегальной деятельностью через нее, розыске лиц, нарушивших режим Государственной границы РФ, в выяснении и проверке обстоятельств правонарушений граждан, задержанных в административном или уголовно-процессуальном порядке;
информирует пограничные органы о состоянии правопорядка в приграничных районах России, выявленных противоправных действиях, преступных группах и лицах, имеющих противоправные устремления в отношении Государственной границы и пограничных органов;
обеспечивает участие органов внутренних дел в контроле за соблюдением пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;
обеспечивает по представлениям пограничных органов временное ограничение или воспрещение доступа граждан на отдельные участки местности или объекты вблизи Государственной границы РФ во время проведения пограничных поисков и операций, при отражении вооруженных вторжений на территорию РФ или воспрепятствовании незаконным массовым пересечениям Государственной границы РФ;
обеспечивает общественный порядок при проведении на Государственной границе РФ и в пограничных районах России массовых мероприятий федерального или международного характера;
обеспечивает правопорядок в приграничных районах при возникновении чрезвычайных ситуаций, введении режима чрезвычайного положения;
участвует в правовом воспитании населения приграничных районов России, профилактике совместно с пограничными органами правонарушений на Государственной границе РФ и в пунктах пропуска через нее.
Принимать в соответствии с федеральным законом меры по пресечению в ходе избирательных кампаний, при подготовке и проведении референдумов противоречащей закону предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, информировать избирательные комиссии, комиссии референдума о фактах выявленных нарушений и принятых в связи с этим мерах; предоставлять по запросам избирательных комиссий, комиссий референдума сведения о наличии неснятой или непогашенной судимости у лиц, являющихся кандидатами на должность Президента РФ, кандидатами в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, кандидатами на выборные должности местного самоуправления; осуществлять охрану помещений, где хранятся бюллетени для голосования на выборах, референдумах; участвовать в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в помещениях для голосования и на территориях вокруг них; оказывать по запросам избирательных комиссий, комиссий референдума иное содействие в целях обеспечения беспрепятственного осуществления этими комиссиями полномочий, возложенных на них федеральным законом (п. 31).






