Как справедливо замечено Общественной палатой РФ, права полиции заметно расширены, а часть их выделена в отдельные статьи (задержание, вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки), которые по сути представляют собой выдержки из УПК РФ, КоАП РФ и Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (см. письмо от 30 ноября 2010 г. N 3ОП-1/1980). Речь идет о регулировании, содержащемся в ст. 14 и 15 комментируемого Закона.
В отношении прав, предоставляемых в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей, необходимо отметить следующее.
Требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений (п. 1).
Подобным образом ранее в п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ) указывалось, что милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, должностных лиц органов государственной власти и должностных лиц органов местного самоуправления, представителей общественных объединений; удалять граждан с места совершения правонарушения или происшествия.
В рассматриваемом пункте предусмотрены права, предоставляемые полиции в т.ч. для выполнения обязанностей, установленных в п. 31 и 36 ч. 1 ст. 12 комментируемого Закона. Как говорилось в комментарии к указанной статье, соответствующие обязанности полиции предопределены нормами Федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также нормами законодательства о выборах и референдумах, т.е. Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации", Федеральных законов "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления".
Проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством РФ (п. 2).
Ранее подобным образом в п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ) предусматривались права милиции: проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении; проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятие определенной деятельностью, контроль за которыми возложен на милицию в соответствии с законодательством РФ.
Общественная палата РФ при работе над проектом комментируемого Закона указывала на содержащиеся в рассматриваемом пункте существенных ограничений прав граждан, отмечая, что недопустимо отсутствие указания на то, каким именно федеральным законом может быть предусмотрено задержание, а термин "иные документы" дает избыточно широкую возможность трактовки. В связи с этим предлагалось прописать все возможные основания проверки документов, конкретизировать и указать полный закрытый перечень указанных в данной норме документов (см. письмо от 30 ноября 2010 г. N 3ОП-1/1980). Но это предложение так и не было реализовано.
Вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям, в т.ч. по поручениям следователя и дознавателя, необходимые объяснения, справки, документы (их копии); подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову (п. 3).
Подобные права милиции предусматривались ранее в п. 3 и 4 ч. 1 ст. 11 Закона 1991 г. о милиции: вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции; подвергать приводу в случаях и в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову (п. 3); получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них (п. 4).
Привод регламентирован соответствующими нормами УПК РФ и КоАП РФ, в целях реализации которых Приказом МВД России от 21 июня 2003 г. N 438 утверждена Инструкция о порядке осуществления привода*(202). Как определено в п. 1 названной Инструкции, привод подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля по уголовному делу, физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля по делу об административном правонарушении является принудительной мерой, предусмотренной статьей 113 УПК РФ, а также статьей 27.15 КоАП РФ.
В связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в т.ч. персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации; при выявлении и пресечении налоговых преступлений запрашивать и получать от кредитных организаций справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, а также о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности (п. 4).
В Законе 1991 г. о милиции подобные права не предусматривались. Как говорилось выше, п. 4 ч. 1 ст. 11 названного Закона указывалось лишь на право милиции получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них.
В рамках работы над проектом комментируемого Закона Правовое управление Аппарата Государственной Думы отмечало необходимость уточнения формулировки рассматриваемого пункта о праве полиции запрашивать и получать на безвозмездной основе необходимую информацию, в т.ч. персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации и персональных данных, учитывая что Федеральным законом "О персональных данных" установлен именно специальный порядок обработки (в т.ч. и получения) персональных данных, предполагающий необходимость согласия соответствующего субъекта персональных данных (см. Заключение от 1 декабря 2010 г. N 2.2-1/4410). Как видно, это замечание так и не было учтено.
Содержащееся в рассматриваемом пункте положение о предоставлении кредитными организациями соответствующих справок дублирует часть 3 ст. 26 "Банковская тайна" Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ)*(203), согласно которой в соответствии с законодательством РФ справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений. Кстати говоря, Правовое управление Аппарата Государственной Думы предлагало рассмотреть вопрос о возможности предоставления полиции права запрашивать и получать такие справки не только в связи с налоговыми преступлениями, но и с некоторыми иными категориями преступлений, в т.ч. имущественного характера (см. Заключение от 1 декабря 2010 г. N 2.2-1/4410). Однако, это предложение так и не было реализовано.
В рассматриваемом пункте федеральный законодатель делегировал полномочие по определению порядка передачи медицинскими организациями соответствующих сведений федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, т.е. МВД России и федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Указанным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321*(204), является Минздравсоцразвития России. Приказом Минздрава России и МВД России от 9 января 1998 г. N 4/8 была утверждена Инструкция о порядке взаимодействия лечебно-профилактических учреждений и органов внутренних дел Российской Федерации при поступлении (обращении) в лечебно-профилактические учреждения граждан с телесными повреждениями насильственного характера*(205). Однако данный документ признан в соответствии с Приказом Минздрава России и МВД России от 12 мая 2010 г. N 352/361*(206) признан утратившим силу и сведений об издании документа на его замену нет.
Беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в т.ч. с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (п. 5).
Закон 1991 г. о милиции подобные права не называл, лишь в п. 30 ч. 1 его ст. 11 (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ) предусматривалось право милиции получать безвозмездно от организаций и граждан информацию, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения соответствующей информации.
Следует упомянуть, что особое внимание Общественной палаты РФ при работе над проектом комментируемого Закона привлекло положение рассматриваемого пункта, которым сотрудникам полиции дается право беспрепятственно знакомиться в организациях с необходимыми материалами, документами, т.д. Как справедливо отмечалось Общественной палатой РФ, возникает вопрос: "Насколько это необходимо и для чего?"; если возбуждено уголовное дело или ведется дело об административном правонарушении, то подобное ознакомление будет регламентироваться указанными кодексами и федеральным законом; особо остро этот вопрос встает при условии, что в законопроекте так и не прописан состав полиции (см. письмо от 30 ноября 2010 г. N 3ОП-1/1980). С учетом этого в рассматриваемом пункте уточнено, что речь идет о документах и материалах, имеющих отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях. Однако, как представляется, полностью такое уточнение обозначенную проблему не сняло.
Патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в т.ч. стационарные, и заслоны, использовать другие формы охраны общественного порядка (п. 6).
В Законе 1991 г. о милиции и иных законодательных актах подобные права милиции не предусматривались. Соответствующее регулирование содержалось в ведомственных нормативных правовых актах. В частности, в Уставе патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности, утв. Приказом МВД России от 29 января 2008 г. N 80, Административном регламенте Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утв. Приказом МВД России от 2 марта 2009 г. N 185.
Требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов (п. 7).
Закон 1991 г. о милиции и иные законодательные акты не предусматривали подобные права милиции. В пункте 22 ч. 1 ст. 11 названного Закона указывалось на права милиции временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, а также не допускать граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывать их остаться там или покинуть эти участки и объекты в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан, проведения следственных и розыскных действий. Однако, данное положение с соответствующими изменениями воспроизведено в норме ч. 3 ст. 16 комментируемого Закона, согласно которой при оцеплении (блокировании) участков местности может быть ограничено или запрещено движение транспорта и пешеходов, если это необходимо для обеспечения безопасности граждан и общественного порядка, проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, охраны места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия, а также для защиты объектов собственности, которым угрожает опасность.
Оговорка о том, что требование разойтись или перейти в другое место может быть обращено только к тем группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, включена в рассматриваемый пункт по настоянию Общественной палаты РФ, которая отмечала, что положения, наделяющие полицию правом обязать любое лицо покинуть определенное место или удалить его принудительно, фактически противоречат ст. 31 Конституции РФ, а также ст. 14 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", в которой содержится исчерпывающий перечень полномочий представителей органов внутренних дел (см. письмо от 30 ноября 2010 г. N 3ОП-1/1980).
Составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях (п. 8).
Подобным образом ранее в п. 5 ч. 1 ст. 11 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ) указывалось на права милиции составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание, применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.
В пункте 11 ч. 1 ст. 12 комментируемого Закона закреплены обязанности полиции пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции. Как говорилось в комментарии к указанной статье, в ст. 23.3 КоАП РФ органы внутренних дел (полиция) названы в качестве органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также перечислены такие дела и определены лица, которые вправе рассматривать такие дела от имени данных органов. В пункте 1 ч. 2 ст. 28.3 данного Кодекса перечислены дела об административных правонарушениях, протоколы о которых вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции). Глава 27 КоАП РФ предусматривает полномочия должностных лиц органов внутренних дел (полиции) по применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Приказом МВД России от 2 июня 2005 г. N 444 "О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию" утвержден Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Производить в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством РФ, следственные и иные процессуальные действия (п. 9).
Ранее подобным образом в п. 6 ч. 1 ст. 11 Закона 1991 г. о милиции предусматривалось право милиции производить в предусмотренных законом случаях и порядке уголовно-процессуальные действия.
В пункте 8 ч. 1 ст. 12 комментируемого Закона установлены обязанности полиции соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством РФ, возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно.
Аналогично сказанному в комментарии к указанной статье следует отметить, что процессуальные права и обязанности полиции предусмотрены соответствующими нормами УПК РФ как полномочия следователей и органов дознания. В соответствии с ч. 1 ст. 38 УПК РФ (в ред. Федерального закона от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ) следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной данным Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Подследственность уголовных дел следователям органов внутренних дел РФ определена в п. 3 ч. 2 ст. 151 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ (в ред. Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ) к органам дознания относятся органы внутренних дел РФ и входящие в их состав территориальные, в т.ч. линейные, управления (отделы, отделения) полиции (до внесения изменений говорилось о милиции). В соответствии с ч. 2 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ) на органы дознания возлагаются: 1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, - в порядке, установленном главой 32 УПК РФ; 2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, - в порядке, установленном статьей 157 УПК РФ; 3) осуществление иных предусмотренных УПК РФ полномочий.
О системе органов предварительного следствия в системе МВД России см. коммент. к ст. 12 Закона.
Проводить оперативно-разыскные мероприятия; производить при осуществлении оперативно-разыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия; объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию комментируемым Законом, а также объявлять розыск и принимать меры по розыску похищенных или угнанных транспортных средств, похищенного имущества, имущества, подлежащего конфискации (п. 10).
Осуществление оперативно-разыскной деятельности установлено в п. 10 ч. 1 ст. 12 комментируемого Закона в качестве обязанности полиции. В комментарии к указанной статье говорилось, что ранее осуществление оперативно-розыскной деятельности предусматривалось в п. 16 ч. 1 ст. 11 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ), но в качестве права милиции.
Виды оперативно-розыскных мероприятий перечислены в ч. 1 ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (в ред. Федерального закона от 5 января 1999 г. N 6-ФЗ*(207)): 1) опрос; 2) наведение справок; 3) сбор образцов для сравнительного исследования; 4) проверочная закупка; 5) исследование предметов и документов; 6) Наблюдение; 7) отождествление личности; 8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; 9) контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; 10) прослушивание телефонных переговоров; 11) снятие информации с технических каналов связи; 12) оперативное внедрение;13) контролируемая поставка; 14) оперативный эксперимент.
Право органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, производить при проведении оперативно-розыскных мероприятий изъятие документов, предметов, материалов и сообщений предусмотрено в п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (в ред. Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 293-ФЗ). Там же указано на право прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.
Применять в процессе контроля (надзора), осуществляемого в соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 12 комментируемого Закона, предусмотренные федеральным законом меры наблюдения за ходом социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы (п. 11).
Подобным образом ранее в п. 17 ч. 1 ст. 11 Закона 1991 г. о милиции указывалось на право милиции применять предусмотренные законом меры по контролю за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также осужденными, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно.
Как говорилось выше (см. коммент. к ст. 12 Закона), соответствующее регулирование содержится в Федеральном законе от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" и УИК РФ. Приказом МВД России от 8 июля 2011 г. N 818 утвержден Порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Вносить в соответствии с федеральным законом руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений (п. 12).
Ранее подобным образом в п. 13 ч. 1 ст. 11 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ) предусматривалось право милиции вносить в соответствии с законом в государственные органы, организации и общественные объединения обязательные для рассмотрения представления и предложения об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений.
Соответствующее регулирование содержится в процессуальных нормах. Как предусмотрено в ч. 2 ст. 158 УПК РФ (в ред. Федерального закона от 2 декабря 2008 г. N 226-ФЗ*(208)), установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона; данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.
Согласно части 1 ст. 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. В части 2 указанной статьи установлено, что организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Доставлять граждан, т.е. осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом, - с составлением протокола в порядке, установленном частями 14 и 15 ст. 14 комментируемого Закона (п. 13).
В Законе 1991 г. о милиции подобные права милиции указаны не были, но в соответствующей части они подразумевались в положениях, регламентирующих задержание (о таких положениях см. коммент. к ст. 14 Закона). Доставление как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении регламентировано нормами ст. 27.2 КоАП РФ. Согласно п. 1 ч. 1 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ) должностными лицами органов внутренних дел (полиции) доставление, т.е. принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со ст. 23.3 данного Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиция), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 данного Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, - в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения.
Следует упомянуть, что при работе над проектом комментируемого Закона не были учтены вполне обоснованные замечания, высказанные Комитетом Государственной Думы по вопросам местного самоуправления по поводу положения о предоставлении полиции права доставлять граждан в помещение муниципального органа в целях решения вопроса о задержании, установления личности, защиты гражданина либо составления протокола (см. Решение от 18 ноября 2010 г. N 99/1): способ изложения нормы законопроекта указывает на равную вероятность доставления граждан как в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, так и в помещения органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований; Комитет понимает, что не исключена ситуация, когда единственной возможностью спасти жизнь человека может оказаться укрытие его, например, за стенами мэрии; возможно, что помещение поселкового совета также будет единственным местом, где можно составить протокол; однако практика работы Комитета позволяет утверждать, что помещения органов местного самоуправления по своим функциональным характеристикам мало приспособлены для пребывания в них задержанных лиц, тем более представляющих общественную опасность; в связи с этим законопроект должен содержать указание на доставление граждан в помещения органов местного самоуправления только в исключительных случаях, когда другая возможность реализации прав полиции, предусматриваемых пунктом 13 ч. 1 ст. 13 законопроекта, отсутствует; также Комитету не ясно, почему аналогичное право не предполагается предоставить полиции в отношении помещений государственных органов, помещений иных организаций.






