Глава 4. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

 

Статья 19. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

1-2. Комментируемая статья открывает главу комментируемого Закона, регламентирующую наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. В основе данного регулирования лежит часть 2 ст. 132 Конституции РФ, согласно которой органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств; реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Эти положения были воспроизведены и несколько детализированы в п. 4 ст. 6 Закона 1995 г. о местном самоуправлении, предусматривающем следующее: наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств; реализация переданных полномочий подконтрольна государству; условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов РФ. Иной регламентации наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями названный Закон не содержал.

Комментируемую статью, устанавливающую порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, открывает часть 1, в которой определено понятие отдельных государственных полномочий, передаваемых для осуществления органам местного самоуправления, - это полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, по вопросам, не отнесенным в соответствии с комментируемым Законом (до внесения Федеральным законом от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ изменения говорилось о вопросах, не отнесенных непосредственно комментируемым Законом) к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Конкретизируя приведенное выше положение ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что:

наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями России осуществляется федеральными законами и законами субъектов РФ, отдельными государственными полномочиями субъектов РФ - законами субъектов РФ;

наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается;

наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения России и субъектов РФ законами субъектов РФ допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Указание на то, что наделение отдельными государственными полномочиями России осуществляется не только федеральными законами, но и законами субъектов РФ, включено Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ, которым путем внесения изменений в Закон об организации органов власти субъектов РФ закреплено право органов государственной власти субъектов РФ передавать органам местного самоуправления полномочия России по предметам совместного ведения, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов РФ.

Необходимо также упомянуть о правовой позиции, изложенной в постановлении КС России от 30 ноября 2000 г. N 15-П*(121): из ст. 132 (ч. 2) Конституции РФ, устанавливающей, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, следует, в частности, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или законодателем субъекта РФ и только в форме закона с учетом установленного Конституцией РФ разграничения предметов ведения и полномочий РФ и субъектов РФ (ст. 71, 72 и 73).

В качестве примера полномочий России, которые могут передаваться органам местного самоуправления, следует назвать полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния. Так, в пункте 1 ст. 4 Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"*(122) (здесь и далее в ред. Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 165-ФЗ) определено, что полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями России, которые передаются органам государственной власти субъектов РФ (с возможностью делегирования органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских, сельских поселений), финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Согласно пункту 2 указанной статьи органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских, сельских поселений, на территориях которых отсутствуют органы записи актов гражданского состояния, образованные в соответствии с названным Законом, законом субъекта РФ могут наделяться полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния, в том числе органы местного самоуправления сельских поселений - на государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, смерти; органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Там же установлено, что законом субъекта РФ определяются также место хранения записей актов гражданского состояния и место восстановления утраченных записей актов гражданского состояния, составленных органами местного самоуправления сельских поселений.

В соответствии с п. 6 ст. 26.3 Закона об организации органов власти субъектов РФ (в ред. Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 364-ФЗ*(123)) законами субъекта РФ в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в РФ, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта РФ по решению вопросов, указанных в п. 2 данной статьи (за исключением подп. 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32-36, 38-40, 42, 48, 52, 58 и подп. 64 (кроме полномочий, передаваемых органам местного самоуправления муниципальных районов по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов) п. 2 данной статьи), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.

Речь идет о решении следующих вопросов, отнесенных п. 2 данной статьи (в ред. Федерального закона от 5 октября 2015 г. N 274-ФЗ*(124)) к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета):

формирования и содержания архивных фондов субъекта РФ (подп. 3);

предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий (подп. 5);

предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях (подп. 5.1);

организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности (подп. 7);

установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора), нормативов накопления твердых коммунальных отходов, тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждения территориальной схемы в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (подп. 7.1);

организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (подп. 7.2);

создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения; ведения Красной книги субъекта РФ (подп. 8);

осуществления регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (подп. 8.1);

поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), разработки и реализации государственных программ (подпрограмм) субъекта РФ, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства (подп. 9);

поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества, организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества (подп. 9.1);

организации и осуществления в установленном Правительством РФ порядке оценки соответствия проектов планов закупки товаров, работ, услуг, проектов планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проектов изменений, вносимых в такие планы, конкретных заказчиков, определенных Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке (подп. 9.2);

организации и осуществления в установленном Правительством РФ порядке мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, годовых отчетов о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства, годовых отчетов о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции (в части закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства) отдельных заказчиков, определенных Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", требованиям законодательства РФ, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке (подп. 9.3);

планирования использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель (подп. 10);

резервирования земель, изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта РФ (подп. 10.1);

осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы (подп. 11);

осуществления регионального государственного надзора за сохранностью автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения (подп. 11.1);

организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси (подп. 12);

содержания, развития и организации эксплуатации аэропортов и (или) аэродромов гражданской авиации, находящихся в собственности субъекта РФ (подп. 12.1);

содержания, развития и организации эксплуатации речных портов, на территориях которых расположено имущество, находящееся в собственности субъекта РФ (подп. 12.2);

организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов РФ, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов РФ (подп. 13.1);

финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в подп. 13 данного пункта (подп. 13.2);

организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования (подп. 14);

организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях субъектов РФ (подп. 14.1);

организация предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях субъектов РФ (подп. 14.1-1);

обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (подп. 14.2);

сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта РФ, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (подп. 15);

организации библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта РФ, комплектования и обеспечения сохранности их библиотечных фондов (подп. 16);

создания и поддержки государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством РФ) (подп. 17);

организации и поддержки учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных государственных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти) (подп. 18);

поддержки народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти) (подп. 19);

поддержки региональных и местных национально-культурных автономий, поддержки изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности (подп. 20);

осуществления в пределах своих полномочий мер по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, предотвращению любых форм ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; разработки и реализации региональных программ государственной поддержки, сохранения и развития языков и культуры народов РФ, проживающих на территории субъекта РФ, осуществления иных мер, направленных на укрепление гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия, сохранение этнокультурного многообразия народов РФ, проживающих на территории субъекта РФ, защиту прав национальных меньшинств, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечение межнационального и межконфессионального согласия (подп. 20.1);

организации оказания населению субъекта РФ первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта РФ (подп. 21);

организации оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством субъекта РФ для определенных категорий граждан (подп. 21.1);

организации безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с подпунктами 5 и 21 данного пункта (подп. 21.2);

организации профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании (подп. 21.3);

социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта РФ льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подп. 24);

определения перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности этих комиссий, создания административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов РФ (подп. 24.1);

организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству (подп. 24.2);

организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время) (подп. 24.3);

предоставления служебных жилых помещений для государственных гражданских служащих субъекта РФ, работников государственных учреждений субъекта РФ (подп. 26);

материально-технического и финансового обеспечения оказания юридической помощи адвокатами в труднодоступных и малонаселенных местностях в соответствии с Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", определения размера, порядка оплаты труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам РФ в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсаций их расходов на оказание такой помощи, а также учреждения, материально-технического и финансового обеспечения деятельности государственных юридических бюро в соответствии с Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (подп. 27):

материально-технического и финансового обеспечения государственных нотариальных контор, определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе, пределов нотариальных округов в границах территории субъекта РФ (подп. 28);

организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований (подп. 29);

осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта, организации и проведения официальных региональных и межмуниципальных физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, в том числе физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий по реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), обеспечения подготовки спортивных сборных команд субъекта РФ, в том числе среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также присвоения спортивных разрядов и соответствующих квалификационных категорий спортивных судей в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (подп. 30);

создания благоприятных условий для развития туризма в субъекте РФ (подп. 30.1);

организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством РФ перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей) (подп. 31);

выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом (подп. 37);

предоставления материальной и иной помощи для погребения (подп. 41);

осуществления государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с законодательством РФ о долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости (подп. 42.1);

осуществления регионального государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных ГсК РФ (подп. 42.2);

осуществление предусмотренных законодательством РФ о недрах полномочий в сфере регулирования отношений недропользования на соответствующих территориях (подп. 43);

участия в урегулировании коллективных трудовых споров (подп. 44);

осуществления мероприятий в области охраны труда, предусмотренных трудовым законодательством (подп. 44.1);

осуществления уведомительной регистрации региональных соглашений, территориальных соглашений и коллективных договоров (подп. 44.2);

организации и осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории субъекта РФ, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, организации и осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера (подп. 45);

осуществления международного сотрудничества в соответствии с законодательством РФ, в том числе приграничного сотрудничества, участия в осуществлении государственной политики в отношении соотечественников за рубежом, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению России (подп. 47);

организации проведения на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению России (подп. 49);

изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории субъекта РФ с возмещением стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства (подп. 49.1);

осуществления регионального государственного ветеринарного надзора (подп. 49.2);

осуществления поиска и спасания людей во внутренних водах и в территориальном море РФ (подп. 50);

создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (подп. 51);

организации и осуществления на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению терроризма и экстремизма, минимизации их последствий, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению России (подп. 51.1);

поддержки граждан и их объединений, участвующих в охране общественного порядка (подп. 51.2);

организации и осуществления региональных научно-технических и инновационных программ и проектов, в том числе научными организациями субъекта РФ (подп. 53);

организации и обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов РФ (подп. 54);

установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ (подп. 55);

осуществления регионального государственного надзора за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ (подп. 55.1);

осуществления регионального государственного экологического надзора (в части регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения; регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха; регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов; регионального государственного надзора в области обращения с отходами) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности (подп. 56);

осуществления регионального государственного надзора в области технического состояния самоходных машин и других видов техники (подп. 57);

осуществления государственного мониторинга водных объектов, резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в сфере водных отношений, полномочий собственника водных объектов в пределах, установленных водным законодательством РФ (подп. 59);

утверждения порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в области лесных отношений, осуществления полномочий собственников лесных участков в пределах, установленных лесным законодательством (подп. 60);

осуществления регионального государственного жилищного надзора, регулирования отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществления лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (подп. 61);

организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ, государственных гражданских служащих субъекта РФ и работников государственных учреждений субъекта РФ (подп. 62);

участия в обеспечении профессионального образования и дополнительного профессионального образования лиц, замещающих выборные муниципальные должности, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений, а также координации деятельности органов местного самоуправления по организации подготовки кадров для муниципальной службы в период реализации программы развития муниципальной службы субъекта РФ (подп. 63);

утверждения и реализации региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования жилых домов, многоквартирных домов, помещения в которых составляют жилищный фонд субъектов РФ, организации и проведения иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (подп. 65);

реализации полномочий в сфере теплоснабжения, предусмотренных Федеральным законом "О теплоснабжении" (подп. 67);

реализации полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" (подп. 67.1);

обеспечения гарантий равенства политических партий, представленных в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, при освещении их деятельности региональными телеканалами и радиоканалами (подп. 68);

реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта РФ, проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории субъекта РФ, разработки и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории субъекта РФ, и осуществления иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (подп. 69);

принятия мер по организации проведения технического осмотра транспортных средств и осуществления мониторинга за исполнением законодательства РФ в области технического осмотра транспортных средств (подп. 70);

утверждения нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра для субъектов РФ и для входящих в их состав муниципальных образований (подп. 71);

создания искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом (подп. 73);

осуществления полномочий в области содействия занятости населения, предусмотренных Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" (подп. 75);

подбора и передачи федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, в целях размещения специальных учреждений, предусмотренных Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", зданий с прилегающими земельными участками, соответствующих требованиям, установленным Правительством РФ (подп. 76);

организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (подп. 77);

осуществления предусмотренных Федеральным законом "О безопасности гидротехнических сооружений" полномочий в области безопасности гидротехнических сооружений (подп. 78);

создания условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (подп. 79).

В пункте 7 ст. 26.3 Закона об организации органов власти субъектов РФ (в ред. Федерального закона от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ) предусмотрено, что полномочия РФ по предметам ведения России, а также полномочия России по предметам совместного ведения России и субъектов РФ, не предусмотренные п. 2 данной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. Как указано там же, полномочия России, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта РФ, могут передаваться законами субъекта РФ органам местного самоуправления, если такое право предоставлено им федеральными законами, предусматривающими передачу соответствующих полномочий России органам государственной власти субъектов РФ.

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает общее правило, согласно которому отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов. При этом предусмотрено, что федеральным законом или законом субъекта РФ может быть установлено иное регулирование, т.е. данными актами может быть предусмотрено осуществление переданных отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления муниципальных образований иных видов. В соответствии с п. 1 ч. 6 комментируемой статьи федеральный закон, закон субъекта РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны определять вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями.

4. В соответствии с общим правилом, закрепленным в ч. 4 комментируемой статьи, органы местного самоуправления могут наделяться (как представляется, равнозначным будет использование слова "наделяются") отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок. При этом предусмотрено, что в случае, когда полномочия имеют определенный срок действия, то органы местного самоуправления наделяются этими полномочиями на срок действия этих полномочий.

5. В развитие положения ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, согласно которому органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями лишь с одновременной передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, в ч. 5 комментируемой статьи установлено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Соответственно данному правилу в п. 1 ст. 140 БК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ) определено, что под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий России, субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Предоставлению субвенций местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий посвящены положения ст. 63 комментируемого Закона (см. указанную статью и комментарий к ней).

Часть 5 комментируемой статьи также предусматривает право органов местного самоуправления дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий. Случаи и порядок такого использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств должны быть предусмотрены в уставе муниципального образования.

Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 3 ст. 86 БК РФ в случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета (см. комментарий к ст. 53 Закона).

6-6.1. В части 6 комментируемой статьи определены требования к содержанию федерального закона, закона субъекта РФ, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Так, установлено, что такие акты должны содержать положения, определяющие:

1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;

2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;

3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;

4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;

5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;

7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Введенная по итогам анализа и обобщения правоприменительной практики Федеральным законом от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ часть 6.1 комментируемой статьи устанавливает дополнительные требования к содержанию закона субъекта РФ, предусматривающего наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями России, переданными для осуществления органам государственной власти субъекта РФ. Данной нормой установлено, что такой акт также должен содержать положения, определяющие:

1) права и обязанности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), связанные с осуществлением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий России, аналогичные правам и обязанностям федеральных органов исполнительной власти, предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым осуществление указанных полномочий передается органам государственной власти субъектов РФ, и связанным с осуществлением переданных полномочий;

2) права и обязанности органов местного самоуправления, связанные с осуществлением переданных им государственных полномочий России, аналогичные правам и обязанностям высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым осуществление указанных полномочий передается органам государственной власти субъектов РФ, и связанным с осуществлением переданных полномочий.

При этом предусмотрено, что как указанные права и обязанности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), так и указанные права и обязанности органов местного самоуправления закрепляются в соответствующем законе субъекта РФ только при условии, если это не противоречит федеральным законам.

О правах и обязанностях федеральных органов исполнительной власти, высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), которые упоминаются в ч. 6.1 комментируемой статьи, говорится в п. 7 ст. 26.3 Закона об организации органов власти субъектов РФ, согласно которому (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 313-ФЗ) федеральные законы, предусматривающие передачу отдельных полномочий России по предметам ведения России и (или) по предметам совместного ведения России и субъектов РФ органам государственной власти субъектов РФ, должны содержать положения, определяющие:

порядок представления высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ отчетности по установленной форме об осуществлении переданных полномочий, в том числе о достижении целевых прогнозных показателей и расходовании субвенций из федерального бюджета;

права и обязанности федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов РФ по осуществлению указанных полномочий органами государственной власти субъекта РФ и (или) права и обязанности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по осуществлению переданных полномочий, в том числе права и обязанности по назначению руководителей органов исполнительной власти субъекта РФ и (или) территориального государственного внебюджетного фонда субъекта РФ, осуществляющих соответствующие полномочия;

права и обязанности федеральных органов исполнительной власти и (или) права и обязанности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), связанные с определением структуры органов исполнительной власти субъекта РФ и (или) органов управления территориального государственного внебюджетного фонда субъекта РФ, осуществляющих переданные полномочия (в случае, если федеральные законы, предусматривающие передачу отдельных полномочий России органам государственной власти субъектов РФ, не закрепляют права и обязанности федеральных органов исполнительной власти, то субъекты РФ реализуют указанные права и осуществляют указанные обязанности самостоятельно);

полномочия федеральных органов исполнительной власти по осуществлению контроля и надзора за осуществлением органами государственной власти субъекта РФ соответствующих полномочий, а также порядок изъятия соответствующих полномочий у органов исполнительной власти субъекта РФ, возмещения субвенций, предоставленных бюджету субъекта РФ, бюджету территориального государственного внебюджетного фонда субъекта РФ для осуществления соответствующих полномочий;

способ (методику) и (или) федеральные стандарты расчета нормативов для определения общего объема субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов РФ, или из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предоставляемых бюджетам территориальных государственных внебюджетных фондов субъектов РФ, для осуществления соответствующих полномочий.

7. Часть 7 комментируемой статьи в прежней (первоначальной) редакции устанавливала, что положения федеральных законов, законов субъектов РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

Данная часть признана утратившей силу Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 187-ФЗ, разработчиками проекта которого отмечалось следующее. Внесение изменения обусловлено тем, что Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ в п. 3 ст. 84 БК РФ исключена норма о том, что положения федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и (или) нормативных правовых актов Правительства РФ, предусматривающие предоставление субвенций из федерального бюджета (бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования) бюджетам субъектов РФ (бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования) должны ежегодно вводиться в действие федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (федеральным законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и плановый период) при условии утверждения данным законом соответствующих субвенций бюджетам субъектов РФ (местным бюджетам), бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Аналогичные изменения внесены в п. 3 ст. 85 данного Кодекса касательно бюджетов субъектов РФ.

8. Введенная упоминавшимся выше Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ часть 8 комментируемой статьи указывает, что федеральные законы, законы субъектов РФ, предусматривающие передачу отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления, могут содержать положения, предусматривающие обязанность органов местного самоуправления использовать по определенному назначению передаваемые в муниципальную собственность материальные объекты, необходимые для осуществления соответствующих полномочий. В соответствии с п. 4 ч. 6 комментируемой статьи перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня должны быть определены в федеральном законе, законе субъекта РФ, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

 

Статья 20. Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

1. В комментируемой статье предусмотрены общие положения об осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 19 Закона), Закон 1995 г. о местном самоуправлении не содержал не только подобную самостоятельную статью, но и какие-либо подобные положения.

Часть 1 комментируемой статьи предусматривает, что по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением. Уместно напомнить, что согласно ч. 2 ст. 7 комментируемого Закона по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов РФ (см. комментарий к указанной статье).

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"*(125) (п. 1) установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Как определено в подп. "а" п. 2 названного Указа, для его целей под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц. Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти"*(126).

В отношении системы органов исполнительной власти субъекта РФ в ст. 17 Закона об организации органов власти субъектов РФ (в ред. Федерального закона от 11 декабря 2004 г. N 159-ФЗ*(127)) предусмотрено следующее: в субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (п. 1); в соответствии с Конституцией РФ в пределах ведения России и полномочий России по предметам совместного ведения России и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в России (п. 3); структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (п. 4).

Об издании федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ нормативных правовых актов см. также комментарий к ст. 4 Закона.

2. В части 2 комментируемой статьи предусмотрено, что признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов субъектов РФ, иных нормативных правовых актов РФ, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям, предусмотренным ст. 19 комментируемого Закона, является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий. Предназначение данной нормы представляется очевидным - перечисленные нормативные правовые акты, не соответствующие общим принципам организации местного самоуправления, установленным комментируемым Законом, не подлежат исполнению; соответственно, предусмотренная такими актами передача отдельных государственных полномочий не может считаться состоявшейся.

Очевидность данной нормы вызывает сомнения в необходимости ее закрепления, но многое объясняет то, что в первоначальной редакции законопроекта, принятого в качестве комментируемого Закона, содержалась совершенно иная норма: предлагалось установить, что несоответствие федеральных законов, законов субъектов РФ, иных нормативных правовых актов РФ по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий установленным требованиям, может быть обжаловано в судебном порядке, но не может служить основанием для их неисполнения.

3. Часть 3 комментируемой статьи, указывая на ответственность органов местного самоуправления за осуществление отдельных государственных полномочий, ограничивает такую ответственность выделенными муниципальным образованиям на эти цели материальными ресурсами и финансовыми средствами. Ранее такое же, по сути, положение содержалось в п. 2 ст. 49 Закона 1995 г. о местном самоуправлении: органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

Об указанной ответственности как о последствиях нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий см. комментарий к ст. 21 Закона. Здесь же следует упомянуть, что случай, когда соответствующим судом будет установлено, что при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции РФ, федерального закона, иных нормативных правовых актов, согласно п. 3 ст. 75 комментируемого Закона является основанием для временного осуществления органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления. В части 5 указанной статьи предусмотрено, что в этом случае решение о временном осуществлении органами исполнительной власти субъекта РФ отдельных полномочий органов местного самоуправления принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ с одновременным изъятием соответствующих субвенций. Такое изъятие субвенций и является иллюстрацией рассматриваемой нормы.

4. В части 4 комментируемой статьи указано, что федеральные законы, закрепляющие право органов местного самоуправления участвовать в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со ст. 19 комментируемого Закона, могут содержать положения, предусматривающие:

1) порядок согласования участия органов местного самоуправления в осуществлении указанных полномочий, а также особенности такого участия (указание на определение особенностей такого участия включено Федеральным законом от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ);

2) возможность и пределы правового регулирования органами государственной власти указанных полномочий.

Данная часть вместе с ч. 5 включены в комментируемую статью Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ. Этим Законом одновременно в Закон об организации органов власти субъектов РФ включена содержащая аналогичные положения статья 26.3.1 "Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения".

В свою очередь, часть 4 комментируемой статьи полностью изложена в новой редакции Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ. Однако, изменения носят лишь уточняющий характер. Так, в первоначальной редакции данной нормы указывалось, что органы местного самоуправления вправе участвовать в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со ст. 19 комментируемого Закона, с осуществлением расходов за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов), если это участие предусмотрено федеральными законами. При этом устанавливалось, что указанные федеральные законы могут содержать положения, которые воспроизведены в п. 1 и 2 ч. 4 статьи в новой редакции.

41. В соответствии с ч. 4.1 комментируемой статьи органы местного самоуправления участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со ст. 19 комментируемого Закона, только в случае принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий. Данная часть введена Федеральным законом от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ, авторами проекта которого необходимость принятия правового акта представительного органа муниципального образования в качестве обязательного условия участия органов местного самоуправления в осуществлении указанных полномочий, обосновано тем, что это позволяет исключить субъективный подход при реализации должностными лицами органов местного самоуправления права на участие в осуществлении государственных полномочий.

5. Введенная упоминавшимся выше Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ часть 5 комментируемой статьи предусматривает, что органы местного самоуправления вправе:

осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со ст. 19 комментируемого Закона, но при условии, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами;

устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

При этом установлено, что финансирование указанных полномочий не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы РФ.

Соответствующее регулирование содержится также в п. 5 ст. 86 БК РФ (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ):

органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов РФ;

органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов).

 

Статья 21. Государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

1. Комментируемая статья посвящена, на что и указано в ее названии, государственному контролю за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Закон 1995 г. о местном самоуправлении подобной самостоятельной статьи не содержал, но соответствующее регулирование предусматривалось в п. 4 ст. 6: реализация органами местного самоуправления отдельных переданных государственных полномочий подконтрольна государству; условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов РФ.

Согласно ч. 1 комментируемой статьи органы государственной власти имеют полномочия на контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления регламентированы положениями ст. 77 комментируемого Закона (см. комментарий к указанной статье).

В основе рассматриваемого регулирования находится часть 2 ст. 132 Конституции РФ. Указанная конституционная норма, предусматривая, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, устанавливает, что реализация переданных полномочий подконтрольна государству (эти положения и были воспроизведены в п. 4 ст. 6 Закона 1995 г. о местном самоуправлении).

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 5 Закона), согласно правовой позиции, изложенной в постановлении КС России от 30 ноября 2000 г. N 15-П, Конституция РФ прямо предусматривает подконтрольность государству реализации органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий и предполагает контроль за законностью при решении ими вопросов местного значения, т.е. при осуществлении собственно полномочий местного самоуправления (ст. 132, ч. 2; ст. 15, ч. 2); формы и способы такого контроля, его механизм и порядок осуществления не могут нарушать гарантии самостоятельности местного самоуправления, установленные Конституцией РФ и принятыми в соответствии с нею федеральными законами, и противоречить принципу разделения властей; тем самым в такой сфере совместного ведения России и ее субъектов, как обеспечение законности (ст. 72, п. "б" ч. 1), устанавливаются пределы полномочий субъекта РФ в контроле за законностью при осуществлении местного самоуправления, рамки которого в соответствии с Конституцией РФ конкретизируются Законом 1995 г. о местном самоуправлении (глава VII), другими федеральными законами.

В качестве иллюстрации к ч. 1 комментируемой статьи следует отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (в ред. Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 120-ФЗ*(128)) контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных им полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляется органами государственной власти субъектов РФ (о таких переданных государственных полномочиях см. комментарий к ст. 19 Закона).

2. Часть 2 комментируемой статьи указывает на обязанность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления обязаны в соответствии с требованиями ст. 19 комментируемого Закона предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий. Как представляется, данное положение лишь подчеркивает обязательность отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий. Порядок такой отчетности согласно п. 5 ч. 6 указанной статьи должен быть определен в федеральном законе, законе субъекта РФ, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Кстати говоря, в соответствии с п. 6 ч. 6 этой же статьи в таких федеральном законе, законе субъекта РФ должен быть определен и порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль.

3. В части 3 комментируемой статьи предусмотрено, что в случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений.

Часть 3 данной статьи также устанавливает обязательность таких письменных предписаний для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления и указывает на возможность обжалования таких письменных предписаний в судебном порядке. При судебном обжаловании таких письменных предписаний, представляющих собой ненормативные правовые акты органов государственной власти, подлежит применению тот же общий порядок, в котором обжалуются в суд решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Об этом порядке см. ст. 78 Закона и комментарий к ней.

Следует иметь в виду, что указанные в ч. 3 комментируемой статьи последствия нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий не являются единственно возможными.

Так, в ч. 1 ст. 48 комментируемого Закона предусмотрено, что уполномоченным органом государственной власти РФ (уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ) муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ (см. комментарий к указанной статье).

Случай, когда соответствующим судом будет установлено, что при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции РФ, федерального закона, иных нормативных правовых актов, является основанием (см. указанные статьи и комментарий к ним):

согласно п. 2 ч. 1 ст. 74.1 комментируемого Закона - для удаления главы муниципального образования в отставку, если наступление указанных последствий повлекли решения, действия (бездействие) главы муниципального образования;

согласно п. 3 ч. 1 ст. 75 данного Закона - для временного осуществления органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления. В части 5 указанной статьи предусмотрено, что в этом случае решение о временном осуществлении органами исполнительной власти субъекта РФ отдельных полномочий органов местного самоуправления принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ с одновременным изъятием соответствующих субвенций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: