Доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации; доставлять по письменному заявлению граждан в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции находящихся совместно с ними в жилище граждан в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу; направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, а также проводить освидетельствование указанных граждан на состояние опьянения в порядке, установленном Правительством РФ (п. 14).
Ранее подобным образом в п. 11 и 19 ч. 1 ст. 11 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ) предусматривались права милиции:
доставлять в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержать в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, либо могущих причинить вред окружающим или себе, а находящихся в жилище - по письменному заявлению проживающих там граждан, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для их здоровья, жизни и имущества (п. 11);
проводить в установленном законом порядке освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступления либо в отношении которых имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении, для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств либо направлять или доставлять данных лиц в медицинское учреждение, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела о правонарушении (п. 19).
Следует подчеркнуть, что в рассматриваемом пункте не говорится о возможности доставления граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в дежурные части органов внутренних дел. Указом Президента РФ от 18 февраля 2010 г. N 208 "О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации" в рамках реформирования МВД России предписано подготовить и представить предложения о передаче медицинских вытрезвителей при органах внутренних дел РФ в ведение органов управления здравоохранением. Соответственно, в заключительном положении ч. 1 ст. 54 комментируемого Закона предусмотрено, что полиция до передачи соответствующим органам и организациям обязанностей по организации работы медицинских вытрезвителей продолжает выполнять указанные обязанности, но не позднее 1 января 2012 г.
В отличии от Закона 1991 г. о милиции в рассматриваемом пункте прямо указано, что освидетельствование граждан на состояние опьянения проводится в порядке, установленном Правительством РФ. данное положение учитывает норму ч. 6 ст. 27.12 КоАП РФ, согласно которой (в ред. Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ*(209)) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ. На основании данной нормы Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475*(210) утверждены Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правила определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством. Приказом МВД России от 4 августа 2008 г. N 676*(211) утверждены формы акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Проведение освидетельствования в рамках уголовного процесса регламентировано статьей 179 УПК РФ, согласно ч. 1 которой (в ред. Федерального закона от 2 декабря 2008 г. N 226-ФЗ) для обнаружения на теле человека особых примет, следов преступления, телесных повреждений, выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значение для уголовного дела, если для этого не требуется производство судебной экспертизы, может быть произведено освидетельствование подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, а также свидетеля с его согласия, за исключением случаев, когда освидетельствование необходимо для оценки достоверности его показаний; в случаях, не терпящих отлагательства, освидетельствование может быть произведено до возбуждения уголовного дела.
Доставлять несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом (п. 15).
Подобное право ранее в п. 10 ч. 1 ст. 11 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ) формулировалось несколько иначе: задерживать и доставлять в приемники-распределители, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, а также центры социальной реабилитации лиц в случаях и порядке, предусмотренных законом.
В рассматриваемых пунктах указаны права, предоставляемые полиции при выполнении обязанностей, возложенных на нее соответствующими положениями п. 4, 12 и 14 ч. 1 ст. 12 комментируемого Закона. Как предусмотрено в п. 4 ст. 22 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ), несовершеннолетние, указанные в подп. 3-6 п. 2 этой статьи, могут быть помещены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел на срок не более 48 часов на основании постановления руководителя органов внутренних дел или уполномоченного сотрудника органов внутренних дел, замещающих должности, перечень которых утверждается министром внутренних дел РФ. Там же предусмотрено, что материалы на таких несовершеннолетних представляются судье в порядке и в срок, которые установлены статьей 31.1 названного Закона, для решения вопроса о дальнейшем содержании или об освобождении несовершеннолетних. Несовершеннолетние, которые круглосуточно принимаются в установленном порядке в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, перечислены в п. 2 ст. 13 названного Закона. Пункт 3 указанной статьи определяет перечень оснований приема в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
Осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене либо осуществлять такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами (п. 16).
Ранее в п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ) предусматривалось лишь право милиции осуществлять в порядке, установленном в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных данных полагать, что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества. Как отмечалось в Определении КС России от 17 ноября 2009 г. N 1522-О-О*(212), данное положение, являясь бланкетной нормой, подлежит применению во взаимодействии со ст. 27.1, 27.7, 27.10 КоАП РФ, которые определяют порядок проведения личного досмотра, изъятия вещей и документов, а также составления протокола досмотра.
Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице регламентированы нормами ст. 27.7 КоАП РФ. Согласно части 1 указанной статьи личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, т.е. обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. В части 2 указанной статьи установлено, что личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, указанными в ст. 27.2 "Доставление" и 27.3 "Административное задержание" данного Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 27.9 КоАП РФ досмотр транспортного средства любого вида, т.е. обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. В части 2 указанной статьи также установлено, что досмотр транспортного средства осуществляется лицами, указанными в ст. 27.2 "Доставление" и 27.3 "Административное задержание" данного Кодекса.
Истребовать для проведения экспертиз по письменному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от организаций независимо от форм собственности предоставление образцов и каталогов своей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства экспертиз; проводить исследования предметов и документов при наличии признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния; проводить экспертизу (исследование) изъятых у граждан и должностных лиц документов, имеющих признаки подделки, а также вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у них без специального разрешения, и по результатам такой экспертизы (исследования) возвращать эти документы и вещи владельцам, либо приобщать их в качестве доказательств по делу, либо уничтожать в порядке, установленном Правительством РФ, либо передавать по назначению в установленном порядке (п. 17).
Закон 1991 г. о милиции на подобные права милиции не указывал. Как говорилось выше, в п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" предусмотрен такой вид оперативно-розыскных мероприятий, как исследование предметов и документов. Но это именно оперативно-розыскное мероприятие, которое проводится исключительно в рамках оперативно-розыскной деятельности, при наличии соответствующих документально оформленных оснований.
Рассматриваемый пункт указывает на права, предоставляемые полиции при выполнении закрепленной в п. 18 ч. 1 ст. 12 комментируемого Закона обязанности проводить экспертизы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, а также исследования по материалам оперативно-разыскной деятельности.
Целесообразно упомянуть, что статья 15 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" предусматривает права руководителя государственного судебно-экспертного учреждения. Наряду с прочим в этой статье установлено, что указанный руководитель вправе требовать от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, возмещения расходов, связанных с: 1) компенсацией за хранение транспортной организацией поступивших на судебную экспертизу объектов исследований, за исключением штрафов за несвоевременное их получение данным учреждением; 2) транспортировкой объектов после их исследования, за исключением почтовых расходов; 3) хранением объектов исследований в государственном судебно-экспертном учреждении после окончания производства судебной экспертизы сверх сроков, установленных нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти; 4) ликвидацией последствий взрывов, пожаров и других экстремальных ситуаций, явившихся результатом поступления в данное учреждение объектов повышенной опасности, если орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, не сообщили руководителю об известных им специальных правилах обращения с указанными объектами или они были ненадлежаще упакованы.
Осуществлять в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе гражданина подвергнуться личному осмотру не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места (п. 18).
Такие права в Законе 1991 г. о милиции не предусматривались. Как говорилось выше, в п. 2 ч. 1 его ст. 11 (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ) указывалось на право милиции осуществлять в порядке, установленном в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных данных полагать, что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества.
Следует отметить, что в ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" предусмотрены следующие права уполномоченного представителя органа внутренних дел: 1) требовать от организатора публичного мероприятия объявления о прекращении допуска граждан на публичное мероприятие и самостоятельно прекратить допуск граждан на него в случае нарушения предельной нормы заполняемости территории (помещения); 2) требовать от организатора и участников публичного мероприятия соблюдения порядка его организации и проведения; 3) по просьбе организатора публичного мероприятия удалять с места его проведения граждан, не выполняющих законных требований организатора публичного мероприятия.
Производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с федеральным законом (п. 19).
Ранее подобным образом в п. 15 ч. 1 ст. 11 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ) предусматривались права милиции производить регистрацию, фотографирование, звукозапись, кино и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, подвергнутых административному аресту, а также лиц, в отношении которых имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении, при невозможности установления их личности и иных лиц, в отношении которых в соответствии с федеральным законом предусмотрена обязательная дактилоскопическая регистрация.
Следует подчеркнуть, что речь идет о реализации указанных прав в случае, если не представилось возможным достоверно установить личность соответствующего гражданина. Так, в Определении КС России от 20 ноября 2003 г. N 416-О*(213) применительно к конкретному обращению отмечалось, что поскольку у гражданина на момент доставления в медицинский вытрезвитель имелся при себе паспорт, что позволяло установить его личность, сотрудники милиции не имели оснований для применения в отношении него видеосъемки.
Необходимо также обратить внимание на то, что в рассматриваемом пункте говорится о "других лицах в соответствии с федеральным законом", в то время как Закон 1991 г. о милиции отсылал к федеральному закону, регламентирующему обязательную дактилоскопическую регистрацию. Проведение в соответствии с федеральным законом государственной дактилоскопической регистрации указано в п. 27 ч. 1 ст. 12 комментируемого Закона в качестве обязанности полиции.
Использование информационных систем, видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, а также других технических и иных средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий предусмотрено в ч. 3 ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".
Останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения; временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии; выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов) (п. 20).
Требовать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения; ограничивать или запрещать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения; задерживать транспортные средства и отстранять водителей от управления транспортными средствами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ; запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, транспортных средств, владельцами которых не выполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности, а также транспортных средств, не прошедших государственного технического осмотра или технического осмотра в случаях, установленных КоАП РФ, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененные государственные регистрационные знаки, а равно имеющих маркировку, не соответствующую данным, указанным в регистрационных документах, в т.ч. в случаях, предусмотренных федеральным законом, - со снятием государственных регистрационных знаков до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения; при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения проводить проверки деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, выдавать должностным лицам этих организаций и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений, в т.ч. нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании дорог (п. 21).
Ранее подобные права милиции предусматривались в п. 23 ч. 1 ст. 11 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ): запрещать эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, а также транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности, останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а также документы на транспортные средства и перевозимые грузы; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов; производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях; отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно не имеющих документов на право управления или пользования транспортным средством; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности.
В рассматриваемых пунктах указаны права, предоставляемые полиции при выполнении обязанностей, возложенных на нее положениями п. 19 ч. 1 ст. 12 комментируемого Закона. Как говорилось в комментарии к указанной статье, согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения организуются и осуществляются в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, в п. 1 которого (в ред. Указа Президента РФ от 2 июля 2002 г. N 679) определено, что ГИБДД МВД России осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения" утверждены Правила дорожного движения Российской Федерации. Приказом МВД России от 2 марта 2009 г. N 185 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Выше также говорилось, что порядок и периодичность проведения технического осмотра находящихся в эксплуатации транспортных средств, а также порядок аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (заявителей) в целях осуществления деятельности по проведению технического осмотра с 1 января 2012 г. устанавливаются Федеральным законом "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Названным Законом в п. 21 ч. 1 комментируемой статьи с этой же даты указание на право полиции запрещать эксплуатацию транспортных средств, не прошедших обязательного технического осмотра, заменено указанием на право полиции запрещать эксплуатацию транспортных средств, не прошедших государственного технического осмотра или технического осмотра в случаях, установленных КоАП РФ.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяются Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"*(214), что и закреплено в его преамбуле. Согласно пункту 1 ст. 32 названного Закона (в ред. Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ) контроль за исполнением владельцами транспортных средств установленной настоящим названным Законом обязанности по страхованию осуществляется полицией при регистрации, организации государственного технического осмотра транспортных средств и осуществлении иных своих полномочий в области контроля за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Там же предусмотрено, что водитель транспортного средства обязан иметь при себе страховой полис обязательного страхования и передавать его для проверки сотрудникам полиции, уполномоченным на то в соответствии с законодательством РФ.
В части 2 комментируемой статьи установлено, что право осуществлять действия, указанные в рассматриваемых пунктах, предоставляется специально уполномоченным сотрудникам полиции (см. ниже).
Как отмечалось Общественной палатой РФ при работе над проектом комментируемого Закона, формулировка п. 20 ч. 1 ст. 13 "... временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения" является заведомо коррупциогенной, т.к. термин "в иных случаях" дает недопустимо широкую возможность трактовки (см. письмо от 30 ноября 2010 г. N 3ОП-1/1980). Но, как видно, этот термин так и не был исключен из указанного пункта.
Проводить проверки мест производства, хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, мест производства патронов к оружию и составных частей патронов, а также проверки объектов, где они обращаются, мест утилизации боеприпасов; согласовывать требования к содержанию программ подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием; устанавливать порядок проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием в организациях, определяемых Правительством РФ, и участвовать в проверке таких знаний и навыков в этих организациях; проводить проверки мест хранения и использования специальных средств в частных охранных организациях; по результатам проверок выдавать гражданам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия, боеприпасов, патронов к оружию и специальных средств; изымать в случаях, предусмотренных законодательством РФ, оружие, боеприпасы, патроны к оружию, основные части к ним и специальные средства; ограничивать в установленном законодательством РФ порядке деятельность соответствующих объектов и применять иные меры, предусмотренные Федеральным законом "Об оружии"; участвовать в соответствии с законодательством РФ в проведении проверок мест производства, хранения, использования и распространения взрывчатых материалов промышленного назначения и пиротехнических изделий IV и V класса (п. 22).
Подобным образом ранее в п. 24 и 24.1 ч. 1 ст. 11 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 21 марта 2005 г. N 20-ФЗ) предусматривались права милиции:
осматривать места хранения и использования оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, а также объекты, где они обращаются; при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные предписания гражданам и должностным лицам об устранении этих нарушений, изымать указанные предметы, запрещать деятельность соответствующих объектов, аннулировать выданные разрешения и применять иные меры, предусмотренные законодательством (п. 24);
проводить проверки мест производства, хранения, продажи, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, производства патронов к оружию и составных частей патронов, производства, хранения, использования и распространения взрывчатых материалов промышленного назначения и пиротехнических изделий, а также мест утилизации боеприпасов, за исключением случаев, установленных законодательством РФ, по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя и в порядке, установленном законодательством РФ, приостанавливать действие разрешений на хранение, использование и перевозку взрывчатых материалов промышленного назначения, пиротехнических изделий IV и V класса в соответствии с национальным стандартом, если условия их размещения, использования и перевозки угрожают жизни, здоровью или безопасности граждан либо не выполняются установленные требования учета и сохранности взрывчатых материалов промышленного назначения и обеспечения безопасности взрывных работ, до устранения выявленных нарушений (п. 24.1).






