Глава 3. Обязанности и права полиции 7 страница

Рассматриваемый пункт указывает на права, предоставляемые полиции при выполнении обязанностей, возложенных на нее положениями п. 20-22 ч. 1 ст. 12 комментируемого Закона. В соответствии с ч. 3 ст. 28 Федерального закона "Об оружии" должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право: производить осмотр оружия в местах его производства, торговли им, его хранения и уничтожения; безвозмездно изымать и уничтожать в установленном порядке оружие, запрещенное к обороту на территории РФ, за исключением оружия, приобретенного до вступления в силу названного Закона и находящегося у владельцев на законных основаниях; требовать от юридических лиц и граждан представления документов или копий, письменной или устной информации, необходимых для выполнения контрольных функций; при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные для исполнения гражданами РФ и должностными лицами предписания об устранении этих нарушений; принимать иные меры, предусмотренные законодательством РФ.

Соответствующие права органов внутренних дел детализированы в упомянутых выше (см. коммент. к ст. 12 Закона) Постановлениях Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 460 "О мерах по обеспечению юридических лиц с особыми уставными задачами боевым ручным стрелковым оружием" (заголовок в ред. постановления Правительства РФ от 29 февраля 2000 г. N 173), от 15 октября 1997 г. N 1314 "Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях", от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" (данным Постановлением утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации).

Выше также названы соответствующие ведомственные нормативные правовые акты:

Приказ МВД России от 7 октября 1997 г. N 650 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 г. N 460", которым утверждены Инструкция о работе органов внутренних дел по обеспечению отдельными типами и моделями боевого ручного стрелкового оружия и патронами к нему юридических лиц с особыми уставными задачами, проверке условий его хранения и проведения инвентаризации и Типовая программа подготовки работников юридических лиц с особыми уставными задачами к действиям в условиях, связанных с применением боевого оружия (названия документов в ред. приказа МВД России от 15 июля 2005 г. N 569);

Приказ МВД России от 12 апреля 1999 г. N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814", которым утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации;

Приказ ФСВТ России и МВД России от 30 ноября 1999 г. N 120/971 "Об утверждении Инструкции о порядке перевозки воздушными судами гражданской авиации оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета";

Приказ МВД России от 15 июля 2005 г. N 568 "О порядке проведения органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств";

Приказ МВД России от 15 июля 2005 г. N 569 "О мерах по обеспечению периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств";

Приказ МВД России от 14 октября 2009 г. N 775 "Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения лицензий и разрешений, выдаваемых органами внутренних дел при осуществлении государственного контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации".

Устанавливать достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных для принятия решения о выдаче лицензий либо разрешений, предусмотренных пунктами 20 и 23 ч. 1 ст. 12 комментируемого Закона, в т.ч. путем проведения собеседования с соискателем лицензии либо разрешения, а также путем направления запросов в соответствующие правоохранительные, лицензирующие, контролирующие, надзорные и иные государственные органы; продлевать и переоформлять выданные лицензии и разрешения, отказывать в выдаче лицензий и разрешений при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом; при выявлении нарушений принимать меры по приостановлению действия лицензий и разрешений, их аннулированию, а также иные меры, предусмотренные федеральным законом; продлевать срок действия, принимать решение о приостановлении срока действия или об аннулировании удостоверения (дубликата удостоверения) частного охранника (п. 23).

Входить беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения в помещения, занимаемые частными детективами и частными охранными организациями, а также в помещения образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации частных детективов и работников частных охранных организаций, в целях выполнения возложенных на полицию обязанностей по контролю за соблюдением законодательства РФ в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; осматривать места хранения специальных средств и огнестрельного оружия; проверять организацию охраны, осуществляемой частными охранными организациями, на соответствие установленным правилам; получать письменную и устную информацию о частных детективах, частных охранных организациях, частных охранниках и об образовательных учреждениях, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации частных детективов и работников частных охранных организаций; проверять частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений правил частной детективной (сыскной) и охранной деятельности (п. 24).

Ранее в рамках подобной регламентации в п. 26 и 37 ч. 1 ст. 11 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ) указывалось лишь на следующие права милиции: осуществлять полномочия лицензирующего органа в соответствии с законодательством РФ (п. 26); принимать меры по аннулированию удостоверения частного охранника (п. 37).

В рассматриваемых пунктах указаны права, предоставляемые полиции при выполнении обязанностей, возложенных на нее положениями п. 23 и 24 ч. 1 ст. 12 комментируемого Закона (в соответствующей части - и положениями п. 20, но об этих правах сказано выше). Соответствующие права органов внутренних дел предусмотрены в нормах Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации". Так, в статье 20 названного Закона (в ред. Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ) в отношении контроля и надзора за частной детективной и охранной деятельностью наряду с прочим предусмотрено следующее:

должностные лица, уполномоченные осуществлять контроль за деятельностью частных детективов, охранных организаций, образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку частных детективов и работников частных охранных организаций, по вопросам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел, в порядке, установленном законодательством РФ, вправе требовать от них в рамках своей компетенции представления соответствующих документов и получать письменную или устную информацию, необходимую для выполнения контрольных функций (ч. 2);

должностные лица органов внутренних дел имеют право проводить проверку прохождения подготовки частных охранников и руководителей охранных организаций, предусмотренной частью 6 ст. 12 Федерального закона "Об оружии" (ч. 4);

в целях осуществления государственного контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий орган внутренних дел в пределах своей компетенции проводит плановую и внеплановую проверки. Указанные проверки проводятся на основании распоряжений (приказов) органа внутренних дел (ч. 5);

проверка наличия, организации хранения и учета огнестрельного оружия, патронов и специальных средств проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим оборот оружия и специальных средств (ч. 6).

Права органов внутренних дел указаны также в упомянутых выше (см. коммент. к ст. 12 Закона) Постановлениях Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 587 "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности" и от 23 июня 2011 г. N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности".

Выше также говорилось, что Приказом МВД России от 19 июня 2006 г. N 447 "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по лицензированию и осуществлению контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации" (в ред. Приказа МВД России от 21 сентября 2009 г. N 716)*(215) утверждены:

Инструкция об организации работы по лицензированию и осуществлению органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации;

Инструкция по организации и приему квалификационного экзамена у граждан, необходимого для приобретения правового статуса частного охранника;

Инструкция по организации работы по выдаче удостоверения (дубликата удостоверения) частного охранника, переоформлению в связи с продлением срока его действия, продлению срока действия, внесению в него изменений, аннулированию и изъятию удостоверения (дубликата удостоверения) частного охранника.

Кроме того, выше упоминались Приказы МВД России от 15 июля 2005 г. N 568 "О порядке проведения органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств" и от 15 июля 2005 г. N 569 "О мерах по обеспечению периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств".

Требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых полицией объектах; осуществлять досмотр и (или) осмотр граждан, осмотр находящихся при них вещей, досмотр и (или) осмотр транспортных средств при въезде на охраняемые объекты и выезде с охраняемых объектов; проверять условия хранения имущества на охраняемых объектах; при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах угрозу безопасности граждан, и условий, способствующих хищениям имущества, принимать меры по пресечению указанных нарушений и ликвидации указанных условий; беспрепятственно входить в помещения охраняемых объектов, осматривать их при преследовании лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты, и при задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений или административных правонарушений; использовать для обнаружения и изъятия незаконно вносимого (выносимого), ввозимого (вывозимого) имущества и для фиксирования противоправных действий технические средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде (п. 25).

Закон 1991 г. о милиции не указывал на подобные права милиции (за исключением права задержания лиц, незаконно проникнувших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые милицией территории и объекты; см. коммент. к ст. 14 Закона), но они следовали из п. 8 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 589, которым предусматривается, что работникам вневедомственной охраны для выполнения возложенных на них обязанностей предоставляется право:

требовать от рабочих и служащих охраняемых объектов и других лиц соблюдения установленного пропускного режима;

задерживать лиц, пытающихся незаконно вывезти (вынести) материальные ценности с охраняемого объекта;

доставлять в служебные помещения охраны или в милицию лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, связанных с посягательством на охраняемое имущество;

производить в установленном законодательством порядке на основании условий договоров досмотр вещей, а в исключительных случаях - личный досмотр на контрольно-пропускных пунктах, а также досмотр транспортных средств и проверку соответствия провозимых грузов сопроводительным документам при въезде (выезде) на территорию охраняемого объекта;

использовать для обнаружения и изъятия незаконно вывозимого (выносимого) имущества, а также для фиксирования противоправных действий технические средства, не причиняющие вреда жизни, здоровью граждан и окружающей среде;

применять в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, огнестрельное оружие;

требовать от должностных лиц выполнения обязательств по договору, направленных на обеспечение сохранности материальных ценностей и создание безопасных условий труда для работников охраны.

Выдавать руководителям и должностным лицам организаций, объекты которых охраняются полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, а в соответствии с законодательством РФ - руководителям и должностным лицам иных организаций предписания о соблюдении установленных требований инженерно-технической укрепленности объектов и об обеспечении безопасности граждан; выдавать в ходе инспектирования подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, если иное не установлено федеральным законом, обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений в их охранной деятельности, в сфере оборота оружия и обеспечении сохранности государственной и муниципальной собственности (п. 26).

Рассматриваемый пункт указывает права, предоставляемые полиции при выполнении обязанностей, возложенных на нее положениями п. 25 ч. 1 ст. 12 комментируемого Закона. Закон 1991 г. о милиции подобные права милиции не указывал.

Как говорилось в комментарии к указанной статье, распоряжением Правительства РФ от 2 ноября 2009 г. N 1629-р утвержден Перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, а Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 589 утверждено Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации. Приказом МВД России от 31 августа 2007 г. N 772 утвержден Порядок обеспечения Министерством внутренних дел Российской Федерации охраны имущества физических и юридических лиц по договорам. Осуществление контроля за деятельностью ведомственной охраны органами внутренних дел предусмотрено Федеральным законом "О ведомственной охране". Приказом МВД России от 5 августа 1993 г. N 371 утверждена Инструкция о порядке инспектирования ведомственной охраны предприятий, учреждений и организаций подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел. Кроме того, выше упоминались Приказы МВД России от 15 июля 2005 г. N 568 "О порядке проведения органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств" и от 15 июля 2005 г. N 569 "О мерах по обеспечению периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств". Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2011 г. N 274 утверждены Правила инспектирования полицией подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.

Проводить при осуществлении контроля за обеспечением авиационной безопасности в области гражданской авиации проверки соблюдения правил предполетного досмотра, пропускного и внутриобъектового режимов; запрашивать и получать от руководителей организаций, служб авиационной безопасности аэродромов, аэропортов, авиационных предприятий, подразделений ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также от перевозчиков, грузоотправителей и иных организаций необходимые документы и информацию; выдавать руководителям организаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований авиационной безопасности и проверять исполнение этих предписаний; при наличии информации о возможном нарушении требований авиационной безопасности на воздушном судне сопровождать его во время полета; задерживать багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к перевозке воздушными судами (п. 27).

Ранее в пункте 21 ч. 1 ст. 11 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 21 марта 2005 г. N 20-ФЗ) предусматривались права милиции участвовать в пределах своей компетенции в проведении предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с названным Законом пассажиров, багажа, в т.ч. вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты.

Рассматриваемый пункт взаимосвязан с п. 32 ч. 1 ст. 12 комментируемого Закона, устанавливающим обязанность полиции участвовать в соответствии с законодательством РФ в обеспечении авиационной безопасности в области гражданской авиации. Положения рассматриваемого пункта дублируют положения п. 5 ст. 84 ВзК РФ (в ред. Федерального закона от 21 марта 2005 г. N 20-ФЗ), согласно которым при осуществлении контроля за обеспечением авиационной безопасности должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области контроля (надзора) на транспорте, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внутренних дел (т.е. МВД России), вправе:

1) осуществлять проверки соблюдения правил проведения предполетного досмотра, а также пропускного и внутриобъектового режимов;

2) запрашивать и получать от руководителей, должностных лиц организаций, служб авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделений ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, служб авиационной безопасности авиационных предприятий, а также от перевозчиков, грузоотправителей и иных организаций документы и информацию, необходимые для выполнения задач, связанных с обеспечением авиационной безопасности;

3) давать руководителям организаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований авиационной безопасности и проверять исполнение этих предписаний;

4) при наличии информации о возможности нарушения требований авиационной безопасности на воздушном судне сопровождать его во время полета;

5) задерживать багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам.

Указанным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области контроля (надзора) на транспорте, в соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 398 (в ред. Постановления Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. N 1033)*(216), является Ространснадзор.

Участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов РФ (п. 28).

Такое же право милиции ранее предусматривалось в п. 33 ч. 1 ст. 11 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 293-ФЗ), но с указанием на то, что участие в налоговых проверках осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах. В пункте 1 ст. 36 части первой НК РФ предусмотрено полномочие органов внутренних дел по запросу налоговых органов участвовать вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках. Приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. N 495/ММ-7-2-347 "Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений" утверждена Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок.

Получать в целях предупреждения, выявления и раскрытия преступлений в соответствии с законодательством РФ сведения, составляющие налоговую тайну (п. 29).

Ранее в пункте 34 ч. 1 ст. 11 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ) указывалось право милиции в соответствии с законодательством РФ получать сведения, составляющие налоговую тайну. Сведения, составляющие налоговую тайну, определены в п. 1 ст. 102 части первой НК РФ. В пункте 2 указанной статьи (здесь и далее в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ) установлено, что налоговая тайна не подлежит разглашению органами внутренних дел, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. В соответствии с п. 3 указанной статьи поступившие в органы внутренних дел сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Во исполнение нормы п. 3 ст. 102 НК РФ Приказом МВД России от 26 декабря 2003 г. N 1033 утвержден Перечень должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну*(217).

Применять на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом, меры государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц (п. 30).

В Законе 1991 г. о милиции такое право милиции не указывалось, но оно подразумевалось в положениях п. 24 ст. 10 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ), возлагающих на милицию обязанности применять меры безопасности, предусмотренные федеральным законом, в отношении судей, народных заседателей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей, судебных исполнителей, должностных лиц контролирующих органов и органов внутренних дел, а также их близких; применять предусмотренные федеральным законом меры по охране потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству, их близких, жизнь, здоровье или имущество которых находятся в опасности.

Рассматриваемый пункт взаимосвязан с п. 28 ч. 1 ст. 12 комментируемого Закона, устанавливающим обязанность полиции осуществлять в соответствии с федеральным законом государственную защиту потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц (см. коммент. к указанной статье).

Виды государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства предусмотрены нормами гл. 2 (ст. 6-15) Федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", а меры безопасности, применяемые в отношении судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, - нормами гл. II (ст. 5-11) Федерального закона "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".

Приказом МВД России от 21 марта 2007 г. N 281 утвержден Административный регламент МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких*(218).

Применять в период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции меры и временные ограничения, установленные федеральными конституционными законами и федеральными законами (п. 31).

Ранее в пункте 36 ч. 1 ст. 11 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ) предусматривалось, что подразделения милиции и сотрудники милиции, участвующие в контртеррористической операции и обеспечении правового режима контртеррористической операции, наделяются правом применения мер и временных ограничений, предусмотренных статьей 11 Федерального закона "О противодействии терроризму". Статья, к которой сделана отсылка, определяет правовой режим контртеррористической операции.

О правах милиции применения установленных мер и временных ограничений в период действия военного положения или чрезвычайного положения в Законе 1991 г. о милиции не говорилось, но они следовали из положения п. 13 его ст. 10, возлагающего на милицию обязанность участвовать в соответствии с законом в обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения в случае их введения на территории России или в отдельных ее местностях. Меры, применяемые на территории, на которой введено военное положение, предусмотрены в ст. 7 и 8 Федерального конституционного закона "О военном положении", а меры и временные ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения, - в гл. III (ст. 11-15) Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении".

Рассматриваемый пункт взаимосвязан с п. 17 и 29 ч. 1 ст. 12 комментируемого Закона, устанавливающими обязанности полиции участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории РФ или в отдельных ее местностях (см. коммент. к указанной статье).

Получать, учитывать, хранить, классифицировать, использовать, выдавать и уничтожать в соответствии с законодательством РФ дактилоскопическую информацию и геномную информацию (п. 32).

Закон 1991 г. о милиции не указывал на подобные права, но они предусмотрены Федеральными законами "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" и "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации". Так, в части 2 ст. 12 первого из названных Законов установлено, что хранение, систематизация и использование дактилоскопической информации, содержащейся на материальных носителях, осуществляются органами внутренних дел. Согласно статье 11 второго из названных Законов учет геномной информации, полученной при проведении государственной геномной регистрации, ведется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области внутренних дел, при формировании и поддержании федеральной базы данных геномной информации.

Рассматриваемый пункт взаимосвязан с п. 27 ч. 1 ст. 12 комментируемого Закона, устанавливающим обязанность полиции проводить в соответствии с федеральным законом государственную дактилоскопическую регистрацию и государственную геномную регистрацию (см. коммент. к указанной статье).

Использовать в деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде; вести видеобанки и видеотеки лиц, проходивших (проходящих) по делам и материалам проверок полиции; формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, разыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других государственных органов и организаций, в т.ч. персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное (п. 33).

Ранее подобным образом в п. 14 ч. 1 ст. 11 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ) предусматривались права милиции осуществлять предусмотренные законодательством учеты физических и юридических лиц, предметов и фактов и использовать данные этих учетов; использовать для документирования своей деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни, здоровью человека и окружающей среде.

В Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" используется понятие "информационная система", определенное в п. 3 его ст. 2 как совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств. В отношении государственных информационных систем в ст. 14 названного Закона наряду с прочим предусмотрено следующее:

государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях (ч. 1);


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: