double arrow

Пояснительная записка


Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования.

Актуальность и практическая значимость данной программы обусловлена тем, что математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект, математика находится на первом месте.

Первоначальные математические познания должны входить с самых ранних лет в наше образование и воспитание. Результаты надёжны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в лёгкой и приятной форме, на предметах обыденной и повседневной обстановки, подобранных с надлежащим остроумием и занимательностью.

На занятии используются задания повышенной сложности и задания занимательного характера, в игровой форме, что вызывает интерес у школьника и желание принять в нем участие. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисованная картинка, чертеж, схема), разбивка на части текста задачи учат обращению с абстрактными объектами.




Полезным является и составление задач самими учениками:

· составить задачу, используя определенные слова;

· составить задачу, решаемую определенным способом (уравнением, системой, по действиям, графически и т. д.);

· составить задачу по плану, по ответу, по выражению;

· изменить условие или вопрос задачи;

· закончить текст или решение задачи.

Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы.

Просмотр видеофильмов, содержащих информацию о великих учёных математиках, физиках России и Европы формирует устойчивый интерес к математике.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога. Принимая активное участие, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

Отличительные особенностикурса:

· Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике.

· Большое внимание в программе уделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой (запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусы и др.),



· Внимание в программе уделяется выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных математических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач (метод решения «с конца» и др.),

· Внимание в программе уделяется выполнению проектных работ.

· Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения.

Программа кружка рассчитана на учащихся 5 классов, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень. Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике.

Цель программы – способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и формированию когнитивных умений в процессе занятий математического кружка способностей.

Задачи:

Образовательные:

· углубление и расширение знаний учащихся по математике;

· привитие интереса учащимся к математике;

· активизировать познавательную деятельность;

· показать универсальность математики и её место среди других наук.

Воспитательные:

· воспитание культуры личности;

· воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;

· воспитание понимания значимости математики для научно – технического прогресса;

· воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины.



Развивающие:

· развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

· формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.

Срок освоения программы составляет один год обучения (34 занятий в течения учебного года).

Форма организации обучения: коллективно-групповая.

Виды занятий: комбинированное занятие и практические работы, посвященные разрешению проблемных ситуаций, обсуждению коллективных и индивидуальных решений.

Ученики самостоятельно и в микрогруппах, в сотрудничестве с учителем выполняют различные задания.

Режим проведения занятий: 1 занятие (45 минут) в неделю, исключая каникулярное время.

Планируемые результаты:

Личностные:

· сформированы критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

· сформированы креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении задач.

Метапредметные:

· сформировано умение предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

· сформировано умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей;

· сформировано умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

· сформировано умение выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

· сформировано умение выдвигать гипотезы при решении учебных и понимать необходимость их проверки.

Предметные:

Обучающиеся смогут:

· работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, обосновывать суждения;

· выполнять арифметические преобразования, применять их для решения математических задач;

· самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях при решении практических задач;

· знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;

· применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.

В результате занятий в кружке учащиеся должны:

Знать:

· приёмы быстрого счёта;

· понятие графа, понятие софизма.

· свойства простейших геометрических фигур на плоскости;

· методы решения логических задач.

Уметь:

· пользоваться приёмами быстрого счёта;

· выполнять проектные работы.

· использовать различные приёмы при решении логических задач;

· решать математические ребусы, софизмы, показывать математические фокусы;

· решать текстовые задачи на движение, на взвешивание, на переливание.

 


 


Учебный план

Тема занятия

Количество занятий

Форма аттестации

Всего Теория Практика
1 Вводное занятие 1 1
2 Устный счет. Свойства чисел. 2 1 1 Математический диктант
3 Числовые ребусы. Головоломки. 2 1 1 Конкурс на лучший математический ребус
4 Задачи-шутки. Отгадывание чисел. 2 1 1 Проверка домашнего задания
5 Задачи на размещение и разрезание. 3 1 2 Самостоятельная работа
6 Задачи со спичками. 2 2 Самостоятельная работа
7 Четность, делимость чисел. 2 1 1 Тестирование
8 Логические задачи. 2 1 1 Проверка домашнего задания
9 Переливание, взвешивание. 2 1 1 Самостоятельная работа
10 Задачи на части и отношения. 2 1 1 Самостоятельная работа
11 Задачи на проценты. 3 1 2 Отчет о практической работе
12 Круги Эйлера. 2 1 1 Тестирование
13 Принцип Дирихле. 2 1 1 Проверка домашнего задания
14 Его сиятельство «Граф». 2 1 1 Тестирование
15 Геометрия вокруг нас. 2 1 1 Проверка домашнего задания
16 Комбинаторные задачи. 2 1 1 Самостоятельная работа
17 Исторические сведения 1 1 Выступление с докладами о некоторых великих математиках и их открытиях.

 


 








Сейчас читают про: