Педагогическая диагностика

Рабочая программа кружка

По развитию творческих способностей детей

Старшего дошкольного возраста

Г.

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 1 «Березка» п.г.т. Кукмор»

Кукморского муниципального района

Республики Татарстан

Принята на педагогическом совете МБДОУ «Детский сад № 1 «Березка» п.г.т Кукмор» протокол от «____»_________ 20__ г. № ____   Утверждена приказом заведующего МБДОУ «Детский сад № 1 «Березка» п.г.т. Кукмор» от «___»__________20___ г. № ____   _____________ Л.А.Владимирова  

 

«Юные волшебники»

Рабочая программа кружка

По развитию творческих способностей

 детей старшего дошкольного возраста

                                   

Г.


 

Составители: Малова АйгульСирачтиновна – воспитатель

                     МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 1  

                     «Березка» п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального

                     района РТ

                    Владимирова Лариса Илларионовна – ст. воспитатель

                     МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 1  

                     «Березка» п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального

                     района РТ

  Рецензент: Кашапова Марзия Фатыховна – начальник отдела повышения  

                       квалификации и профессиональной переподготовки кадров в области

                  дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук

 

«Юные волшебники» Рабочая программа кружка по художественно-эстетическому воспитанию воспитателя МБДОУ «Детский сад № 1 «Березка» п.г.т. Кукмор». Кукморского муниципального района РТ Маловой А.С.– 2014 г. – 58 с.

 

Методическая разработка адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений для работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

.

 

 

Пояснительная записка

Одна из важных задач в области дошкольного образования – эстетическое воспитание и художественное образование детей. В дошкольные годы у ребенка развиваются: чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонично развитой личности. Рисование развивает у дошкольников творчество – создание нового, оригинального, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать. Еще Аристотель отмечал: занятие рисование способствует разностороннему развитию ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого-Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребель - многие отечественные исследователи.Их работы свидетельствуют: занятие рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью.

Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму.

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», — утверждал В.А. Сухомлинский.

Актуальность

Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, обратила внимание, что дети неуверенны и скованны в действиях и ответах на занятиях. Пассивны в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе. Растеряны при использовании  способов нестандартного раскрашивания. У детей нет умения - экспериментировать с изобразительным материалом. Они ожидают четкого объяснения педагога знакомого способа рисования, нет умения - передавать личное отношение к объекту изображения.

Я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углубленно изучать методическую литературу. Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развить у детей интеллект, учить мыслить, активизировать творческую активность и уверенность в себе. Поэтому мое внимание было направлено на реализацию методической темы: «Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования».

Изучая и осваивая различные способы рисования, ранее не использованных в работе с детьми, экспериментально попробовала использовать элементы нестандартного рисования совместной деятельности с детьми и пронаблюдала всплеск положительных эмоций от процесса рисования. Появилось желание открыть кружок по изобразительной деятельности. Свою работу строила на основе технологииГ.Н.Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» и А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования» журналы Составила перспективный план, создала предметно-развивающую среду, которая более эффективно помогает организовать совместную и самостоятельную деятельность детей.

Разработала программу кружка «Юные волшебники». Занятия кружка весомо отличаются от занятий планированных программой детского сада. Провожу занятия в разной игровой форме (в виде путешествия, игры со сказочными героями, поиска кладов и т. д.). Каждое занятие проводиться эмоционально, дети заворожено следят за всеми процессами. Использую нестандартное расположение детей в процессе рисования (стоя, сидя на полу, лежа на ковре и т. д.).

Подводя итоги, проделанной работы, нельзя не отметить эмоциональный подъём у детей, почти полное исключение скованности и страха, проявление самостоятельности в выборе материалов и техники для рисования в свободное время.

Данное направление в работе с детьмисчитаюактуальным, важным и необходимым, потому что нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.

Цель моей работы – создать педагогические условия для развития творческих способностей дошкольников через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.

Воспитательные:

- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию.

Развивающие:

- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательные:

- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.    

-Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы – старший дошкольный возраст (5-7 лет).

Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.

Реализация программы рассчитана на 37 календарных недель, и включает в себя 1 период непосредственной образовательной деятельности в неделю. Длительность одного периода НОД в группе 5-6 лет - 25 минут, согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13.от 15.05.2013 №26.Занятия проходят во второй половине дня один раз в неделю.

Форма и методы реализации программы:

-Групповая и индивидуальная работа с детьми;

-Выставки творческих работ в группе и в ДОУ;

-Тематические развлечения;

-Мастер-классы с педагогами и родителями;

-Консультации для родителей и педагогов;

-Родительские собрания с использованием ИКТ;

-Публикация информации на сайте ДОУ;

-Оформление предметно-окружающей среды.

Принципы организации:

-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

-учёт возрастных и психологических особенностей детей;

-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

-игровая форма подачи материала;

-сотрудничество Организации с семьей;

-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Методическое обеспечение программы:

Для освоения программы используются разнообразные приёмы и методы:

– словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);

– наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);

– метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы);

– игровые (дидактические, развивающие, подвижные);

– метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).

В процессе работы обеспечивается интеграция  образовательных областей ООП ДО МБДОУ:

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

-Социально-коммуникативное развитие: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Формирование семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

-Познавательное развитие: Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений.

-Речевое развитие: Развитие речи как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

-Физическое развитие: Развитие мелкой моторики.

 

Интеграция видов детской деятельности:

· «Познавательно - исследовательская»

Развивает познавательно-исследовательскую деятельность; Формирует сенсорные представления; расширяет кругозор, развивает личностные качества;

· «Коммуникативная»

Способствует расширению словарного запаса, помогает формированию устной речи, ее развитию и обогащению;развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

· «Игровая»

Приобщает к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

Воспитывает стремление договариваться друг с другом, уступать товарищам;

· «Социально – коммуникативное развитие»

Формирует у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, трудолюбие;воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.Закрепляет навыки владения кисточкой и другими материалами;

· «Восприятиехудожественнойлитературы и фольклора»

Развивает литературную речь, приобщает к словесному искусству;стихи и рассказы о природе.

· «Музыкальная»

Способствует эмоциональному восприятию;прослушивание музыкальных произведений

· «Двигательная»

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья у детей; физкультминутки

Работа с детьми

1. Диагностика уровня готовности восприятия материала по экономике с целью отслеживания динамики развития детей по всем поставленным задачам 2. Чтение художественной и познавательной литературы по теме краски: «Желтая сказка» И.Зиедониес, «Разноцветное царство» М.Мацук, «Сказка про краски теплые и холодные» О.Нерсесова и т.д.[10,с 57] 3.“Чудеса чародея цвета” - игры с красками, цветом. Дидактические игры: «Радужный хоровод», «Собери букет» [10, с 53] 3. 4.Продуктивная деятельность детей.        4. 5.Участие в городских, республиканских, российских конкурсах детского творчества.    5. 6. Творческие отчеты - организация выставки работ 7. 1. «Ах, вернисаж». 8. 2. «Волшебные ладошки». 9. 3. «Космический пейзаж» 10. 4. «Времена года». Работа с родителями. 1.Информирование родителей о задачах и содержании художественного воспитания детей в детском саду и семье. 2.Помощь в оборудовании и оснащении материалом изобразительного уголка в группе. Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т.д.). 3.Консультация «Обучение рисованию нетрадиционными способами». 4.«Роль нетрадиционного рисования в развитии детей старшего дошкольного возраста» (Родительское собрание) 5.«Рисуем вместе с детьми»(Буклеты для родителей) 6.«Увлекательное рисование» (Папка-передвижка) 7.«Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»  8.Анкетирование родителей. 9.Проведение открытого занятия. 10.Совместные экскурсии в городской музей и школа искусств. Работа с педагогами 1.Семинар –практикум для воспитателей «Нетрадиционная техника рисования в детском творчестве» (презентация) 2. Консультация для воспитателей «Организация образовательной области «Художественное творчество в режимных моментах с детьми старшего дошкольного возраста» 3.«Мое любимое дерево осенью» (Открытый просмотр НОД) 4.«Новый год стучится в дверь» (Изготовление плакатов для оформления музыкального зала к Новому году) 5.«Игры с красками» (Создание картотеки игр, способствующих развитию творческих способностей детей) 6.«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» (Мастер-класс) 7.«Юные волшебники» (Выставка детских работ (совместная работа педагогов) Методы работы Индивидуальный. Групповой. Наглядный. Формы работы: Игры. Беседы, работа с наглядным материалом.     Практические упражнения для отработки необходимых навыков. Чтение и заучивание художественной литературы. Рассматривание репродукций картины. Работы оформляются ежемесячно в виде тематической выставки, в конце года проводится выставка с презентацией работ детей на родительском собрании, творческом вечере, портфолио, празднике и т.д.   Предполагаемый результат реализации программы В результате освоения рабочей программы дети приобретут следующие интерактивные качества: -Инициативность; -Самостоятельность; -Любознательность; -Наблюдательность; -Воображение, фантазия, образное мышление; -Творческие способности; -Склонность к экспериментированию; -Способность к принятию решений.  

Формами подведения итогов реализации  данной программы являются:

· педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный – в декабре, итоговый – в мае);

· ежегодно в декабре и мае - внутренняя отчетная выставка, где выставляются работы воспитанников за истекший год;

· участие в районных, республиканских, всероссийских конкурсах детского рисунка.

Педагогическая диагностика

Уровень подготовки знаний детей воспитанников можно определить, воспользовавшись разработкой доктора пед. наук профессора Т.С. Комаровой «Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: