Глава V. Новые тайные организации

Революционное народничество первой половины 70-х гг. и особенно времени 1873–1875 гг. упорно искало пути похода к народу. Оно то обращало свой взор на фабричных рабочих, стремясь создать из них пропагандистов среди крестьянства, то само устремлялось в народ в надежде поднять его на борьбу, то снова принималось за пропаганду на фабриках. В этом проявлялась и слабость и сила движения. Его теоретическая основа была ненаучна, но деятели его глубоко верили в неизбежность и необходимость революционного разрешения социальных проблем своего времени. Они твердо верили, что это преобразование осуществят крестьянские массы. В. Левицкий говорит о том, что происходит победа бакунистов над лавристами, поскольку представление последних о возможности подготовить революцию путем книжной, научной пропаганды было вдребезги разбито, и теперь лавристы становятся скорее кучкой культурников, чем революционеров[107].

Опираясь на опыт, приобретенный в период «хождения в народ», революционеры принялись за создание организации и выработку единой программы. В 1876 г. по инициативе и под руководством М. А. Натансона была основана новая организация, учредители которой в память о своих предшественниках начала 60-х гг. назвали ее «Земля и воля»[108]. В течение 1876–1879 гг. «Земля и воля» превратилась в широкую организацию, объединявшую множественные кружки центральных и западных губерний, Белоруссии, Польши, Украины, Северного Кавказа и Грузии.

По своим теоретическим воззрениям землевольцы были бакунистами, но бакунистами–народниками, т. е. начинается отход от западнических идей социалистической революции и подстраивание ее под русскую «народную» действительность. На первых порах программные требования землевольцев были сформулированы кратко и в самой общей форме. Программа намечала осуществить три главнейших пункта:

1. Передача всей земли крестьянским общинам с равномерным ее распределением;

2. «Разделение Российской Империи на части соответственно местным желаниям»;

3. Полное самоуправление общин (с оговоркой, что в силу неподготовленности к нему большинства общин, первоначально их союзы часть своих общественных функций будут передавать избранному их правительству.)[109].

Общество «Земли и Воли» было носителем идеи постоянных поселений в народе, с целью организовать на его почве местных требований и местных условий в боевые организации, а затем устраивать бунты, оно было сторонником пропаганды путем фактов[110].

В 1878 г. была принята окончательная программа «Земли и воли». Признавая конечным политическим и экономическим идеалом анархию и коллективизм, программа выдвигала четыре главных пункта:

1. Передать всю землю в руки сельского рабочего сословия с равномерным ее распределением;

2. Содействовать свободному союзу общин в передаче меньшей доли общественных функций избранному каждым из них для себя правительству;

3. Добиваться полной свободы вероисповеданий в связи с веротерпимостью русского народа и его стремлением к религиозной свободе;

4. Содействовать разделению теперешней Российской Империи на части соответственно местным желаниям[111].

Программа указывала на разрушающее воздействие капитализма на общину, но видя в этом историческое зло, она требовала предотвращения гибели общины с помощью скорейшего насильственного переворота[112]. Политических требований землевольцы не выдвигали, оставаясь на позициях специфически народнического аполитизма, т. е. полагая, что вершить следует не политическую, а более глубокую, всеохватывающую социальную революцию, побочным результатом которой будет политическая свобода[113].

Насквозь пронизанная идеями уже покойного в то время Бакунина программа «Земли и воли» исходила из накопленного опыта борьбы и давала новую тактическую установку для подхода к крестьянским массам. Теперь их симпатии революционеры должны завоевать не агитационным наскоком периода «хождения в народ», а постепенным, длительным сближением. Для организации крестьян на всеобщий бунт было признано необходимым селиться под видом различных специалистов в деревнях. Создание народнических колоний в сельской местности стало основным делом землевольцев, наиболее характерной чертой их деятельности[114].

Землевольцы организовали в Санкт-Петербурге в 1876 г. первую в истории политическую демонстрацию с участием рабочих, в 1878–1879 гг. многие землевольцы активно участвовали в студенческих волнениях и проведении нескольких стачек в Санкт-Петербурге. В. Ф. Антонов говорит, что формально в этот период сознаем землевольцев все более овладевал терроризм[115]. Это выразилось в уничтожении шпионов и представителей исполнительной власти, террористы добрались до шефа жандармов, последовал выстрел В. Засулич в 1878 г., и землевольцы даже покусились на жизнь самого императора: покушение А. К. Соловьева на Александра II в 1879 г. Свои террористические акты землевольцы рассматривали как месть или средство самозащиты.

Эти события, и тот факт, что пропаганда землевольцев не нашла отклика у крестьян, а к тому же усиливались правительственные репрессии, вызвали разногласия между участниками «Земли и Воли». В результате это привело к тому, что внутри организации был образован особый тайный кружок под громким названием «Свобода или смерть». Программа его носила, отмечает В. Левицкий, политический характер, она призывала необходимость политического террора[116]. Сторонников прежней тактики стали именовать «деревенщиками». Разногласия между двумя группами привели к расколу «Земли и Воли» в сер. 1879 г. на две самостоятельные организации – «Черный передел» и «Народная воля».

Политические проблемы выдвигались на первый план – они становились велением времени. В. Ф. Антонов отмечает, что часть землевольцев и слышать не хотела о посягательстве на традиционную тактику борьбы революционного народничества, подчеркнуто назвав свою новую организацию «Черный передел», в конечно счете все же была вынуждена подчиниться законам исторического развития[117]. Идейная платформа новой организации в принципе не отличалась от землевольческой. Напротив, чернопередельцы подчеркивали свою приверженность ей. В частности, отмечает Н. А. Троицкий, это идея того, что освобождение народа должно быть делом самого народа, т. е. крестьянства[118]. Однако политическая борьба расшатывала устои чернопередельцев и вовлекала в свою орбиту их кадры. Важнейшая задача формулировалась как аграрная революция, изымание земли у высших сословий и передача ее в руки земледельцев. При этом в программе «Черного передела» признавалась и необходимость так называемого «политического террора», но лишь как вспомогательного средства[119].

Однако, «Черный предел», просуществовав два года, сошел со сцены, не проявив значительной деятельности. Тем не менее, в истории русского освободительного движения эта организация заняла важное место, главным образом потому, что идейная эволюция внутри чернопередельчества привела к выделению из его среды первых русских социал-демократов. Под воздействием кризиса анархистского народничества чернопередельцы не только переходили на позиции «Народной воли», часть из них вообще порвала с народничеством, разуверившись во всех его разновидностях.

Сплотившись в тесную группу, революционеры объединились вокруг определенной тактики: признании террора и цареубийства в организацию «Народная воля». Программные положения «Народной воли» повторяют программные положения «Земли и воли» в том плане, что народовольцы говорят о том, что по своим убеждениям они – социалисты и народники[120]. Народовольцы утверждали, что только народная воля может санкционировать общественные формы, что развитие народа прочно только тогда, когда оно идет самостоятельно и свободно, когда каждая идея проходит предварительно через сознание и волю народа[121]. Государство, по программе народовольцев, является главным эксплуататором народа – только правительственный гнет мешает развиваться народу в направлении к социализму.

Однако потом программа соскакивает с народнических рельс, по которым до того шла, и вносит чуждые традиционному народничеству взгляды. В. Левицкий отмечает, что ближайшей задачей народовольцы ставят перед собой политический переворот, с целью свержения самодержавия и передачи власти народу – Учредительному собранию[122]. Итак, в отличие от «Земли и воли», которая объявляла своей программной целью анархию, отмечает Н. А. Троицкий, программа народовольцев отрицала анархизм и признавала необходимым революционное государство в форме демократической республики[123]. Выдвигая такой лозунг, народовольцы становились на почву политического реализма и из народников – доктринеров социализма – превращались в действительную политическую партию.

Заявляя о своей готовности подчиниться воле Учредительного собрания, пишет В. Левицкий, программа перечисляет далее требования, которые партия будет отстаивать на выборах и в самом Учредительном собрании:

1) Постоянное народное представительство, имеющее полную власть во всех общегосударственных делах;

2) Широкое областное самоуправление, обеспеченное выборностью всех должностей, самостоятельностью мира и экономической независимости народа;

3) Самостоятельность мира как экономической независимостью народа;

4) Принадлежность земли народу

5) Система мер, имеющих передать в руки рабочих все заводы и фабики;

6) Полная свобода совести, слова, печати, сходок, ассоциаций и избирательной агитации;

7) Всеобщее избирательное право без сословных и имущественных ограничений;

8) Замена постоянной армии территориальной[124].

Эти преобразования должны были «приближать жизнь к социалистическому строю», минуя капитализм.

В соответствии с программой «Народной воли» при подготовке революции вспомогательную роль должен был сыграть «красный» террор против представителей власти, который рассматривался народовольцами как ответ на казни революционеров, средство дезорганизации правительства и возбуждения народных масс[125].

Мы можем видеть, что программа «Народной воли» не является чистым выражением какой-либо из основных разновидностей народнических учений 70-х гг. Скорее всего можно сказать, что в ней обобщен опыт теоретических поисков и практической борьбы предшественников. В самом деле, она воплотила в себе традиционные для русского народничества идеи свободы, независимости мира и федерализма, выдвинутые еще Герценом, затем нашедшие свое развитие у Бакунина и ставшие составной частью программ почти всех революционных организаций народничества. Также программа «Народной воли» повторяет отношение к правительству как главному врагу и заговор как основное средство борьбы, выраженные в учении Ткачева. В то же время программа «Народной воли» вполне индивидуальна. В ней политическая борьба четко определяется как генеральная задача партии, а заговор с целью политического переворота – как главный метод борьбы.

«Народная воля» подготовила ряд террористических актов, в том числе 5 покушений на Александра II. В итоге удалось осуществить убийство Александра II 1 марта 1881 г. После «Народная воля» обратилась к Александру III с предложением созвать Учредительное собрание, обещав прекратить террор. Но правительство пошло по пути эскалации репрессий. Партия оставалась еще внушительной силой, продолжала борьбу. После 1 марта особенно усилилась ее военная организация. И все же «Народная воля» не вынесла нескольких последовательных ударов и была разгромлена[126].

«Народная воля» не добилась той основной цели, которая воодушевляла ее бойцов – низвержения самодержавия и политической свободы. Не добилась потому, что главным средством борьбы избрала террор – средство обоюдоострое, которое, как пишет В. Левицкий, поражает в гораздо сильнейшей степени того, кто его применяет, чем того, против кого оно направляется[127].


 


Заключение

Объективными предпосылками для зарождения в России народничества явилось осознание слабости заложенной отечественной революционной традиции, разочарование в возможностях буржуазных революций Запада, слабое развитие капиталистического строя и разочарование народа в реформах 1860-х гг.

Основы русского движения к социализму сформулировал в 1840–50 гг. А. И. Герцен. Первоначально за основу были взяты идеи французских социалистов, переработанные под русскую действительность. В основу была положена идея политической борьбы, осуществляемая самими социалистами. Но после того, как Герцен разочаровался в революции 1848 г., он начал проповедовать революцию социалистическую, говоря о том, что Россия имеет свой особый путь развития, и в ней возможен переход к социализму, минуя капитализм, посредством революции. Главным лозунгом было «все для народа и посредством народа». Крестьянская община была провозглашена «зародышем социализма», главной движущей силой должно было выступить крестьянство, а подготовить его должна была разночинная интеллигенция. Идеи Герцена были подхвачены Н. Г. Чернышевским и стали источником зарождения нового общественно-политического движения.

1860-е гг. открыли собой новый этап освободительного движения в России. В первых прокламациях мы можем наблюдать как скрещение идей Герцена и Чернышевского, так и, на примере «Великорусса», отход от них с выражением идеи буржуазно-демократической революции, совершаемой для народа, но без его участия. Это было связано с поиском наилучшего пути осуществления революции.

 Формирование революционного подполья знаменовало собой переход от теории к революционной практике. Была сформирована первая народническая организация «Земля и воля», которая, в попытке объединить всех революционеров под «одно крыло», придерживалась идей не только Герцена и Чернышевского, но и «Великорусса», т. е. стремилась посредством революции добиться политического переворота. Кружок ишутинцев, участники которого были страстными поклонниками Чернышевского, все же совершили отход от его идей: цель их состояла в том, чтобы посредством революции уничтожить частную земельную собственность, водворив вместо нее общее пользование землей. Именно ищутинцы заложили террористические основы революционной идеологии, чему способствовал выстрел Каракозова. Эту тенденцию с еще большим фанатизмом проповедовал Нечаев. Также необходимо упомянуть «Рублевое общество» Лопатина, которое по праву можно назвать предтечей пропагандизма в народнической практике.

На этом этапе мы видим отступления от теорий, которые выдвигали Герцен и Чернышевский в самом начале формирования идей народничества. Произошло изменение во взглядах революционеров на роль народных масс в освободительной борьбе, ими трезво были оценены ограниченные возможности крестьянства в общественном преобразовании, но они не сложили оружия, а начали поиск различных путей, которыми можно было бы внести революционное сознание в народные массы.

Возникло три течения народничества, они продолжали основную линию народничества 50-х–60-х гг. XIX в. – проведение социальной революции с целью коренного изменения внутреннего устройства России, однако предлагали три пути ее осуществления.

М. Бакунин, основатель бунтарского течения, выступал за уничтожение государства в ходе всенародного восстания и установления социализма в форме ассоциации самоуправляющихся общин. Главной силой революции должно было выступить крестьянство. Бакунин считал, что русский крестьянин по натуре бунтарь, он готов к революции, поэтому задача интеллигенции – идти в народ и сразу поднимать его на революцию.

П. Л. Лавров, основатель пропагандистского течения, считал, что революцию надо тщательно готовить, ведя пропаганду среди крестьянства. Вести же пропаганду должны «критически мыслящие личности», лучшие представители интеллигенции. Они разбудят крестьянство, внесут в него социалистическое сознание и тем самым подготовят все крестьянство к социальной революции.

П. Н. Ткачев, основатель заговорщицкого течения, считал, что самодержавие не имеет социальной опоры, поэтому небольшая группа заговорщиков может легко захватить власть и провести социалистические преобразования. В связи с этим основной задачей было провозглашено создать такую организацию, хорошо законспирированную, дисциплинированную, способную захватить власть.

Ни одно из трех направлений не стало господствующим, основным среди революционеров-практиков. В основном они сочетались в деятельности каждой народнической организации. Таким образом, идеологи народничества предложили революционной молодежи три способа действия.

Как мы видели, в начале 70-х преобладали идеи лавризма, но «Хождение в народ», которое не увенчалось успехом, на практике показало лучшие пути для осуществления главной цели народничества, что выразилось в отступление лавризма и «воцарении» бакунизма.

После неудачных попыток хождения в народ с целью установления связи с крестьянством и возможности его организации на восстание, возникла идея создания тайной революционной организации, объединившей всех народников. Такая организация была создана в 1876 г. и стала называться «Земля и воля». Ее программа предусматривала осуществление революции путем свержения самодержавия, передачу всей земли крестьянам, введение мирского самоуправления в деревне и городе. Не достигнув существенных результатов и убедившись в необходимости политической борьбы, среди народовольцев начались споры по программным и тактическим вопросам о методах борьбы, которые привели к расколу. Меньшая часть народовольцев создала организацию «Черный передел», которая сохранила верность основным программным принципам. Большой роли эта организация не сыграла. Более значительную работу проделала другая организация «Народная воля». Программа народовольцев предусматривала подготовку политического переворота, свержения самодержавия, установления в стране демократического строя, уничтожение частной собственности. Важнейшим средством политической борьбы считали террор, а главной целью – убийство царя. Они рассчитывали, что это разбудит народные низы и подтолкнет их к восстанию.

Но, как раз из-за выбранного средства борьбы «Народная воля» не добилась своей цели, поскольку террор не нашел отражения в сердцах и умах людей. Однако заслугой народовольцев было преодоление во многом аполитизма своих предшественников.

Несмотря на расхождения в вопросах тактики, всех народников объединяло признание революции как единственного средства освобождения народа. Различия между ними определялись в основном разницей в понимании вопроса о главной движущей силе революции, степени готовности этой силы к революции и средствах ее свершения.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: