Глава 5. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления

 

Статья 22. Местный референдум

1. Комментируемая статья посвящена такой важнейшей форме непосредственного осуществления населением местного самоуправления, как местный референдум. В Законе 1995 г. о местном самоуправлении местному референдуму посвящалась самостоятельная статья 22, содержавшая в целом такое же регулирование, что предусмотрено в комментируемой статье. Наиболее значимые нововведения обозначены при рассмотрении соответствующих норм.

Выше говорилось (комментарий к ст. 3 Закона), что референдум и свободные выборы в соответствии с ч. 3 ст. 3 Конституции РФ являются высшим непосредственным выражением власти народа. Понятие "референдум местный (местный референдум)" определено в подп. 54 ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" как референдум, проводимый в соответствии с Конституцией РФ, названным Законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта РФ, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.

В части 1 комментируемой статьи указано, что в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум. В этой связи следует отметить, что в отношении вопросов местного референдума в ст. 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ) предусмотрено следующее:

на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения (п. 3);

федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта РФ, уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум (п. 4);

вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод (п. 5);

вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству РФ, законодательству соответствующего субъекта РФ (п. 6);

вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения (п. 7);

на местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о персональном составе органов местного самоуправления;

в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

г) о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения (п. 8);

установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме указанных в настоящей статье, не допускается (п. 9).

2. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи местный референдум может проводиться на всей территории муниципального образования. Представляется очевидным, что речь идет о правиле, согласно которому местный референдум может проводиться только на всей территории муниципального образования. Формулировка рассматриваемой нормы допускает возможность и иного толкования, в том числе возможность проведения местного референдума на части территории муниципального образования, однако такое толкование представляется несостоятельным.

2. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи местный референдум проводится на всей территории муниципального образования. Данная часть приведена в редакции уточняющего изменения, внесенного Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 165-ФЗ. В прежней редакции данной части указывалось, что местный референдум может проводиться на всей территории муниципального образования. Такая формулировка допускала возможность толкования рассматриваемой нормы как допускающей возможность проведения местного референдума на части территории муниципального образования.

3-4. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает, что решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования, а также определяет субъектов, по инициативе которых может приниматься такой решение (в п. 2 ст. 22 Закона 1995 г. о местном самоуправлении в качестве таких субъектов назывались только сам представительный орган местного самоуправления и население):

1) граждане РФ, имеющие право на участие в местном референдуме;

2) избирательные объединения, иные общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;

3) представительный орган муниципального образования совместно с главой местной администрации.

В части 4 комментируемой статьи установлено, что условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, указанных в п. 2 ч. 3 данной статьи, является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом субъекта РФ и не может превышать 5% от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом (до внесения Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ изменения не указывалось на то, что количество подписей устанавливается законом субъекта РФ).

Часть 4 комментируемой статьи также определяет требования к оформлению инициативы проведения референдума:

инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями, указанными в п. 2 ч. 3 данной статьи, подлежит оформлению в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ;

инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, подлежит оформлению правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.

Положения ч. 3 и 4 комментируемой статьи находятся во взаимосвязи с нормами ст. 14 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которой (здесь и далее в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ), предусматривающими в отношении инициативы проведения референдума следующее:

инициатива проведения референдума в России принадлежит гражданам РФ, имеющим право на участие в референдуме (п. 1);

федеральным законом инициатива проведения референдума может быть предоставлена иным субъектам (п. 2);

для выдвижения инициативы проведения референдума, предусмотренной п. 1 данной статьи, и сбора подписей граждан РФ в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. Такую инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан РФ, имеющие право на участие в референдуме. Количественный состав инициативной группы по проведению местного референдума устанавливается законом субъекта РФ в соответствии с п. 1 ст. 36 названного Закона. Выдвинуть инициативу проведения местного референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума. В этом случае руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума) независимо от его численности выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума (п. 3);

для назначения референдума инициативная группа по проведению референдума, образованная в соответствии с п. 3 данной статьи, должна представить в орган, установленный федеральным конституционным законом, законом субъекта РФ, уставом муниципального образования, подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения (п. 4).

В пункте 1 ст. 36 названного Закона, к которому сделана отсылка, предусмотрено, что каждый гражданин РФ или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения референдума субъекта РФ и не менее 10 человек - для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Указанная статья определяет порядок реализации инициативы проведения референдума субъекта РФ, местного референдума.

5. Согласно ч. 5 комментируемой статьи представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов, на основании которых назначается местный референдум (до внесения изменения Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ норме указывалось на документы о выдвижении инициативы проведения местного референдума).

На случай, если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, в ч. 5 данной статьи предусмотрено, что референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта РФ, избирательной комиссии субъекта РФ или прокурора. Как установлено при этом, назначенный судом местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения местного референдума (до внесения Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ изменения об "ином" органе не упоминалось).

Данные положения детализируют норму п. 5 ст. 15 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которой (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ) местный референдум назначается в соответствии с названным Законом, конституцией (уставом), законом субъекта РФ, уставом муниципального образования представительным органом муниципального образования, а в случае отсутствия указанного органа или непринятия им решения в установленный срок - судом.

В указанной статье наряду с прочим также предусмотрено следующее:

голосование на референдуме может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении местного референдума подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не менее чем за 45 дней до дня голосования (п. 6);

в соответствии с уставом муниципального образования голосование на местном референдуме не позднее чем за 25 дней до назначенного дня голосования может быть перенесено уполномоченным на то органом на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) в целях его совмещения с днем голосования на назначенных выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления либо с днем голосования на ином назначенном референдуме (п. 7);

решение о назначении референдума, а также о перенесении дня голосования на референдуме в соответствии с п. 7 данной статьи подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия (п. 8).

6. В соответствии с ч. 6 комментируемой статьи в местном референдуме имеют право участвовать граждане РФ, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Данное правило содержится непосредственно в приведенном выше определении понятия "референдум местный (местный референдум)", данном в подп. 54 ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Понятие "место жительства" определено в ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 376-ФЗ)*(129): жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, и в которых он зарегистрирован по месту жительства; местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу РФ, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с названным Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 3 Закона), на основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане РФ.

В части 6 комментируемой статьи указано, что граждане РФ участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Часть 1 ст. 23 комментируемого Закона также указывает, что муниципальные выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Данные положения, основанные на соответствующих нормах конституции РФ, детализированы в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". О таких детализирующих положениях см. комментарий к ст. 23 Закона.

Наряду с прочим в ч. 6 комментируемой статьи установлено, что итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Опубликование и обнародование итогов голосования и результатов референдума (также как и итогов голосования и результатов выборов) регламентированы положениями ст. 72 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", среди которых необходимо отметить следующие (в ред. Федерального закона от 4 июня 2014 г. N 146-ФЗ*(130)):

комиссия предоставляет для ознакомления итоги голосования по каждому избирательному участку, участку референдума, территории, на которую распространяется деятельность комиссии, результаты выборов по избирательному округу, результаты референдума в объеме данных, содержащихся в ее протоколе об итогах голосования и протоколах об итогах голосования непосредственно нижестоящих комиссий, избирателям, участникам референдума, кандидатам, доверенным лицам кандидатов, избирательных объединений, уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию (п. 1);

избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов (списков кандидатов), комиссии референдума, определяющие результаты референдума, направляют общие данные о результатах выборов по избирательному округу, результатах референдума в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов выборов, референдума (п. 2);

официальное опубликование результатов выборов, референдума и данных о числе голосов избирателей, полученных каждым из кандидатов (списков кандидатов), а при проведении выборов в органы местного самоуправления также голосов избирателей, поданных против всех кандидатов (против всех списков кандидатов), голосов участников референдума, поданных по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), осуществляется соответствующей комиссией в порядке и сроки, которые установлены законом, но не позднее чем через один месяц со дня голосования (п. 3);

комиссии всех уровней, за исключением участковых комиссий, публикуют (обнародуют) данные, которые содержатся в протоколах комиссий соответствующего уровня об итогах голосования и о результатах выборов, референдума, и данные, которые содержатся в протоколах об итогах голосования непосредственно нижестоящих комиссий и на основании которых определялись итоги голосования, результаты выборов, референдума в соответствующих комиссиях. Законом опубликование (обнародование) перечисленных данных, содержащихся в протоколах избирательных комиссий, действовавших на территории избирательного округа, может быть возложено на соответствующую окружную избирательную комиссию либо на избирательную комиссию субъекта РФ. Официальное опубликование (обнародование) полных данных о результатах выборов в органы местного самоуправления, местного референдума осуществляется в течение двух месяцев со дня голосования (п. 4).

Принятое на местном референдуме решение, как представляется, подлежит официальному опубликованию (обнародованию) в том же порядке, что и муниципальные правовые акты. О порядке опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов см. ст. 47 Закона и комментарий к ней.

7. В соответствии с ч. 7 комментируемой статьи принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

Данная норма согласуется с положениями п. 1 и 4 ст. 73 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", устанавливающими, что: решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении (п. 1); решение, принятое на местном референдуме, действует на территории соответствующего муниципального образования (п. 4). Но в соответствии с п. 5 указанной статьи решение, принятое на местном референдуме, подлежит регистрации в органе местного самоуправления в порядке, установленном для регистрации муниципальных правовых актов.

Указанная статья содержит еще целый ряд норм, посвященных юридической силе решения, принятого на референдуме. Так, в п. 6 статьи предусмотрено, что решение, принятое на местном референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на местном референдуме, но не ранее чем через два года после его принятия либо признано недействительным (недействующим) в судебном порядке; в случае принятия на местном референдуме нормативного правового акта он может быть изменен в порядке, установленном указанным нормативным правовым актом; если данный порядок не установлен, изменения могут быть также внесены в порядке, предусмотренном для внесения изменений в соответствующий нормативный акт, но не ранее чем через пять лет со дня принятия соответствующего решения на референдуме.

8. Часть 8 комментируемой статьи указывает, что органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования. В этой связи следует отметить, что компетенция и полномочия между органами местного самоуправления муниципального образования разграничиваются в уставе муниципального образования или нормативных правовых актах, принятых в соответствии с уставом. При этом должен быть реализован принцип разделения функций исполнительных и представительных органов - к полномочиям представительного органа относятся нормативное регулирование, утверждение нормативных актов подготовленных администрацией, контроль и оценка исполнения полномочий администрацией и ее должностными лицами и т.п., а к полномочиям администрации относятся исполнительно-распорядительные функции.

В пункте 9 упоминавшейся выше ст. 73 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ) предусмотрено, что в случае, если для реализации решения, принятого на референдуме, дополнительно требуется издание нормативного правового акта, то орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия данного нормативного правового акта; указанный срок не может превышать три месяца. Такая же норма содержится в ч. 2 ст. 45 комментируемого Закона, регламентирующей реализацию решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан (см. указанную статью и комментарий к ней).

9. Как предусмотрено в ч. 9 комментируемой статьи, решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.

Данная норма охватывается более общим положением п. 1 ст. 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", предусматривающим, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд. В названном Законе содержится самостоятельная глава X "Обжалование нарушений избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах".

10. Согласно ч. 10 комментируемой статьи гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, а также порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ (до внесения изменений Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ указывалось, что гарантии названного права устанавливаются федеральным законом, а порядок подготовки и проведения местного референдума регулируется законом субъекта РФ). Ранее в п. 6 ст. 22 Закона 1995 г. о местном самоуправлении предусматривалось, что порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.

Основным актом федерального уровня, о котором идет речь, является неоднократно упоминаемый выше Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пределы действия которого определены в его ст. 1 (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ):

названным Законом определяются основные гарантии реализации гражданами РФ конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований (п. 1);

названный Закон имеет прямое действие и применяется на всей территории РФ (п. 2);

федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов РФ могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, дополняющие гарантии, установленные названным Законом (п. 3);

основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, установленные названным Законом, а также дополнительные гарантии, устанавливаемые иным законом, могут быть изменены не иначе как путем внесения изменений в соответствующие законы (п. 5);

федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов РФ, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в РФ, не должны противоречить названному Закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта РФ, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат названному Закону, применяются нормы названного Закона (п. 6).

 

Статья 23. Муниципальные выборы

1. В комментируемой статье регламентирована такая важнейшая форма непосредственного осуществления населением местного самоуправления, как муниципальные выборы. Выше говорилось (комментарий к ст. 3 Закона), что референдум и свободные выборы в соответствии с ч. 3 ст. 3 Конституции РФ являются высшим непосредственным выражением власти народа. Закон 1995 г. о местном самоуправлении также содержал самостоятельную статью 23, посвященную муниципальным выборам. Данной статьей предусматривалось лишь следующее: выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленных законом избирательных прав граждан (п. 1); порядок проведения муниципальных выборов определяется законами субъектов РФ (п. 2); федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ гарантируют проведение муниципальных выборов (п. 3).

Как определено в ч. 1 комментируемой статьи, муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Определение общего (т.е. независимо от уровня выборов) понятия "выборы" дано в подп. 9 ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации": форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

В части 6 ст. 22 комментируемого Закона также указано, что граждане РФ участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Как говорилось в комментарии к указанной статье, данные положения, основанные на соответствующих нормах конституции РФ, детализированы в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Так, статья 4 "Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме" названного Закона (в ред. Федерального закона от 21 февраля 2014 г. N 19-ФЗ*(131)) устанавливает следующее:

гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом. Гражданин РФ, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума (п. 1);

гражданин РФ имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (п. 2);

не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (п. 3);

не имеют права быть избранными граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором РФ (п. 3.1);

не имеют права быть избранными граждане РФ:

а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

а1) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости;

а2) осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости;

б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных УК РФ, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, если на таких лиц не распространяется действие подпунктов "а1" и "а2" данного пункта;

в) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.3 и 20.29 КоАП РФ, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 56 названного Закона, либо совершения действий, предусмотренных подп. "ж" п. 7 и подп. "ж" п. 8 ст. 76 названного Закона, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы (п. 3.2);

Если срок действия ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами "а1" и "а2" п. 3.2 данной статьи, истекает в период избирательной кампании до дня голосования на выборах, гражданин, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном законом порядке быть выдвинутым кандидатом на этих выборах (п. 3.3);

если деяние, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами "а1" и "а2" п. 32 данной статьи, прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона (п. 3.4);

если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права, предусмотренные подпунктами "а1" и "а2" п. 32 данной статьи, действуют до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости (п. 3.5);

активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина РФ вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа (п. 4);

ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина РФ на определенной территории РФ, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина РФ на данной территории, устанавливаются только Конституцией РФ (п. 5);

федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта РФ могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином РФ пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином РФ пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд (п. 6);

при наличии в отношении гражданина РФ вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока (п. 7);

конституцией (уставом), законом субъекта РФ могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином РФ пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ и выборного должностного лица местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается. Кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) может быть выдвинут гражданин РФ, достигший возраста 30 лет (п. 8);

депутаты, выборные должностные лица, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ. Депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ не могут замещать иные государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы, быть депутатами иных законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов муниципальных образований, выборными должностными лицами местного самоуправления. Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, замещать иные государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы. Депутаты представительных органов муниципальных образований не могут замещать должности муниципальной службы, быть депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти. Иные ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, могут устанавливаться федеральным законом (п. 9);

на основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане РФ (п. 10).

В статье 5 "Равное избирательное право и право на участие в референдуме" Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ) предусмотрено следующее:

граждане РФ участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях (п. 1);

если на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос (п. 2).

Как определено в ст. 6 "Прямое избирательное право и право на прямое волеизъявление на референдуме" названного Закона (в ред. Федерального закона от 4 июня 2014 г. N 146-ФЗ), граждане РФ голосуют на выборах и референдумах соответственно за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, - за или против кандидата, за вынесенные на референдумы вопросы или против них непосредственно. При этом предусмотрено, что на выборах в органы местного самоуправления граждане РФ также могут голосовать против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) непосредственно.

В соответствии со ст. 7 "Тайное голосование" названного Закона голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. При этом предусмотрено, что в случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

Данные положения детализированы в нормах ст. 10 "Назначение выборов" Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", среди которых, касающихся назначения муниципальных выборов, необходимо отметить следующие (в ред. Федерального закона от 2 октября 2012 г. N 157-ФЗ*(132)):

выборы указанных в п. 1 ст. 8 "Срок полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления" названного Закона органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо (п. 1);

днем голосования на выборах в органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва, - день голосования на указанных выборах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4-6 данной статьи (п. 3);

в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, указанных в п. 3 данной статьи, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий (п. 4);

выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня его создания (п. 5.1);

голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день, на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, и на воскресенье, которое объявлено в установленном порядке рабочим днем. Если второе воскресенье сентября, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье сентября объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на третье воскресенье сентября (п. 6);

решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в данном пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть (п. 7);

если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные п. 7 данной статьи, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы в органы местного самоуправления назначаются соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного п. 7 данной статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов (п. 8);

если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный п. 8 данной статьи срок выборы указанных в п. 1 ст. 8 названного Закона органов или депутатов либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном названным Законом, соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы. При этом суд также вправе возложить на избирательную комиссию субъекта РФ обязанность сформировать в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда временную избирательную комиссию в количестве не более 15 членов комиссии с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, предусмотренных ст. 22-24 и 29 названного Закона, а при отсутствии уполномоченного назначить выборы органа или должностного лица - также установить срок, в течение которого временная избирательная комиссия должна назначить выборы. Срок полномочий и количество членов временной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливаются сформировавшей ее избирательной комиссией (п. 9).

3-3.3. Часть 3 комментируемой статьи указывает, что гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ.

Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ данная часть статьи дополнена положениями, которыми в первоначальной редакции предусматривалось следующее:

законом субъекта РФ устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения;

в соответствии с установленными законом субъекта РФ видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании;

законом субъекта РФ могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств;

под избирательной системой в данной статье понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

Федеральным законом от 20 марта 2011 г. N 38-ФЗ исключено положение, предусматривавшее, что законом субъекта РФ могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. Этим же Законом введена часть 3.1 комментируемой статьи, в первоначальной редакции которой указывалось следующее: не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяются в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов; законом субъекта РФ могут быть определены условия применения видов избирательных систем в иных муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.

Данные изменения, как и введение тем же Федеральным законом от 20 марта 2011 г. N 38-ФЗ статьи 35.1 комментируемого Закона, посвященной фракциям в представительном органе муниципального образования, направлены на реализацию положений Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 г., касающихся применения пропорциональной избирательной системы на выборах представительных органов муниципальных образований.

Федеральным законом от 16 октября 2012 г. N 173-ФЗ положения ч. 3 и 3.1 комментируемой статьи об установлении законом субъекта РФ видов избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения, дополнены указанием на то, что такие вопросы регулируются законом субъекта РФ в соответствии с комментируемым Законом и другими федеральными законами. Этим же Законом комментируемая статья дополнена частями 3.2 и 3.3, в первоначальной редакции которых предусматривалось следующее:

выборы депутатов представительных органов поселений (за исключением городских округов) с численностью населения менее 3000 человек, а также представительных органов поселений (включая представительные органы городских округов) с численностью менее 15 депутатов проводятся по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам (ч. 3.2);

в случае, если в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального образования (за исключением представительного органа муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов) часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутых политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, распределению между указанными списками кандидатов подлежат не менее 10 депутатских мандатов (ч. 3.3).

Федеральный закон от 16 октября 2012 г. N 173-ФЗ принят в целях реализации постановления КС России от 7 июля 2011 г. N 15-П*(133), которым:

положения ч. 3 комментируемой статьи, предусматривающие правомочие субъекта Российской Федерации устанавливать виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения, а также правомочие муниципального образования в соответствии с установленными законом субъекта РФ видами избирательных систем определять в своем уставе ту избирательную систему, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании, признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения - по своему конституционно-правовому смыслу - связывают возможность проведения выборов в представительные органы сельских поселений на основе пропорциональной избирательной системы с определением в законе субъекта Российской Федерации условий применения того или иного вида избирательной системы в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств;

положения ч. 3 комментируемой статьи признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 3, 19 (ч. 1), 32 (ч. 1 и 2), 130, 131 (ч. 1) и 132, в той мере, в какой этими положениями в системе действующего правового регулирования не исключается возможность применения пропорциональной избирательной системы (в т.ч. как элемента смешанной избирательной системы) на выборах в представительные органы сельских поселений с малочисленным населением и малым числом депутатов, чем создается риск искажения волеизъявления избирателей, отступления от принципа свободных и справедливых выборов и нарушения равенства избирательных прав граждан.

В свою очередь, Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 303-ФЗ из ч. 3.1 комментируемой статьи исключено положение о том, что не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяются в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Этим же Законом из ч. 3.3 комментируемой статьи исключено указание на исключение из установленного в данной части правила - как говорилось выше, в данной части указывалось, что она не касается представительного органа муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов.

Как отмечалось разработчиками законопроекта, принятого в качестве Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 303-ФЗ, указанные изменения будут мотивировать региональные отделения политических партий и местные сообщества на ведение эффективных избирательных кампаний, где от вклада каждого зависит общий результат и итоговое представительство в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, а также в представительном органе муниципального образования региона; кроме того, это позволит привлечь к региональной и муниципальной политической деятельности новых и эффективных лидеров местного общественного мнения, реальных представителей своих территорий.

Основным актом федерального уровня, о котором идет речь в рассмотренных выше положениях комментируемой статьи, является неоднократно упоминаемый выше Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пределы действия которого определены в его ст. 1 (см. комментарий к ст. 22 Закона).

Правовые нормы, обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях нарушения указанных прав, устанавливает Федеральный закон "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", что и указано в его преамбуле (здесь и далее в ред. Федерального закона от 22 июня 1998 г. N 85-ФЗ*(134)).

Названный Закон согласно п. 1 его ст. 1 применяется при нарушениях конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях, если:

законодательным (представительным) органом субъекта РФ не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов;

представительным органом местного самоуправления или на местном референдуме не принят устав муниципального образования;

в муниципальном образовании отсутствует выборный представительный орган местного самоуправления;

полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными органами государственной власти;

законом субъекта РФ не установлен порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований;

истекли установленные сроки полномочий выборных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки;

отсутствуют органы или должностные лица, уполномоченные назначить выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

муниципальные образования упразднены, объединены или преобразованы в порядке, противоречащем законодательству;

органы местного самоуправления упразднены или самораспущены в порядке, противоречащем законодательству, либо фактически перестали исполнять свои полномочия;

в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования.

Согласно п. 2 указанной статьи названный Закон применяется в целях защиты конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в части, не урегулированной законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

4. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Опубликование и обнародование итогов голосования и результатов выборов (как и итогов голосования и результатов референдума) регламентированы положениями ст. 72 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Эти положения приведены выше (см. комментарий к ст. 22 Закона).

 

Статья 24. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования

1. Комментируемая статья регламентирует голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. В этом отношении, прежде всего, следует отметить, что Закон 1995 г. о местном самоуправлении подобной регламентации не содержал и вовсе называл такую форму непосредственного осуществления населением местного самоуправления, участия населения в осуществлении местного самоуправления.

В отношении голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в ч. 1 комментируемой статьи установлено, что такое голосование проводится по инициативе населения, а также указано, что такое голосование проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных комментируемым Законом.

Общие положения, определяющие порядок проведения местного референдума, содержатся в ст. 22 комментируемого Закона, согласно ч. 10 которой гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, а также порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ. Основным актом федерального уровня, о котором идет речь, является Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пределы действия которого определены в его ст. 1 (см. комментарий к указанной статье).

2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования. То, что основания и процедура такого отзыва должны быть определены уставом муниципального образования, закреплено в п. 8 ч. 1 ст. 44 комментируемого Закона.

При этом в ч. 2 комментируемой статьи установлены требования, с учетом которых уставом муниципального образования устанавливаются основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц. Так, предусмотрено, что основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. В качестве такого основания в ч. 3 ст. 45 комментируемого Закона указано на нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения (см. указанную статью и комментарий к ней).

В отношении процедуры отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления часть 2 комментируемой статьи устанавливает два требования:

процедура должна обеспечивать депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва;

депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе). По правилу же, предусмотренному в п. 8 ст. 70 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в отношении референдума, в том числе местного референдума, соответствующая комиссия референдума признает решение не принятым на референдуме в случае, если за это решение проголосовало не более половины участников референдума, принявших участие в голосовании. Там же указано, что законом субъекта РФ не могут устанавливаться дополнительные основания признания референдума несостоявшимся.

21. В части 2.1 комментируемой статьи предусмотрено, что процедура отзыва депутата не применяется в том случае, когда все депутатские мандаты или часть депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования замещаются депутатами, избранными в составе списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями. Данная часть введена Федеральным законом от 20 марта 2011 г. N 38-ФЗ, которым внесены изменения в связи с применением пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов.

3-4. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи в случаях, предусмотренных комментируемым Законом, в целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Такие случаи предусмотрены нормами ст. 12 данного Закона, регламентирующими изменение границ муниципального образования, и нормами ст. 13 данного Закона, регламентирующими преобразование муниципальных образований (см. указанные статьи и комментарий к ним):

изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов (ч. 2 ст. 12);

изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений (ч. 3 ст. 12);

разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений (ч. 5 ст. 13);

изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа (ч. 7 ст. 13);

изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения, изменение статуса сельского поселения в связи с наделением его статусом городского поселения (ч. 7.2 ст. 13).

Согласно ч. 4 комментируемой статьи голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории. При этом сделана отсылка к положениям ч. 2 и 3 ст. 12, ч. 5 и 7 ст. 13 комментируемого Закона, т.е. к положениям, предусматривающим случаи проведения голосования в порядке ч. 3 комментируемой статьи (в прежней редакции рассматриваемой части содержалась также отсылка к ч. 3 ст. 13 Закона, но эта отсылка исключена Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ, поскольку Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ в эту норму были внесены изменения).

5. В части 5 комментируемой статьи в отношении голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования предусмотрено, что такое голосование назначается представительным органом муниципального образования, а также аналогично ч. 1 данной статьи указано, что такое голосование проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных комментируемым Законом.

В качестве таких особенностей в ч. 5 комментируемой статьи установлено, что при голосовании по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования не применяются положения федерального закона, закона субъекта РФ, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, а также положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме.

Указанные запреты установлены в подп. "а" и "б" п. 7 ст. 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которым (здесь и далее в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ) запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, иным государственным органам, органам местного самоуправления (подп. "а");

лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, кроме случая, предусмотренного п. 8.1 данной статьи, и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения (подп.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: