Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования.
Актуальность и практическая значимость данной программы обусловлена тем, что математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект, математика находится на первом месте.
Первоначальные математические познания должны входить с самых ранних лет в наше образование и воспитание. Результаты надёжны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в лёгкой и приятной форме, на предметах обыденной и повседневной обстановки, подобранных с надлежащим остроумием и занимательностью.
На занятии используются задания повышенной сложности и задания занимательного характера, в игровой форме, что вызывает интерес у школьника и желание принять в нем участие. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисованная картинка, чертеж, схема), разбивка на части текста задачи учат обращению с абстрактными объектами.
|
|
Полезным является и составление задач самими учениками:
· составить задачу, используя определенные слова;
· составить задачу, решаемую определенным способом (уравнением, системой, по действиям, графически и т. д.);
· составить задачу по плану, по ответу, по выражению;
· изменить условие или вопрос задачи;
· закончить текст или решение задачи.
Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы.
Просмотр видеофильмов, содержащих информацию о великих учёных математиках, физиках России и Европы формирует устойчивый интерес к математике.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога. Принимая активное участие, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.
Отличительные особенности курса:
· Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике.
· Большое внимание в программе уделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой (запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусы и др.),
|
|
· Внимание в программе уделяется выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных математических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач (метод решения «с конца» и др.),
· Внимание в программе уделяется выполнению проектных работ.
· Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения.
Программа кружка рассчитана на учащихся 5 классов, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень. Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике.
Цель программы – способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и формированию когнитивных умений в процессе занятий математического кружка способностей.
Задачи:
Образовательные:
· углубление и расширение знаний учащихся по математике;
· привитие интереса учащимся к математике;
· активизировать познавательную деятельность;
· показать универсальность математики и её место среди других наук.
Воспитательные:
· воспитание культуры личности;
· воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;
· воспитание понимания значимости математики для научно – технического прогресса;
· воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины.
Развивающие:
· развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
· формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.
Срок освоения программы составляет один год обучения (34 занятий в течения учебного года).
Форма организации обучения: коллективно-групповая.
Виды занятий: комбинированное занятие и практические работы, посвященные разрешению проблемных ситуаций, обсуждению коллективных и индивидуальных решений.
Ученики самостоятельно и в микрогруппах, в сотрудничестве с учителем выполняют различные задания.
Режим проведения занятий: 1 занятие (45 минут) в неделю, исключая каникулярное время.
Планируемые результаты:
Личностные:
· сформированы критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
· сформированы креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении задач.
Метапредметные:
· сформировано умение предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
· сформировано умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей;
· сформировано умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
· сформировано умение выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
· сформировано умение выдвигать гипотезы при решении учебных и понимать необходимость их проверки.
Предметные:
Обучающиеся смогут:
· работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, обосновывать суждения;
· выполнять арифметические преобразования, применять их для решения математических задач;
· самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях при решении практических задач;
· знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
|
|
· применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
В результате занятий в кружке учащиеся должны:
Знать:
· приёмы быстрого счёта;
· понятие графа, понятие софизма.
· свойства простейших геометрических фигур на плоскости;
· методы решения логических задач.
Уметь:
· пользоваться приёмами быстрого счёта;
· выполнять проектные работы.
· использовать различные приёмы при решении логических задач;
· решать математические ребусы, софизмы, показывать математические фокусы;
· решать текстовые задачи на движение, на взвешивание, на переливание.
Учебный план
№ | Тема занятия | Количество занятий | Форма аттестации | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | – | – |
2 | Устный счет. Свойства чисел. | 2 | 1 | 1 | Математический диктант |
3 | Числовые ребусы. Головоломки. | 2 | 1 | 1 | Конкурс на лучший математический ребус |
4 | Задачи-шутки. Отгадывание чисел. | 2 | 1 | 1 | Проверка домашнего задания |
5 | Задачи на размещение и разрезание. | 3 | 1 | 2 | Самостоятельная работа |
6 | Задачи со спичками. | 2 | – | 2 | Самостоятельная работа |
7 | Четность, делимость чисел. | 2 | 1 | 1 | Тестирование |
8 | Логические задачи. | 2 | 1 | 1 | Проверка домашнего задания |
9 | Переливание, взвешивание. | 2 | 1 | 1 | Самостоятельная работа |
10 | Задачи на части и отношения. | 2 | 1 | 1 | Самостоятельная работа |
11 | Задачи на проценты. | 3 | 1 | 2 | Отчет о практической работе |
12 | Круги Эйлера. | 2 | 1 | 1 | Тестирование |
13 | Принцип Дирихле. | 2 | 1 | 1 | Проверка домашнего задания |
14 | Его сиятельство «Граф». | 2 | 1 | 1 | Тестирование |
15 | Геометрия вокруг нас. | 2 | 1 | 1 | Проверка домашнего задания |
16 | Комбинаторные задачи. | 2 | 1 | 1 | Самостоятельная работа |
17 | Исторические сведения | 1 | 1 | – | Выступление с докладами о некоторых великих математиках и их открытиях. |