Глава 3. Обязанности и права полиции 1 страница

 

Статья 12. Обязанности полиции

1. В данной статье установлены обязанности полиции, а в следующей статье предусмотрены ее права. Как отмечалось в пояснительной записке к проекту комментируемого Закона, в перечень обязанностей полиции включены функции, которые не были учтены в Законе 1991 г. о милиции, но которые милиция осуществляла в соответствии с другими законодательными и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с заключительным положением ч. 1 ст. 54 комментируемого Закона полиция до передачи соответствующим органам и организациям обязанностей по осуществлению административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы России, по организации работы медицинских вытрезвителей, по проведению технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним, по конвоированию задержанных лиц и лиц, заключенных под стражу, из следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, по розыску должника, его имущества, по формированию и ведению реестра дисквалифицированных лиц продолжает выполнять указанные обязанности, но не позднее 1 января 2012 г.

В отношении обязанностей, возлагаемых в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи на полицию, необходимо отметить следующее.

Принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством РФ, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством РФ, но не реже одного раза в месяц; передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя; информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования (п. 1).

Подобные обязанности милиции в п. 3 и 3.1 ст. 10 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ) формулировались в более общем виде: принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством (п. 3); принимать и регистрировать сообщения и иную информацию, поступающую в форме электронных документов, о преступлениях, об административных правонарушениях и о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством (п. 3.1).

Детальнее данные вопросы с учетом соответствующих процессуальных норм урегулированы Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утв. Приказом МВД России от 4 мая 2010 г. N 333*(112). Установленный названной Инструкцией порядок включает в себя:

прием сообщений о происшествиях - действия должностного лица органов внутренних дел, наделенного соответствующими полномочиями по получению сообщения о происшествии;

регистрацию сообщений о происшествиях - присвоение каждому поступившему сообщению о происшествии порядкового номера и фиксация в учетной документации кратких сведений о нем;

разрешение сообщений о происшествиях - проверку фактов, изложенных в зарегистрированных сообщениях о происшествиях, уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел и принятие в пределах их компетенции решений в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.

Согласно названной Инструкции сообщение о происшествии в зависимости от его содержания и формы поступления (обнаружения) подразделяется на: 1) сообщения о преступлениях (исходя из п. 43 ст. 5 УПК РФ - заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления, составленный лицом, принявшим сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; 2) сообщения и письменные заявления о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения; 3) иную информацию о происшествиях.

Как предусмотрено названной Инструкцией, поступившее в орган внутренних дел сообщение о происшествии должно быть незамедлительно внесено в Книгу учета сообщений о происшествиях (КУСП) и ему присвоен соответствующий регистрационный номер.

Следует подчеркнуть, что в рассматриваемом пункте речь идет о заявителях, которыми могут быть граждане, государственные органы, муниципальные органы, организации, в то время как в проекте комментируемого Закона говорилось только о гражданах. Тем самым учтено замечание Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления о том, что упущена необходимость регистрировать заявления и сообщения, исходящие от органов местного самоуправления. Комитет также указывал, что это не согласуется с нормами гл. 19 УПК РФ и ст. 28.1 КоАП РФ (см. Решение от 18 ноября 2010 г. N 99/1).

Необходимо также упомянуть о замечаниях, которые высказывались при работе над законопроектом Правовым управлением Аппарата Государственной Думы (см. Заключение от 1 декабря 2010 г. N 2.2-1/4410) и которые не были учтены, хотя являлись вполне обоснованными:

проектную редакцию пункта, в соответствии с которой на полицию возлагается обязанность информировать граждан о ходе рассмотрения их заявлений и сообщений, в т.ч. о преступлениях, не реже одного раза в месяц, необходимо согласовать с частью 1 ст. 144 УПК РФ, устанавливающей трехсуточный срок для проверки сообщения о преступлении и принятия по нему решения, а также об обязанности сообщать заявителю о принятом решении;

положения пункта, касающиеся обязанности полиции передавать (направлять) заявления и сообщения граждан о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях в государственные и муниципальные органы, необходимо соотнести с пунктом 3 ч. 1 ст. 145 "Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении" УПК РФ, устанавливающим, что заявления граждан о преступлениях могут быть переданы либо по подследственности в соответствии со ст. 151 данного Кодекса, либо по уголовным делам частного обвинения - в суд.

Прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия (п. 2).

В пункте 1 ст. 10 Закона 1991 г. о милиции указывалось лишь на общую обязанность милиции предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения. Более детальная регламентация содержалась в ведомственных нормативных правовых актах. Например, в Уставе патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности, утв. Приказом МВД России от 29 января 2008 г. N 80:

в пункте 216.5 установлено, что при получении сведений от граждан о совершаемых или совершенных преступлениях установить и записать все установочные данные о заявителях, конкретное место совершения преступления, кем и против кого оно готовится или совершено и другую информацию, имеющую значение для раскрытия преступления, немедленно доложить об этом оперативному дежурному, начальнику горрайлиноргана внутренних дел, принять меры к пресечению преступления, выявлению и задержанию лиц, готовящих преступление, оказанию помощи пострадавшим, установлению свидетелей и до прибытия следственно-оперативной группы обеспечить охрану места происшествия, неприкосновенность обстановки, сохранность следов и вещественных доказательств;

в пункте 252 определено, что патрульный (постовой) на месте совершения преступления должен в первую очередь запомнить и сделать, по возможности, необходимые записи по фиксации обстоятельств, которые могут с течением времени исчезнуть или измениться: запахи, состояние погоды, температура, направление ветра, характер освещения. Особое внимание должно быть обращено на обеспечение сохранности обстановки и неизменного положения орудий преступления, следов пальцев рук, обуви, транспортных средств, пятен крови, волос, предметов одежды, частиц тканей, осколков стекла, кусочков дерева, частиц земли, окурков, спичек и других предметов, имеющих отношение к совершению преступления.

Оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует (п. 3).

Ранее в пункте 2 ст. 10 Закона 1991 г. о милиции подобным образом устанавливалась обязанность милиции оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни. При этом в ч. 2 ст. 18 названного Закона (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ) была закреплена обязанность сотрудника милиции на территории РФ независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени оказывать первую помощь и другие виды помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни. Соответствующая обязанность сотрудника полиции предусмотрена в п. 1 ч. 2 ст. 27 комментируемого Закона (см. указанную статью и коммент. к ней).

Оказание первой помощи регламентировано статьей 19.1 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ)*(113):

первая помощь оказывается гражданам РФ и иным лицам, находящимся на ее территории, до оказания медицинской помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными ее оказывать по закону или по специальному правилу и имеющими соответствующую подготовку (сотрудниками органов внутренних дел РФ, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, водителями транспортных средств и другими лицами);

примерные программы учебного курса, предмета, дисциплины по оказанию первой помощи, а также перечень мероприятий по оказанию первой помощи разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения. Перечень мероприятий по оказанию первой помощи утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2010 г. N 353н "О первой помощи"*(114).

Правовое управление Аппарата Государственной Думы отмечало необходимость согласовать рассматриваемый пункт со ст. 19.1 и 37.1 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, в соответствии с которыми первая помощь оказывается до оказания медицинской помощи, а специализированная медицинская помощь представляет собой один из видов медицинской помощи, которая оказывается при определенных видах заболеваний (см. Заключение от 1 декабря 2010 г. N 2.2-1/4410). Но, как видно, такое согласование осуществлено не было.

Выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвовать в пропаганде правовых знаний (п. 4).

В пункте 1 ст. 10 Закона 1991 г. о милиции подобным образом были закреплены обязанности милиции предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств.

Перечисленные в рассматриваемом пункте обязанности полиции предусмотрены, прежде всего, процессуальными нормами. Так, в части 2 ст. 73 "Обстоятельства, подлежащие доказыванию" УПК РФ предусмотрено, что при производстве по уголовному делу наряду с доказыванием обстоятельств, перечисленных в ч. 1 этой статьи, подлежат выявлению также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления. В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ в задачи производства по делам об административных правонарушениях наряду с прочим входит выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, устанавливает Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"*(115), что и закреплено в его преамбуле.

Приказом МВД России от 17 января 2006 г. N 19 "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений"*(116) в целях совершенствования деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений утверждены Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и Положение об Оперативном штабе МВД России по профилактике правонарушений.

Обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах (п. 5).

Подобным образом ранее в п. 8 ст. 10 Закона 1991 г. о милиции устанавливалась обязанность милиции обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах.

Ведущая роль в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности отводилась подразделениям патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности. Приказом МВД России от 29 января 2008 г. N 80 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности" утвержден Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности, который определял порядок организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности (ППСМ) по обеспечению правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах.

В качестве основных задач строевых подразделений ППСМ в п. 6 названного Устава определены: 1) обеспечение правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах; 2) обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на постах и маршрутах патрулирования; 3) выявление на постах, маршрутах и задержание лиц, совершивших преступления и скрывающихся от следствия и суда; 4) оказание содействия подразделениям криминальной милиции в исполнении возложенных на нее обязанностей.

Обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаторами публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в соответствии с законодательством РФ содействие организаторам массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий (п. 6).

Подобные обязанности не устанавливались в Законе 1991 г. о милиции, но они предусмотрены Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"*(117). Согласно части 1 ст. 14 названного Закона по предложению органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления начальник органа внутренних дел, в обслуживании которого находится территория (помещение), на которой (в котором) планируется проведение публичного мероприятия, обязан назначить уполномоченного представителя органа внутренних дел в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан; назначение указанного представителя оформляется распоряжением начальника органа внутренних дел. В части 3 указанной статьи установлено, что уполномоченный представитель органа внутренних дел обязан: 1) оказывать содействие в проведении публичного мероприятия в пределах своей компетенции; 2) обеспечивать совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности при его проведении.

Следует подчеркнуть, что в рассматриваемом пункте в юридико-технических целях для обозначения собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий введено сокращение "публичные мероприятия", а для обозначения спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий - сокращение "массовые мероприятия".

Принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий (п. 7).

Ранее подобным образом в п. 13 ст. 10 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ) устанавливалось, что милиция обязана принимать при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях неотложные меры по спасению людей и оказанию им первой помощи, а также по охране имущества, оставшегося без присмотра; участвовать в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий.

Общие для России организационно-правовые нормы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяет Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"*(118), что и указано в его преамбуле. Применение сил и средств органов внутренних дел РФ при ликвидации чрезвычайных ситуаций регламентировано статьей 17 названного Закона (в ред. Федерального закона от 30 октября 2007 г. N 241-ФЗ*(119)): при ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних дел РФ применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

В соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством РФ, возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно (п. 8).

Подобным образом ранее в п. 5 ст. 10 Закона 1991 г. о милиции устанавливались обязанности милиции возбуждать уголовные дела, производить дознание и осуществлять неотложные следственные действия.

Перечисленные в рассматриваемом пункте обязанности предусмотрены соответствующими нормами УПК РФ как полномочия следователей и органов дознания. В соответствии с ч. 1 ст. 38 УПК РФ (в ред. Федерального закона от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ*(120)) следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной данным Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Подследственность уголовных дел следователям органов внутренних дел РФ определена в п. 3 ч. 2 ст. 151 данного Кодекса.

Согласно пункту 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ (в ред. Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ) к органам дознания относятся органы внутренних дел РФ и входящие в их состав территориальные, в т.ч. линейные, управления (отделы, отделения) полиции (до внесения изменений говорилось о милиции). В соответствии с ч. 2 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ) на органы дознания возлагаются: 1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, - в порядке, установленном главой 32 УПК РФ; 2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, - в порядке, установленном статьей 157 УПК РФ; 3) осуществление иных предусмотренных УПК РФ полномочий.

Как определено в п. 19 ст. 5 УПК РФ, неотложные следственные действия - это действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. В пункте 9 ч. 1 ст. 13 комментируемого Закона предусмотрено право полиции производить в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством РФ, следственные и иные процессуальные действия.

Указом Президента РФ от 23 ноября 1998 г. N 1422 "О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации"*(121) в целях совершенствования организации предварительного следствия в системе МВД России и впредь до принятия соответствующих федеральных законов: установлено, что Следственный комитет при МВД России является органом, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства РФ об уголовном судопроизводстве и возглавляющим органы предварительного следствия в системе МВД России; утверждено Положение об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации. В целях реализации названного Указа издан Приказ МВД России от 4 января 1999 г. N 1 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. N 1422"*(122), которым наряду с прочим утверждено Положение о Следственном комитете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Положение о помощнике следователя. Приказом МВД России от 14 августа 2006 г. N 636*(123) утверждено Типовое положение о следственной части при главном управлении МВД России по федеральному округу (по расследованию организованной преступной деятельности), а Приказом МВД России от 26 января 2009 г. N 52*(124) - Типовое положение и Типовая структура следственного управления при УВД по городу (городскому округу), по нескольким муниципальным образованиям.

Приказом МВД России от 6 августа 2007 г. N 697 "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по производству предварительного расследования в форме дознания"*(125) утверждены: Типовое положение об управлении (отделе, отделении, группе) организации дознания министерства внутренних дел, главного управления внутренних дел, управления внутренних дел по субъекту Российской Федерации, управления внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах; Типовое положение об отделе (отделении, группе) дознания отдела (управления) внутренних дел по району (муниципальному району), городу (городскому округу) и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, линейного органа внутренних дел на транспорте, органа внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах.

Исполнять в пределах своих полномочий решения суда (судьи), письменные поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания о производстве отдельных следственных действий, проведении оперативно-разыскных мероприятий, задержании лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, о производстве иных процессуальных действий, оказывать содействие в их осуществлении (п. 9).

Подобным образом ранее в п. 14 ст. 10 Закона 1991 г. о милиции устанавливались обязанности милиции исполнять в пределах своей компетенции определения судов, постановления судей, письменные поручения прокурора, следователя о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, о заключении под стражу, производстве розыскных, следственных и иных предусмотренных законом действий, оказывать им содействие в производстве отдельных процессуальных действий.

Указанные в рассматриваемом пункте обязанности возложены соответствующими нормами УПК РФ на органы внутренних дел РФ как на органы дознания, т.е. как на органы, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (см. выше). В пункте 2 ст. 14 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ) непосредственно закреплено, что при решении определенных названным Законом задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, руководителя следственного органа о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, принятым ими к производству, а также решения суда по уголовным делам. Приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России и Минобороны России от 17 апреля 2007 г. N 368/185/164/481/32/184/97/147 утверждена Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд*(126).

Осуществлять оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом (п. 10).

Ранее осуществление оперативно-розыскной деятельности предусматривалось в п. 16 ч. 1 ст. 11 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ), но в качестве права милиции. В комментируемом же Законе в п. 10 ч. 1 его ст. 13 указано право полиции проведения оперативно-разыскных мероприятий (см. коммент. к указанной статье).

Полномочие осуществления оперативно-розыскной деятельности оперативными подразделениями органов внутренних дел РФ закреплено в п. 1 ч. 1 ст. 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Сведения о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения, согласно п. 4 ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (в ред. Федерального закона от 6 октября 1997 г. N 131-ФЗ)*(127) составляют государственную тайну. Соответственно, ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие осуществление оперативно-розыскной деятельности (по крайней мере, большинство из них), имеют гриф секретности.

Следует отметить, что Общественная палата РФ в рамках работы над законопроектом предлагала в рассматриваемом пункте сформулировать закрытый перечень целей оперативно-розыскной деятельности, поскольку термин "иные цели" дает недопустимо широкую возможность трактовки данной нормы, тем более, что не указано, каким именно федеральным законом могут быть предусмотрены эти цели (см. письмо от 30 ноября 2010 г. N 3ОП-1/1980). Правовое управление Аппарата Государственной Думы предлагало положение рассматриваемого пункта, определяющее цели оперативно-розыскной деятельности, согласовать со ст. 1 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", в которой в качестве целей оперативно-розыскной деятельности указаны защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (см. Заключение от 1 декабря 2010 г. N 2.2-1/4410). Как видно, эти предложения оставлены без реализации.

Пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции (п. 11).

Подобным образом ранее в п. 1 и 7 ст. 10 Закона 1991 г. о милиции устанавливались обязанности милиции: предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств (п. 1); осуществлять по подведомственности производство по делам об административных правонарушениях (п. 7).

В пункте 8 ч. 1 ст. 13 комментируемого Закона указано на права полиции составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: