Непроцессуальные формы профилактики преступлений

 

К так называемым непроцессуальным формам профилактики преступлений относятся те из них, которые не нашли отражения в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, но так или иначе регламентированы подзаконными нормативными актами.

В настоящее время основным таким нормативным актом ведомственного характера является приказ МВД России от 17.01.2006 N 19, предусматривающий помимо внесения представления профилактического характера иные предупредительные меры.

Так, например, согласно п. 14 Инструкции, утвержденной этим приказом, сотрудники подразделений дознания:

- направляют информацию в органы прокуратуры в случае невыполнения должностными лицами предприятий, организаций и учреждений представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений или других нарушений закона, для принятия мер в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

- в трехдневный срок информируют соответствующие подразделения органов внутренних дел о лицах, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы, а также в отношении которых уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям для постановки на профилактический учет;

- осуществляют профилактическую деятельность среди лиц, потерпевших от преступных посягательств, в целях изменения их виктимного поведения.

Согласно п. 18 Инструкции сотрудники следственных подразделений:

- направляют в органы прокуратуры материалы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении о невыполнении должностными лицами предприятий, организаций и учреждений законных требований по устранению указанных в представлении обстоятельств или других нарушений закона;

- в трехдневный срок письменно информируют соответствующие подразделения органов внутренних дел по месту совершения преступления о подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы, а также в отношении которых уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям для постановки на профилактический учет;

- при расследовании уголовных дел с участием несовершеннолетних выявляют лиц, вовлекающих их в совершение противоправных деяний, принимают меры к привлечению таких лиц к уголовной ответственности;

- своевременно передают в соответствующие подразделения органов внутренних дел сведения, полученные в ходе расследования уголовных дел, имеющие значение для предупреждения и раскрытия преступлений.

Вместе с тем некоторые выработанные и апробированные на практике непроцессуальные формы профилактики указанным ведомственным нормативным актом не регламентированы, хотя в п. 14.3 ранее действовавшего приказа от 11.08.1998 N 490 "Об утверждении нормативных актов о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений" (ред. от 13.01.2003) сотрудникам подразделений дознания предписывалось "выступать с сообщениями в трудовых коллективах, образовательных учреждениях, перед населением и в средствах массовой информации с сообщениями о результатах работы, об условиях, способствовавших совершению преступлений, а также с лекциями и беседами на правовые темы".

Практически аналогичное положение содержалось и в п. 19.3 этого приказа, предусматривавшем "выступления сотрудников следственных подразделений с сообщениями в образовательных учреждениях, трудовых коллективах, перед населением о результатах расследованных и рассмотренных в суде уголовных дел, о причинах и условиях, способствовавших совершению преступлений, а также публикации и выступления по этим вопросам в средствах массовой информации".

Помимо приказа МВД России от 17.01.2006 N 19 на сегодняшний день основными ведомственными нормативными актами, которые отчасти регламентируют превентивную деятельность органов предварительного расследования, не связанную с внесением и осуществлением контроля за исполнением представлений профилактического характера, являются: приказ МВД России от 10.04.2006 N 246 "Об информационно-пропагандистской работе", приказ заместителя министра - начальника Следственного комитета при МВД России от 12.11.2001 N 319 "О совершенствовании организации взаимодействия со средствами массовой информации". Однако они регламентируют лишь такие непроцессуальные формы профилактики преступлений, как публикации и выступления в средствах массовой информации (СМИ).

Таким образом, непроцессуальная профилактическая деятельность дознавателя (следователя) практически лишена нормативной регламентации, что, безусловно, негативным образом отражается на ее эффективности. Свидетельством этого является анализ следственной практики, который показал, что в ряде регионов России указанные формы (меры) профилактики используются крайне редко или не используются вовсе. Случаи их использования не всегда находят отражение в материалах уголовных дел, что представляется неверным, поскольку каждый такой факт обязательно должен документально фиксироваться. Это способствует не только формированию наиболее полного представления о проделанной дознавателем (следователем) профилактической работе в рамках конкретного уголовного дела, но и выявлению наиболее эффективных механизмов предупредительной деятельности.

 

Выступления сотрудников органов предварительного расследования с сообщениями перед населением, в образовательных учреждениях, трудовых коллективах, в средствах массовой информации (СМИ) о профилактике преступлений

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: