Итоговая контрольная работа за курс астрономии старшей школы
Пояснительная записка:
Разработка представляет собой итоговую контрольную работу по астрономии в структуре ЕГЭ за курс старшей школы для учащихся 11 (10) классов. В каждой работе предложены 4 варианта, имеются инструкции и ключи.
Цель: контроль знаний и умений учащихся посредством выполнения заданий.
Тип урока: урок по проверке, оценке и коррекций знаний.
УМК: Б. А. Воронцов-Вельяминов. Астрономия (11).
Кодификатор элементов содержания и структура контрольной работы:
Элемент содержания | Тип вопроса | ||
Часть 1: | |||
1. Звезды и созвездия. Небесные координаты. ПКЗН. | задание с выбором ответа | ||
2. Движение Луны и Солнца. Конфигурации планет. | задание с выбором ответа | ||
3. Солнце и звезды. Виды звезд и их характеристики. | задание с выбором ответа | ||
4. Строение Вселенной. Галактики. | задание с выбором ответа | ||
Часть 2: | |||
5. Звезды и созвездия. | установление соответствия | ||
6. Единицы измерения астрономических величин. | упорядочивание последовательности | ||
7. Физические характеристики небесных тел. | задание с множественным выбором | ||
8. Законы небесной механики. | задача с открытым ответом | ||
Часть 3:
| |||
9. Природа тел Солнечной системы. | качественный вопрос | ||
10. Расстояния до небесных объектов. Угловые и линейные размеры небесных объектов. | задача с развернутым ответом |
Источники:
1. Воронцов-Вельяминов, Б. А. Астрономия. Базовый уровень. 11 кл.: учебник / Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. – М.: Дрофа, 2015. – 237 с.
2. Галузо, И. В. Астрономия: Сб. разноуровневых заданий: Учеб. пособие для 11 кл. / И. В. Галузо, В. А. Голубев, А. А.Шимбалев. – Мн: ЧУП «Изд-во Юнипресс», 2005. – 272 с.
3. Малахова, Г. И. Дидактический материал по астрономии: Пособие для учителя. / Г. И. Малахова, Е. К. Страут. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.
4. Воронцов-Вельяминов, Б. А. Сборник задач по астрономии: Пособие для учащихся. / Б. А. Воронцов-Вельяминов. – М.: Просвещение, 1980. – 56 с.
5. Открытый банк заданий ЕГЭ – Физика // http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege
6. http://www.stellarium.org/ru - виртуальный планетарий.
7. Изображения:
· Галактики: https://goo.gl/wqHFDU https://goo.gl/Sb8XZm https://goo.gl/9arq8E https://goo.gl/n8wk5L
· Солнечное затмение: иллюстрация к учебнику А. В. Перышкина. Физика-8 кл. – М. Дрофа, 2016. – стр. 191, рис. 126.
Итоговая контрольная работа по астрономии
Вариант № 1
Инструкция по выполнению работы
На выполнение контрольной работы по астрономии отводится 45 минут. Работа состоит из 3-х частей и включает 10 заданий.
Часть 1 содержит 4 задания (1–4). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых только 1 верный. При выполнении задания части 1 в тетради для контрольных работ сделайте запись: «Часть 1», проставьте номера заданий по порядку и запишите номер выбранного ответа в контрольной работе. Если вы выбрали не тот номер, то зачеркните этот номер крестиком, а рядом поставьте номер правильного ответа.
|
|
Часть 2 включает 4 задания с кратким ответом (5–8). При выполнении заданий части 2 ответ записывается в тетради для контрольных работ. При этом делается запись: «Часть 2», проставляются номера заданий по порядку и записывается последовательность цифр ответа. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Часть 3 содержит 2 задания (9–10), на которые следует дать развёрнутый ответ. Ответы на задания части 3 записываются в тетради для контрольных работ, после записи: «Часть 3». При выполнении заданий части 2 и 3 значение искомой величины следует записать в тех единицах, которые указаны в условии задания. Если такого указания нет, то значение величины следует записать в Международной системе единиц (СИ).
При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. С целью экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.
За каждый правильный ответ в «Части 1» дается 1 балл, в «Части 2» 1–2 балла, в «Части 3» – от 1 до 3 баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Максимальное количество баллов 18.
Отметка 5 ставится за более 88% выполненной работы (16–18 баллов).
Отметка 4 ставится за более 70% выполненной работы (13–15 баллов).
Отметка 3 ставится за более 55% выполненной работы (10–12 баллов).
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.
Желаем успеха!
Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться вам при выполнении работы.
Наиболее важные величины, встречающиеся в астрономии | |
Видимый угловой диаметр Солнца и Луны | 0,50 |
Продолжительность звездного года (период обращения Земли вокруг Солнца) | 365 сут 5 ч 49 мин |
Продолжительность синодического месяца (период изменения фаз Луны) | 29,5 сут |
Продолжительность звездного месяца (период обращения Луны вокруг Земли) | 27,3 сут |
Средний радиус Земли | 6 370 км |
Среднее расстояние от Земли до Луны | 384 000 км |
Среднее расстояние от Земли до Солнца | 150 млн км |
1 парсек | 206265 а.е. = 3, 26 св. года = 3⸱1013 км |
Часть 1
К каждому из заданий 1-4 даны 4 варианта ответа, из которых только 1 правильный. Номер этого ответа запишите в тетради. |
1. | Какое из перечисленных созвездий нельзя наблюдать 15 октября в 20.00 в г. Нижний Новгород (широта 560)? | ||||
А) Лира Б) Овен | В) Большой Пес Г) Козерог | ||||
| |||||
2. | Как называется фаза Луны, изображенная на рисунке? В какое время суток Луна видна в этой фазе? | ||||
| |||||
А) Первая четверть. Видна вечером. Б) Последняя четверть. Видна утром. В) Полулуние. Видна вечером. Г) Полнолуние. Видна всю ночь. | |||||
| |||||
3. | К какому типу относятся две близко расположенные звезды, связанные силами тяготения и обращающиеся около общего центра масс? | ||||
А) Оптические двойные звезды Б) Физические двойные звезды | В) Спектрально-двойные звезды Г) Сверхновые звезды | ||||
|
| ||||
4. | Какой из перечисленных объектов лишний в этом списке: | ||||
А) Шаровое звездное скопление Б) Галактика | В) Звездная ассоциация Г) Созвездие | ||||
Часть 2
При выполнении заданий с кратким ответом (задания 5-8) необходимо записать ответ в указанном в тексте задания месте. |
|
|
Ответом к каждому из заданий 5-7 будет некоторая последовательность цифр. В тетради запишите номер вопроса и последовательность цифр – номера выбранных ответов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке. |
5. | Установите соответствие (логическую пару). К каждому названию созвездия, отмеченному буквой, подберите соответствующее изображение, обозначенное цифрой. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. | Расположите астрономические величины в порядке их возрастания. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр ответа.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. | На рисунке представлена диаграмма Герцшпрунга – Рассела. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выберите два утверждения о звездах, которые соответствуют диаграмме. 1) Температура звезд спектрального класса G в 2 раза выше температуры звезд спектрального класса А. 2) Звезда Бетельгейзе относится к сверхгигантам, поскольку ее радиус почти в 1 000 раз превышает радиус Солнца. 3) Плотность белых карликов существенно меньше средней плотности гигантов. 4) Звезда Антарес имеет температуру поверхности 3 300 К и относится к звездам спектрального класса А. 5) «Жизненный цикл» звезды спектрального класса К главной последовательности более длительный, чем звезды спектрального класса В главной последовательности. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ответ: |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ответом к заданию 8 является число. В тетради запишите номер вопроса и полученный ответ. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке. Единицы измерения астрономических величин писать не нужно. | ||||
| ||||
8. | С каким периодом обращалась бы вокруг Солнца Земля, если бы масса Солнца была вдвое больше? Ответ выразите в годах и округлите до десятых. Ответ: ______________ г | |||
Часть 3
Для ответа на задания части 3 (задания 9-10) используйте тетрадь для контрольных работ. Запишите сначала номер задания, а затем развернутый ответ на него. |
Задание 9 представляет собой вопрос, на который необходимо дать письменный ответ. Полный ответ должен включать в себя не только ответ на вопрос, но и его развернутое логически связанное обоснование. При необходимости сделайте рисунок. Ответ записывайте четко и разборчиво. |
9. | Почему небо голубого цвета, если главный источник света для Земли – Солнце, которое светит почти белым светом? Почему небо становится красным на закате и на восходе? |
Для задания 10 необходимо записать полное решение, которое включает запись каткого условия задачи (Дано); рисунок; запись формул, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи; а также математические преобразования и расчеты, приводящие к числовому ответу. |
10. | Какой наименьший линейный диаметр должно иметь солнечное пятно, чтобы его можно было различить невооруженным глазом (при наблюдениях через специальный светофильтр), если разрешающая способность глаза равна 1’. Ответ запишите в км. |
Итоговая контрольная работа по астрономии
Вариант № 2